Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с двуязычным ребенком в начальной школе.
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему
Очень часто педагогу-психологу в коррекционной работе приходится сталкиваться с детьми-билингвистами. Иногда эти дети обучаются в коррекционном классе или интегрированно в общеобразовательном.Ннизкий уровень владения русским языком затрудняет процесс обучения таких школьников. В таких ситуациях важно работать и над развитием речи, и над развтием словесно-логического мышления, постоянно привлекая внимание ребенка к словам и их значениям.
Пердставленное занятие из коррекционно-развивающей программы для двуязычных детей (3-4 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_zanyatie.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Горунова Ирина Михайловна,
педагог-психолог, методист
ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
с двуязычным ребенком в начальной школе.
Цель: развитие словесно-логического мышления, речи.
Задачи:
1. Активизация внимания к слову, речи, обогащение словаря.
2.Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, группировка, мышление по аналогии).
3.Развитие межполушарного взаимодействия, межполушарной специализации.
Оборудование: карточки с пропущенными буквами (упр.2), мяч, планшет, карточки со словами (упр.8).
УУД: познавательные: выбор способов решения задач; рефлексия способов действия,
контроль и оценка результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; регулятивные: планирование, коррекция, оценка, коммуникативные: владение вербальными средствами общения, умение слушать собеседника; личностные: развитие учебных мотивов, формирование самооценки.
Используемые образовательные технологии:
- технологии на основе активизации деятельности учащихся;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ.
- Приветствие.
Цель: эмоциональные настрой на занятие.
Приветствуем друг друга удобным способом (словом, рукопожатием, соприкосновением ладошками и т.д.). С каким настроением пришел на занятие?
- Упражнение «Вставь пропущенную букву»
Цель: развитие словаря, осведомленности, беглости мышления, уточнение понимания значения слов.
Предлагаются карточки со словами, в которых пропущены буквы (двусложные слова с пропущенной одной буквой).
Для развития активного словаря после нахождения пропущенных букв просить уточнять значение некоторых слов.
Г-ра
П-ро
За-од
-рок
Л-са
Пе-ал
Лис-ок
Г-род
С-оварь
П-ром
М-чик
-учка
У-ро
Са-ог
Р-кав
За-ор
-ыжи
Ло-ка
К-ига
-ода
3. Упражнение «Найди общую букву»
Цель: развитие слухового восприятия, группировки объектов (на основе общих букв).
Ребенку предлагается прослушать несколько слов и найти в них одинаковую букву:
Вода, свод, волк.
Олень, кот, мало.
Глаз, удача, правда.
Лук, утка, клуб.
Для развития активного словаря просить уточнять значение некоторых слов.
4 . Кинезиологические упражнения (развитие межполушарной специализации, развитие межполушарного взаимодействия):
1). "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
2). «Перекрестное марширование».
1-й этап. На счет 1-12 ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения).
2-й этап. Далее на счет 1-12 ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения).
3-й и 5-й этапы – перекрестные движения;
4-й – односторонние.
Обязательно условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
3). «Прыжки на месте».
Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:
- Ноги вместе – руки врозь;
- Ноги врозь – руки вместе;
- Ноги вместе – руки вместе;
- Ноги врозь – руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
5. Упражнение «Игра в рифму»
Цель: обогащение словаря.
Придумать рифму к словам:
Кошка, стол, малина, опять, полка, завод, ребята, лес, грибок, речка, глагол, точка, пример…
Для развития активного словаря просить уточнять значение некоторых слов.
6. Упражнение «Найди букву».
Цель: развитие распределения, переключения внимания.
Используется тренажёр наподобие таблиц Шульте.
https://cepia.ru/razvitie-vnimaniya
7. Упражнение «Придумай антоним».
Цель: развитие умения мыслить по аналогии (отношения противоположности между словами), развитие речи.
Ребенок встает напротив педагога. Взрослый кидает ему мяч, называя слово. Школьнику необходимо придумать антоним (слово с противоположным значением) и вернуть мяч педагогу.
Перечень слов:
Делеко, веселый, идти, говорить, свет, белый, здоровье, любовь, вперед, старый, узко, день, зимний, толстый, темно, свежий, плакать, порядок, чистота.
8. Упражнение «Буква изменилась».
Цель: развитие гибкости и беглости мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, активизация словаря.
Ребенку предлагаются карточки со словами, в каждом слове надо изменить одну букву так, чтобы смысл слова поменялся (например: стол- стул).
Дом, бак, путь, день, ром, роза, коса, палка, торт, свет, лето, дочка, газ.
9. Упражнение «Закончи словосочетания».
Цель: обогащение словаря.
Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:
хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... , злой…, проливной…, золотое…
10. Рефлексия. Завершение занятия.
Что тебе понравилось на занятии?
Что получилось лучше всего?
Какие были трудности, с чем они связаны? Как можно было бы улучшить ситуацию?
Завершение занятия. Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).
Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...
Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".
Предмет: Развитие психических процессов. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Пример программы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком второго класса общеобразовательной школы VIII вида
Документ содержит как примерную программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так и рекомендации для учителей и родителей....
Статья. Коррекционно-развивающие игры для детей с ЗПР в начальной школе.
В данной статье описаны игры на развитие памяти, внимания, мышления обучающихся, регулярно применяемые мною в рабочем процессе....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...