Рабочая программа психо-коррекционных занятий Сказкотерапия
рабочая программа (1 класс) на тему

Приймачук Никита Андреевич

Занятия сказкотерапия работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения направлены на социально-эмоциональное, творческое, познавательное, общекультурное развитие личности средствами нравственного воспитания. Приоритетными направлениями в психокоррекционной работе с детьми с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)  являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz_1-a_skazkoterapiya.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Принято»

 на педагогическом совете

  Протокол № 1

от «30»  08   2017г.

«Утверждено»

Приказ № 261

от «31»   08    2017г.

директор ______ Гнездилова В.Н.      

Рабочая программа

 психо-коррекционных занятий

Сказкотерапия

для  1 о (доп) класса

(для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)

(интеллектуальными нарушениями)

 

Срок реализации программы 1 год

Составил:

Приймачук Никита Андреевич

г. Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников с умеренной умственной отсталостью 1 класс разработана на основе:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

-  распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

- Учебным  планом Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового  района Санкт-Петербурга  на 2017-2018  учебный год

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю). Место  предмета в базисном  учебном плане: коррекционная область.

Занятия сказкотерапиейв работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения направлены на социально-эмоциональное, творческое, познавательное, общекультурное развитие личности средствами нравственного воспитания. Приоритетными направлениями в психокоррекционной работе с детьми с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)  являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.

Существенную роль в общении и межличностном взаимодействии играет невербальная коммуникация. Именно от жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать, то есть невербального поведения личности, зависит характервзаимоотношений и их результат.

Исследования в этой области свидетельствуют о возможности овладения детьми с интеллектуальной патологией элементами общения между людьми.

Занятия по сказкотерапии играют большую роль в работе с детьми, с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями). Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей, социальное поведение, способствует познавательному развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Сказка – это средство организации поведения ребенка, у нее сугубо педагогическая функция.

Организация и проведение занятий строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.


Специфика контингента

На занятия дети берутся малыми группами- 2-3 человека.

Возраст: 7-8лет

Младшие школьники с умеренной умственной отсталостью характеризуются стойким нарушением познавательных функций, эмоционально-волевой сферы и личностного развития, соответственно современные подходы к обучению и воспитанию данной категории детей требуют максимальной индивидуализации, учёта потребностей каждого ребёнка в образовательном процессе.

Цель программы

Цельпрограммы заключается в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к новым условиям при помощи вовлечения их в игровую  деятельность.

Задачи

  • актуализация у учащихся потребности в эмоциональном общении посредством сказки
  • формирование умения узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие
  • развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов
  • формирование умения выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ
  • формирование уменияпонимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
  • формировать коммуникативные навыки

Формы организации коррекционных занятий

  • Работа со сказкой (рассказывание, рисование, кукольный театр и др.)
  • Этюды (изображение различных эмоциональных состояний)
  • Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
  • Игры настольные, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, дидактические, развивающие, конструкторы
  • Чтение художественных произведений
  • Беседы
  • Импровизации
  • Свободное и тематическое рисование
  • Работа с пластилином
  • Элементы аутотренинга с использованием записи звуков природы, релаксационной музыки, стихов
  • Использование элементов арт-терапии
  • Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,  уверенности ребенка в себе,  социальных навыков поведения

Методы и приёмы обучения

  • создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
  • использование познавательных игр, сказок
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа
  • наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ
  • практические методы – упражнения, дидактические, сюжетно-ролевые игры

Виды деятельности учащихся на занятиях

  • наблюдение
  • слушание сказок
  • упражнения – по подражанию, по инструкции
  • игры-имитации
  • рисование

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Диагностика на начало и конец учебного года, см. приложение 1.

Ожидаемый результат

В качестве показателей развития, учащихся рассматриваются даже элементарные сдвиги и изменения в развитии, которые происходят в результате обучения.

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
  • уважительное отношение к окружающим
  • освоение доступных социальных ролей
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
  • проявление этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  •  навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
  • актуализация и проявление установок на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
  • адаптация к школе

Содержание коррекционной программы

Тематический план

Разделы программы

Кол-во

часов

Практические

занятия

Контроль

Первое полугодие (34 ч.)

Диагностика

2

2

д/карты

Игры,  направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

6

6

текущий

Игры,  направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

8

5

текущий

Подвижные игры

6

3

текущий

Сказки

10

Второе полугодие (36ч.)

