Рабочая программа психо-коррекционных занятий Сказкотерапия
рабочая программа (1 класс) на тему
Занятия сказкотерапия работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения направлены на социально-эмоциональное, творческое, познавательное, общекультурное развитие личности средствами нравственного воспитания. Приоритетными направлениями в психокоррекционной работе с детьми с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_1-a_skazkoterapiya.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Принято» на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» 08 2017г. | «Утверждено» Приказ № 261 от «31» 08 2017г. директор ______ Гнездилова В.Н. |
Рабочая программа
психо-коррекционных занятий
Сказкотерапия
для 1 о (доп) класса
(для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)
(интеллектуальными нарушениями)
Срок реализации программы 1 год
Составил:
Приймачук Никита Андреевич
г. Санкт-Петербург
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников с умеренной умственной отсталостью 1 класс разработана на основе:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 2 часов в неделю). Место предмета в базисном учебном плане: коррекционная область.
Занятия сказкотерапиейв работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения направлены на социально-эмоциональное, творческое, познавательное, общекультурное развитие личности средствами нравственного воспитания. Приоритетными направлениями в психокоррекционной работе с детьми с умственно отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом. Общение детей с интеллектуальной недостаточностью с окружающими, восприятие и понимание самого себя, своих близких и незнакомых людей являются обязательными для развития и формирования личности и имеют важное значение для успешного протекания процессов социальной адаптации.
Существенную роль в общении и межличностном взаимодействии играет невербальная коммуникация. Именно от жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать, то есть невербального поведения личности, зависит характервзаимоотношений и их результат.
Исследования в этой области свидетельствуют о возможности овладения детьми с интеллектуальной патологией элементами общения между людьми.
Занятия по сказкотерапии играют большую роль в работе с детьми, с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями). Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей, социальное поведение, способствует познавательному развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Сказка – это средство организации поведения ребенка, у нее сугубо педагогическая функция.
Организация и проведение занятий строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Специфика контингента
На занятия дети берутся малыми группами- 2-3 человека.
Возраст: 7-8лет
Младшие школьники с умеренной умственной отсталостью характеризуются стойким нарушением познавательных функций, эмоционально-волевой сферы и личностного развития, соответственно современные подходы к обучению и воспитанию данной категории детей требуют максимальной индивидуализации, учёта потребностей каждого ребёнка в образовательном процессе.
Цель программы
Цельпрограммы заключается в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к новым условиям при помощи вовлечения их в игровую деятельность.
Задачи
- актуализация у учащихся потребности в эмоциональном общении посредством сказки
- формирование умения узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие
- развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов
- формирование умения выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ
- формирование уменияпонимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
- формировать коммуникативные навыки
Формы организации коррекционных занятий
- Работа со сказкой (рассказывание, рисование, кукольный театр и др.)
- Этюды (изображение различных эмоциональных состояний)
- Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
- Игры настольные, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, дидактические, развивающие, конструкторы
- Чтение художественных произведений
- Беседы
- Импровизации
- Свободное и тематическое рисование
- Работа с пластилином
- Элементы аутотренинга с использованием записи звуков природы, релаксационной музыки, стихов
- Использование элементов арт-терапии
- Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения
Методы и приёмы обучения
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр, сказок
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ
- практические методы – упражнения, дидактические, сюжетно-ролевые игры
Виды деятельности учащихся на занятиях
- наблюдение
- слушание сказок
- упражнения – по подражанию, по инструкции
- игры-имитации
- рисование
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Диагностика на начало и конец учебного года, см. приложение 1.
Ожидаемый результат
В качестве показателей развития, учащихся рассматриваются даже элементарные сдвиги и изменения в развитии, которые происходят в результате обучения.
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
- уважительное отношение к окружающим
- освоение доступных социальных ролей
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
- проявление этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
- актуализация и проявление установок на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- адаптация к школе
Содержание коррекционной программы
Тематический план
Разделы программы | Кол-во часов | Практические занятия | Контроль |
Первое полугодие (34 ч.) | |||
Диагностика | 2 | 2 | д/карты |
Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков | 6 | 6 | текущий |
Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы | 8 | 5 | текущий |
Подвижные игры | 6 | 3 | текущий |
Сказки | 10 | ||
Второе полугодие (36ч.) | |||
Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков | 5 | 5 | текущий |
Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы | 10 | 6 | текущий |
Подвижные игры | 7 | 3 | текущий |
Сказки | 10 | ||
Диагностика | 2 | 2 | д/карты |
Итого за год: 68 часов
Содержание программы
Разделы программы | Содержание |
Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков |
|
Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы |
|
Подвижные игры |
|
Сказки |
|
Условия реализации программы
- Программа коррекционно-рзвивающих занятий для 1-4 классов под редакцией Мальцева Г.А. 2012.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003
- Имаготерапевтическиеаудиопрограммы «Сказки звездной страны Зо- диакалии» 1 -2 части-аудиокассеты и релаксационная музыка Т.Д.Зинкевич; «Волшебные голоса природы», 2006
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
Предметно-развивающая образовательная среда
- Детские книги, раскраски
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами сказок, сказки
- Иллюстрированный материал
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями
- Игрушки
- Дидактические куклы
- Настольно-печатные игры
- Разрезные картинки
- Игрушки из дерева. Мозаика
- Пазлы
- аудиозаписи
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения
- http://mistergid.ru/ - распорядок дня в стихах и картинках
- http://wunderkind-blog.ru/ - пространственная ориентация
- http://maminsite.ru/game.html - игры онлайн
- http://сезоны-года.рф/ - презентации о времени года
- http://www.detiam.com/
Календарно-тематическое планирование
Корреционно - развивающих занятий. Сказкотерапия.
