Статья. Коррекционно-развивающие игры для детей с ЗПР в начальной школе.
статья

Борисова Екатерина Михайловна

В данной статье описаны игры на развитие памяти, внимания, мышления обучающихся, регулярно применяемые мною в рабочем процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Игра  с древних времён выступает как форма обучения"

Ян Коменский.

А в начальных классах нашей школы, как наиболее успешная форма.

        Я работаю в школе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с детьми, которые имеют задержку психического развития. Для данной категории особенно важно применять игровые технологии, так как именно с их помощью обучающиеся быстро включаются в процесс учения, у них появляется мотивация к деятельности, они медленней утомляются.

Так же хочу отметить, что данная категория детей  имеет несоответствие темпа формирования психических функций и нуждается в регулярной коррекционной работе.

У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки развития памяти, внимания, мышления. К началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование.

Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать более 5-10 минут.

     Отличается от нормы и речь детей с задержкой психического развития. Дети имеют бедный словарный запас, их речь слабо развита интонационно.

     Своеобразием отличается и поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью является игра. 

Таким образом, применение игровых технологий, целью которых является коррекционная работа, повышение работоспособности  обучающихся, является необходимой составляющей урока и я расскажу о некоторых из них.

Игры и игровые приёмы на развитие памяти.

Русский язык

На картоне предъявляю словарное слово в течении 30 секунд, задача детей запомнить зрительно и записать без ошибок. На следующей неделе игра усложняется тем, что вместо слов предъявляется картинка с изображением предмета или сам предмет, дети должны вспомнить написание слова и записать. За правильно выполненное задание получают фишку.

Игра «Верю не верю»

Зачитываю небольшой текст об одной из частей речи или предложения заканчиваю рассказ словами это я говорила (например) об имени прилагательном. Дети должны показать карточки ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ вспоминая и анализируя  изученную информацию.

На уроках математике в этом году стали использовать игры стимулирующие  запоминание таблицы умножения. Детям показываются карточки с примерами на таблицу умножения на обратной стороне карточки изображен правильный ответ, который предъявляется для сверки, тот кто  назвал ответ правильно получает карточку себе, в конце игры выиграл тот у кого больше карточек, тут важно отметить что сегодня победил к примеру Дима, так как он очень старался дома и много выучил. Следующей по этапности игрой на изучение таблицы умножения является игра с игровым полем в виде квадрата левая и верхняя сторона которого это цифры от одного до десяти (как в таблице Пифагора, но в клетках самого квадрата цифр нет) Показываю. Этот квадрат заранее рисую на магнитной доске маркером. У каждого участника  маркер своего цвета.  Ученики по очереди дважды  бросают кубик с точками, например выпало число два, бросает второй раз четыре, ищем на квадрате окно указывающее на ответ, два умноженное на четыре то есть 8, записываю в  квадрат цифру 8 цветом того ученика, который отгадал, этот же участник продолжает кидать кубик до тех пор пока он знает ответ и может закрыть пустую клетку в квадрате нужной цифрой своего цвета. Если не знает, ход переходит к следующему игроку, выигрывает тот, кто закрыл больше клеток.

Игра " Поймай злодея"

Игра развивает зрительную память, тренирует процессы припоминания, развивает внимание.

Дети – миллиционеры, которые ловят преступника.

"Портрет" преступника изображен на карточке геометрическими фигурами разного цвета. Учитель на какое – то время показывает детям "портрет" и предлагает его хорошо запомнить, т. к. взять с собой его нельзя.

Потом портрет убирается и учитель задает детям вопросы о том, как выглядит преступник или просит его собрать из геометрических фигур.

  • какой формы у него глаза?
  • какого они цвета?
  • какой формы нос ? и т. д.

После того, как ребята вспомнили как "выглядит преступник", портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.

На литературном чтении обучающиеся с удовольствием принимают участие в игре « Кому принадлежат эти вещи?» Учитель заранее готовит предметы или картинки с их изображение речь о которых шла в недавно прочитанных произведениях например: нож с маслом из рассказа М.Зощенко Золотые слова, светлячок из произведения Драгунского» Он живой и светится и т.д.

Игры и игровые приёмы на развитие внимания и мышления.

Игра «Учителя» или «Исправь ошибку»

Особенно любима детьми игра, когда я говорю им что ребята из другой школы или малыши или наша мышка (герой сопровождающий обучение в подготовительном классе)

просят проверить их работу, и раздаю небольшие тексты, в которых нужно исправить ошибки.

На уроках окружающего мира это может быть игра «Исследователи» когда детям раздается материал для изучения их признаков и свойств, например камни, листья, перья, шерсть. Обучающиеся внимательно разглядывают предметы через лупу, измеряют линейкой, записывают отличительные признаки, определяют на ощупь и т.д. Кто больше найдет признаков схожести или отличия тот получает фишку, возможно проводить игру разделив обучающихся на команды.

Игра Зачеркни все буквы о или у в тексте. К нам пришла мышка она не может справиться поможем ей зачеркнуть все о в тексте?

Игра Слово в слове или Животное заблудилось предлагаю детям найти название животного среди прочих букв или маленькие слова в большом.

Игры на развитие моторики:

Волшебный мешочек- найди, пощупай, угадай.

Поиск предметов и их угадывание в ящике с горохом, гречкой.

Буква развалилась собери букву из элементов.

Игры на развитие интонационной стороны речи.

Хорошо проводить на литературном чтении. Говорю  давайте поиграем в веселых и спокойных героев, в героев с тоненьким и низким голосом. Прочитай веселым голосом, прочитай сердитым, тихим испуганным и так далее. Так же использую чтение по ролям при этом особое внимание уделяя подражанию интонации. Такие задания ребята выполняют с удовольствием а при регулярном использовании они способствуют раскрепощению, снятию излишней стеснительности.

Ну и в заключении хочу рассказать о заданиях с соревновательным элементом, такие игры получаются наиболее шумными, если сделать их на скорость и тогда лучше их использовать в конце урока. В нашей школе задания на скорость скорее исключение          (использую только по просьбе самих детей)  так как ребята обладают очень разными физическими возможностями и в силу этих обстоятельств сложно оценить скорость выполнения справедливо. К доске вызываются два игрока им даются аналогичные задание на разных сторонах доски. Например- «Убери лишнее» (среди Фамилий писателей найти поэта или среди названий месяцев название дня недели, или среди названия стран город и так далее).

Через минуту, отсчитываемую  на песочных часах, работу останавливаю. Остальные обучающиеся выполняют роль экспертов, говорю:- «Товарищи эксперты посмотрите, правильно ли выполнено задание, если нет почему»?

Вот та малая часть игровых элементов, которые можно и нужно использовать  в педагогической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коррекционно-развивающий урок в специальной школе в аспекте здоровьсбережения"

Раскрытие актуальности технологии коррекционно-развивающего урока в школе, построение его на психофизических основах....

Коррекционно – развивающее занятие по формированию положительного самоотношения для учащихся начальной школы.

Занятие способствует личностной реабилитации ребенка через укрепление уверенности в себе, понимание им своих личных особенностей и возможностей в общении с окружающим миром....

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Статья "Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 3 класса «Познаём,играем,учимся»

Дети с ОВЗ – это дети с особымиобразовательными потребностями «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, п...

Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".

laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....

(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...