Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
методическая разработка по логопедии
Цель мастер-класса - поделиться опытом планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгоритма создания и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося с ТНР. проведён в 2019 году для учителей-логопедов образовательных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tsarevskaya_e.g.docx | 33.61 КБ |
master-klass_.pptx | 129.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного
психолого-педагогического консилиума
(Мастер-класс)
- Презентация педагогического опыта.
Тема мастер-класса: «Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»
Цель:
поделиться опытом работы по сопровождению детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработать алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с нарушениями речи.
2. Демонстрация основных приемов работы
Работа с детьми с ОВЗ начинается с первичной диагностики всеми специалистами школьного ППк, что позволяет уточнить структуру речевого нарушения, а также сопутствующие нарушения развития.
Рассмотрим сопровождение ребенка с ОВЗ, имеющего ТНР, на конкретном примере. Егор А., 7 лет. Заключение ТПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1). Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом по преодолению общего недоразвития речи IV уровня речевого развития.
Диагностика речевого развития Егора А. проводилась по методике Т.А. Фотековой с балльно-уровневой системой оценки. Она представляет собой серию речевых проб, направленных на изучение состояния всех сторон речевого развития.
Данная методика показала свою эффективность в:
- уточнении структуры речевого нарушения, оценке степени выраженности нарушений разных сторон речи (построение речевого профиля);
- построении системы индивидуальной коррекционной работы;
- отслеживании динамики речевого развития и оценке эффективности коррекционного воздействия.
На основе АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.1) с учётом структуры речевого нарушения учащегося была составлена рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий из расчета 3 часа коррекционной работы в неделю. Основные направления работы: формирование навыков языкового и звукобуквенного анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий, связной речи. На основе рабочей программы составлено календарно-тематическое планирование. Форма работы с учащимся – групповая.
3. Имитационная игра.
Слушателям предлагается определить планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности и составить маршрут индивидуального сопровождения учащегося на основе анализа речевого профиля:
1. Фонематическое восприятие. 2. Артикуляционная моторика. 3. Звукопроизношение. 4. Слоговая структура. 5. Навыки языкового анализа и синтеза. 6. Грамматический строй речи. 7. Словарь и словообразовательные процессы. 8. Понимание логико-грамматических конструкций. 9. Связная речь.
Участник консилиума | Основные направления коррекционно-развивающей деятельности | Сроки проведения |
Учитель-логопед | ||
Классный руководитель |
4. Моделирование.
Самостоятельная деятельность участников мастер-класса (работа в парах) по заполнению индивидуального плана работы по коррекции звукопроизношения
Задания для самостоятельной работы
- сформулировать логопедическое заключение на основе анализа речевого профиля учащегося
- определить направления коррекционно-развивающей работы
- составить индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения
Общий уровень успешности – III (73,2%).
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Характеристика основных видов деятельности | Часы учебного времени | Даты (отметки о выпол-нении) |
Звуки [Р], [Р′] | ||||
1 | Формирование артикуляционной моторики | |||
2 | Формирование артикуляционной моторики. Развитие слухового внимания и памяти | |||
3 | Постановка звука /р/ механическим путём или по подражанию. | |||
4 | Постановка /р/ и первичная автоматизация | |||
5 | Автоматизация звука /р/ в открытом слоге | |||
6 | Автоматизация звука /р/ в закрытом слоге | |||
7 | Автоматизация звука /р/ в слогах со стечением согласных | |||
8 | Автоматизация звука /р/ в словосочетаниях и предложениях | |||
9 | Автоматизация звука /р/ в связной речи | |||
10 | Дифференциация звуков /л/ - /р/ |
5. Рефлексия проводится с использованием методики незаконченных предложений
Я поняла…
Я научилась …
Теперь я знаю …
Я буду использовать…
Мне было интересно...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: поделиться опытом работы по сопровождению детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработать алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с нарушениями речи.
Этапы мастер-класса:
Егор А., 7 лет. Заключение Т ПМПК : нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1). Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом по преодолению общего недоразвития речи IV уровня речевого развития c 01 .09.201 8 Срок обучения – 2 год а
1. Фонематическое восприятие. 2 . Артикуляционная моторика. 3 . Звукопроизношение. 4 . Слоговая структура . 5 . Навыки языкового анализа и синтеза. 6 . Грамматический строй речи. 7 . Словарь и словообразовательные процессы. 8 . Понимание логико-грамматических конструкций. 9 . Связная речь. Общий уровень успешности – III (68%)
Индивидуальный маршрут сопровождения учащегося Участник консилиума Основные направления коррекционно-развивающей деятельности Сроки проведения Учитель-логопед Классный руководитель
Задания для самостоятельной работы сформулировать логопедическое заключение на основе анализа речевого профиля учащегося определить направления коррекционно-развивающей работы составить индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения
Общий уровень успешности – III (73,2%).
индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения № п/п Наименование разделов ( тем) Характеристика основных видов деятельности Часы учебного времени Даты (отметки о выпол -нении) Заполните разделы «Характеристика основных видов деятельности» и «Часы учебного времени»
Рефлексия Считаете ли Вы актуальной тему мастер-класса? Достигли ли мы цели, поставленной вначале? Какие функции выполняет учитель-логопед в сопровождении учащихся с ОВЗ как участник школьного ПМПк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".
Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...
Обучение грамоте в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
В связи с недоразвитием фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи запаздывает становление навыков звукового анализа и синтеза. Им требуется большее количество времени на изучение зв...
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...
Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)
Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...