Игры,  направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

5

5

текущий

Игры,  направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

10

6

текущий

Подвижные игры

7

3

текущий

Сказки

10

Диагностика

2

2

д/карты

Итого за год: 68 часов


Содержание программы

Разделы программы

Содержание

Игры,  направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

  • создание непринужденной атмосферы для общения
  • развитие коммуникативных навыков участников данного процесса
  • развитие  умения слушать, слышать и выражать свои мысли, желания

Игры,  направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

  • развитие процессов мыслительной деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие воображения; развитие процессов  памяти, внимания, восприятия

Подвижные игры

  • развитие двигательной активности, умение  работать в группе сверстников, развитие  внимания, координации, быстроты реакции

Сказки

  • знакомство со сказками разных народов мира
  • развитие желания слушать сказку, следить за развитием событий сказки
  • развитие умения сопереживать героям сказки
  • способствует развитию воображения, внимания, памяти, речи
  • стимулирует выполнение игровых действий в соответствии с содержанием сказки
  • формирует умение пересказывать сказку с помощью доступных средств коммуникации и отвечать на вопросы по содержанию  сказки


Условия реализации программы

  1. Программа коррекционно-рзвивающих занятий для 1-4 классов под редакцией Мальцева Г.А. 2012.
  2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003
  3. Имаготерапевтическиеаудиопрограммы  «Сказки звездной страны Зо- диакалии» 1 -2 части-аудиокассеты и релаксационная музыка Т.Д.Зинкевич; «Волшебные голоса природы», 2006
  4. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008
  5. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006
  6. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

Предметно-развивающая образовательная среда

  • Детские книги, раскраски
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами сказок, сказки
  • Иллюстрированный материал
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями
  • Игрушки
  • Дидактические куклы
  • Настольно-печатные игры
  • Разрезные картинки
  • Игрушки из дерева. Мозаика
  • Пазлы
  • аудиозаписи

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение

  1. http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения
  2. http://mistergid.ru/ - распорядок дня в стихах и картинках
  3. http://wunderkind-blog.ru/ - пространственная ориентация
  4. http://maminsite.ru/game.html - игры онлайн
  5. http://сезоны-года.рф/ - презентации о времени года
  6. http://www.detiam.com/

Календарно-тематическое планирование

Корреционно - развивающих занятий. Сказкотерапия.

индивидуальных занятий развивающей направленности для учащихся 1о класса с умеренной умственной отсталостью   2017-2018г.

( 68ч. в год, 2 ч. в неделю)

п/п

Дата

 прове-

дения

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование

Корректировка

1

01.09.17

Диагностика

1

2

07.09.17

Сказки

 Сказка «Колобок»

1

уметь слушать сказку и слышать свое дыхание

Книги, иллюстрации

3

08.09.17

Сказки

 Сказка «Колобок»

Театральные маски

1

 представлять себя героем сказки

Театральные маски персонажей

4

14.09.17

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: « Клеевой ручеек»

1

Преодоление препятствий, держась, друг за друга

5

15.09.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Необычное сражение»

1

Упражнение на снижение эмоционального и мышечного напряжения

6

21.09.17

Подвижные игры

Игра: «Дождь идет»

1

Подражание тем действиям, о которых говорится в стихотворении

См. коммуникативные игры

7

22.09.17

Сказки

Сказка «Колобок»

М/ф

1

Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф

Проектор мульт.

фильм

8

28.09.17

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

1

Учатся выражать свои чувства и понимать чувства другого человека

9

29.09.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Рычи лев, рычи»

1

Упражнения на снятие напряженности, невротических состояний, страхов

10

05.10.17

Подвижные игры

Игра: «Вежливые слова»

1

Вырабатывают привычку пользоваться вежливыми словами при общении.

Игры с мячом в кругу.

См. коммуникативные игры

11

06.10.17

Сказки

Сказка «Репка»

1

уметь слушать сказку и слышать свое дыхание

Книги, иллюстрации

12

12.10.17

Сказки

Сказка «Репка»

Настольный театр

1

представлять себя героем сказки

Настольный театр

13

13.10.17

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игры ситуации

1

Учатся вступать в разговор, обмениваться чувствами, используя мимику и пантомимику

14

19.10.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Рукавички»

1

Упражнения на культуру общения

Рукавички  из бумаги карандаши цветные

15

20.10.17

Подвижные игры

Игра: «Вышли мыши как-то раз»

1

Развитие интонационной формы речи.

Учить сопровождать слова движениями

См. коммуникативные игры

16

26.10.17

Сказки

Сказка «Репка»

Просмотр м/ф

1

Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф

Проектор мульт.

фильм

17

27.10.17

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Коврик примирения»

1

Учатся мириться, делиться игрушками

Игрушки, коврик

18

09.11.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Школа улыбок»

1

Упражнения на культуру общения

19

10.11.17

Подвижные игры

Игра: «Правая и левая»

1

Подражание тем действиям, о которых говорится в стихотворении

См. коммуникативные игры

20

16.11.17

Сказки

Сказка «Курочка Ряба»

1

уметь слушать сказку и слышать свое дыхание

Книги, иллюстрации

21

17.11.17

Сказки

Сказка «Курочка Ряба»

Настольный театр

1

представлять себя героем сказки

Настольный театр

22

23.11.17

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Разговор через стекло»

1

Учатся объясняться друг с другом с помощью  мимики и жестов

23

24.11.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Игрушка»

1

Упражнения на отработку взаимодействия

Игрушки

24

30.11.17

Подвижные игры

Игра: «Волшебные водоросли»

1

Упражнение на расслабление

См. коммуникативные игры

25

01.12.17

Сказки

Сказка «Курочка Ряба»

Просмотр м/ф

1

Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф

Проектор мульт.