индивидуальных занятий развивающей направленности для учащихся 1о класса с умеренной умственной отсталостью 2017-2018г.
( 68ч. в год, 2 ч. в неделю)
№ п/п | Дата прове- дения | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование | Корректировка |
1 | 01.09.17 | Диагностика | 1 | |||
2 | 07.09.17 | Сказки Сказка «Колобок» | 1 | уметь слушать сказку и слышать свое дыхание | Книги, иллюстрации | |
3 | 08.09.17 | Сказки Сказка «Колобок» Театральные маски | 1 | представлять себя героем сказки | Театральные маски персонажей | |
4 | 14.09.17 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: « Клеевой ручеек» | 1 | Преодоление препятствий, держась, друг за друга | ||
5 | 15.09.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Необычное сражение» | 1 | Упражнение на снижение эмоционального и мышечного напряжения | ||
6 | 21.09.17 | Подвижные игры Игра: «Дождь идет» | 1 | Подражание тем действиям, о которых говорится в стихотворении | См. коммуникативные игры | |
7 | 22.09.17 | Сказки Сказка «Колобок» М/ф | 1 | Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф | Проектор мульт. фильм | |
8 | 28.09.17 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» | 1 | Учатся выражать свои чувства и понимать чувства другого человека | ||
9 | 29.09.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Рычи лев, рычи» | 1 | Упражнения на снятие напряженности, невротических состояний, страхов | ||
10 | 05.10.17 | Подвижные игры Игра: «Вежливые слова» | 1 | Вырабатывают привычку пользоваться вежливыми словами при общении. Игры с мячом в кругу. | См. коммуникативные игры | |
11 | 06.10.17 | Сказки Сказка «Репка» | 1 | уметь слушать сказку и слышать свое дыхание | Книги, иллюстрации | |
12 | 12.10.17 | Сказки Сказка «Репка» Настольный театр | 1 | представлять себя героем сказки | Настольный театр | |
13 | 13.10.17 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игры ситуации | 1 | Учатся вступать в разговор, обмениваться чувствами, используя мимику и пантомимику | ||
14 | 19.10.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Рукавички» | 1 | Упражнения на культуру общения | Рукавички из бумаги карандаши цветные | |
15 | 20.10.17 | Подвижные игры Игра: «Вышли мыши как-то раз» | 1 | Развитие интонационной формы речи. Учить сопровождать слова движениями | См. коммуникативные игры | |
16 | 26.10.17 | Сказки Сказка «Репка» Просмотр м/ф | 1 | Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф | Проектор мульт. фильм | |
17 | 27.10.17 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Коврик примирения» | 1 | Учатся мириться, делиться игрушками | Игрушки, коврик | |
18 | 09.11.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Школа улыбок» | 1 | Упражнения на культуру общения | ||
19 | 10.11.17 | Подвижные игры Игра: «Правая и левая» | 1 | Подражание тем действиям, о которых говорится в стихотворении | См. коммуникативные игры | |
20 | 16.11.17 | Сказки Сказка «Курочка Ряба» | 1 | уметь слушать сказку и слышать свое дыхание | Книги, иллюстрации | |
21 | 17.11.17 | Сказки Сказка «Курочка Ряба» Настольный театр | 1 | представлять себя героем сказки | Настольный театр | |
22 | 23.11.17 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Разговор через стекло» | 1 | Учатся объясняться друг с другом с помощью мимики и жестов | ||
23 | 24.11.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Игрушка» | 1 | Упражнения на отработку взаимодействия | Игрушки | |
24 | 30.11.17 | Подвижные игры Игра: «Волшебные водоросли» | 1 | Упражнение на расслабление | См. коммуникативные игры | |
25 | 01.12.17 | Сказки Сказка «Курочка Ряба» Просмотр м/ф | 1 | Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф | Проектор мульт. фильм | |
26 | 07.12.17 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Закорючка» | 1 | Учатся уважать друг друга в общении | Бумага, фломастеры | |
27 | 08.12.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Ролевое проигрывание ситуаций» | 1 | Упражнения на развитие эмпатии | ||
28 | 14.12.17 | Сказки Сказка «Курочка Ряба» Рисуем сказку | 1 | Обводка и раскрашивание сюжетов сказки | Карандаши, бумага, раскраски | |
29 | 15.12.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Лица» | 1 | Упражнения на понимание мимики лица | ||
30 | 21.12.17 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Что изменилось?» | 1 | Упражнения на развитие внимания и наблюдательности | ||
31 | 22.12.17 | Диагностика | 1 | |||
Итого за 1 полугодие | 31ч | |||||
2 полугодие | ||||||
1 | 11.01.18 | Сказки Сказка «Теремок» | 1 | уметь слушать сказку и слышать свое дыхание | Книги, иллюстрации | |