фильм

26

07.12.17

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Закорючка»

1

Учатся уважать друг друга в общении

Бумага, фломастеры

27

08.12.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Ролевое проигрывание ситуаций»

1

Упражнения на развитие эмпатии

28

14.12.17

Сказки

Сказка «Курочка Ряба»

Рисуем сказку

1

Обводка и раскрашивание сюжетов сказки

Карандаши, бумага, раскраски

29

15.12.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Лица»

1

Упражнения на понимание мимики лица

30

21.12.17

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Что изменилось?»

1

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

31

22.12.17

Диагностика

1

Итого за 1 полугодие

31ч

2 полугодие

1

11.01.18

Сказки

Сказка «Теремок»

1

уметь слушать сказку и слышать свое дыхание

Книги, иллюстрации

2

12.01.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Давайте поздороваемся»

1

Упражнения на знакомство с другими детьми

3

18.01.18

Подвижные игры

Игра: «Липучки»

1

Подвижные игры на совместные действия

См. коммуникативные игры

4

19.01.18

Сказки

Сказка «Теремок»

1

представлять себя героем сказки

Настольный театр

5

25.01.18

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Расследование»

1

Учатся запоминать и описывать внешность соседа

6

26.01.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер

Игра: «Скучно, скучно так сидеть»

1

Упражнения на развитие раскованности, на тренировку саморганизации

Стульчики

7

01.02.18

Подвижные игры

Игра: «Веселая сороконожка»

1

 Упражнения на совместные движения

См. коммуникативные игры

8

02.02.18

Сказки

Сказка «Теремок»

Показ м/ф

1

Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф

Проектор мульт.

фильм

9

08.02.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Дракон кусает свой хвост»

1

Упражнения на снятие напряженности, невротических состояний, страхов

10

09.02.18

Подвижные игры

Игра: «Каравай»

1

Упражнения на согласованность действий

См. коммуникативные игры

11

15.02.18

Сказки

Сказка «Три медведя»

1

уметь слушать сказку и слышать свое дыхание

Книга, иллюстрации

12

16.02.18

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Небоскреб»

1

Упражнение на умение работать в команде

Кубики

13

22.02.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Иголка и нитка»

1

Развитие произвольности

Для аутичных детей

14

01.03.18

Подвижные игры

Игра: «Змея»

1

Упражнения на координацию движений

См. коммуникативные игры

15

02.03.18

Сказки

Сказка «Три медведя»

1

представлять себя героем сказки

Книги, иллюстрации

16

15.03.18

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игры ситуации

1

Учатся вступать в разговор, обмениваться чувствами, используя мимику и пантомимику

17

16.03.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Поссорились два петушка»

1

Упражнения на развитие раскованности

18

22.03.18

Подвижные игры

Игра: «Ветер дует на …»

1

Упражнения на формирование правильного дыхания

См. коммуникативные игры

19

23.03.18

Сказки

Сказка «Три медведя»

Просмотр м/ф

1

Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф

Проектор мульт.

фильм

20

05.04.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Кто за кем?»

1

Подвижная игра на снижение возбуждения

21

06.04.18

Сказки

Сказка «Волк и семеро козлят»

1

уметь слушать сказку и слышать свое дыхание

Книги, иллюстрации

22

12.04.18

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Нос к носу»

1

Игры на развитие коммуникационных умений

23

13.04.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Слушай команду»

1

Упражнения на развитие сосредоточенности

24

19.04.18

Подвижные игры

Игра: «Если «да» - похлопай, если…»

1

Развитие коммуникативных навыков у детей

См. коммуникативные игры

25

20.04.18

Сказки

Сказка «Волк и семеро козлят» Настольный  театр

1

представлять себя героем сказки

Настольный  театр

26

26.04.18

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Пальцы звери добрые, пальцы…»

1

Пальчиковые игры

Развитие коммуникативных навыков у детей

27

27.04.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Уходи злость, уходи»

1

Упражнения на формирование навыка регуляции эмоционального состояния

28

03.05.18

Подвижные игры

Игра: «Подушечные бои»

1

Упражнения на снижение эмоционального и мышечного напряжения

Подушки

См. игры на развитие эмоциональной сферы

29

04.05.18

Сказки Сказка «Волк и семеро козлят»

Просмотр м/ф

1

Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф

Проектор мульт.

фильм

30

10.05.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Классификация чувств»

1

Упражнения на классификацию

31

11.05.18

Сказки Сказка «Волк и семеро козлят» Рисование

1

Обводка и раскрашивание сюжетов сказки

Карандаши, бумага, раскраски

32

17.05.18

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков

Игра: «Охота на тигров»

1

Развитие коммуникативных навыков

33

18.05.18

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы

Игра: «Час тишины – час можно»

1

Упражнение на регулирование своего состояния и поведения

34

24.05.18

Диагностика

1

35

25.05.18

Диагностика

1

Итого за 2 полугодие

35ч

Итого за год

66ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...