2 | 12.01.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Давайте поздороваемся» | 1 | Упражнения на знакомство с другими детьми | ||
3 | 18.01.18 | Подвижные игры Игра: «Липучки» | 1 | Подвижные игры на совместные действия | См. коммуникативные игры | |
4 | 19.01.18 | Сказки Сказка «Теремок» | 1 | представлять себя героем сказки | Настольный театр | |
5 | 25.01.18 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Расследование» | 1 | Учатся запоминать и описывать внешность соседа | ||
6 | 26.01.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер Игра: «Скучно, скучно так сидеть» | 1 | Упражнения на развитие раскованности, на тренировку саморганизации | Стульчики | |
7 | 01.02.18 | Подвижные игры Игра: «Веселая сороконожка» | 1 | Упражнения на совместные движения | См. коммуникативные игры | |
8 | 02.02.18 | Сказки Сказка «Теремок» Показ м/ф | 1 | Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф | Проектор мульт. фильм | |
9 | 08.02.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Дракон кусает свой хвост» | 1 | Упражнения на снятие напряженности, невротических состояний, страхов | ||
10 | 09.02.18 | Подвижные игры Игра: «Каравай» | 1 | Упражнения на согласованность действий | См. коммуникативные игры | |
11 | 15.02.18 | Сказки Сказка «Три медведя» | 1 | уметь слушать сказку и слышать свое дыхание | Книга, иллюстрации | |
12 | 16.02.18 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Небоскреб» | 1 | Упражнение на умение работать в команде | Кубики | |
13 | 22.02.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Иголка и нитка» | 1 | Развитие произвольности | Для аутичных детей | |
14 | 01.03.18 | Подвижные игры Игра: «Змея» | 1 | Упражнения на координацию движений | См. коммуникативные игры | |
15 | 02.03.18 | Сказки Сказка «Три медведя» | 1 | представлять себя героем сказки | Книги, иллюстрации | |
16 | 15.03.18 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игры ситуации | 1 | Учатся вступать в разговор, обмениваться чувствами, используя мимику и пантомимику | ||
17 | 16.03.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Поссорились два петушка» | 1 | Упражнения на развитие раскованности | ||
18 | 22.03.18 | Подвижные игры Игра: «Ветер дует на …» | 1 | Упражнения на формирование правильного дыхания | См. коммуникативные игры | |
19 | 23.03.18 | Сказки Сказка «Три медведя» Просмотр м/ф | 1 | Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф | Проектор мульт. фильм | |
20 | 05.04.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Кто за кем?» | 1 | Подвижная игра на снижение возбуждения | ||
21 | 06.04.18 | Сказки Сказка «Волк и семеро козлят» | 1 | уметь слушать сказку и слышать свое дыхание | Книги, иллюстрации | |
22 | 12.04.18 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Нос к носу» | 1 | Игры на развитие коммуникационных умений | ||
23 | 13.04.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Слушай команду» | 1 | Упражнения на развитие сосредоточенности | ||
24 | 19.04.18 | Подвижные игры Игра: «Если «да» - похлопай, если…» | 1 | Развитие коммуникативных навыков у детей | См. коммуникативные игры | |
25 | 20.04.18 | Сказки Сказка «Волк и семеро козлят» Настольный театр | 1 | представлять себя героем сказки | Настольный театр | |
26 | 26.04.18 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Пальцы звери добрые, пальцы…» | 1 | Пальчиковые игры Развитие коммуникативных навыков у детей | ||
27 | 27.04.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Уходи злость, уходи» | 1 | Упражнения на формирование навыка регуляции эмоционального состояния | ||
28 | 03.05.18 | Подвижные игры Игра: «Подушечные бои» | 1 | Упражнения на снижение эмоционального и мышечного напряжения | Подушки | См. игры на развитие эмоциональной сферы |
29 | 04.05.18 | Сказки Сказка «Волк и семеро козлят» Просмотр м/ф | 1 | Просмотр м/ф с проговариванием узнавать героев сказок в м/ф | Проектор мульт. фильм | |
30 | 10.05.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Классификация чувств» | 1 | Упражнения на классификацию | ||
31 | 11.05.18 | Сказки Сказка «Волк и семеро козлят» Рисование | 1 | Обводка и раскрашивание сюжетов сказки | Карандаши, бумага, раскраски | |
32 | 17.05.18 | Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков Игра: «Охота на тигров» | 1 | Развитие коммуникативных навыков | ||
33 | 18.05.18 | Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы Игра: «Час тишины – час можно» | 1 | Упражнение на регулирование своего состояния и поведения | ||
34 | 24.05.18 | Диагностика | 1 | |||
35 | 25.05.18 | Диагностика | 1 | |||
Итого за 2 полугодие | 35ч | |||||
Итого за год | 66ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...