Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_rabote_s_giperaktivnymi.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика заданий с условиями:
возможности коррекционной работы с гиперактивными детьми
В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивность – одна из наиболее распространенных причин обращения к психологу в детском возрасте. Причем это может быть как официально подтвержденный медицинский диагноз, так и устное педагогическое заключение: основные проявления и в том, и в другом случае очень схожи. Однако, слыша от родителя «у меня гиперактивный ребенок», мы понимаем, что речь идет об очень неудобном ребенке. О ребенке, которому из – за его подвижности, порывистости и невнимательности сложно «встроиться» в любое звено современной образовательной системы, найти в ней свое место. И, если 10 – 15 лет назад гиперактивных детей в классе было по одному – два ребенка, то сейчас эта цифра может доходить до пяти и более человек. По данным Л.А. Ясюковой, ежегодно при первичном тестировании первоклассников выявляется до 35% учащихся с СДВГА. При численности современных классов от 35 до 38 человек это может значительно осложнять процесс обучения и для учащихся, и для педагога.
На наш взгляд, наиболее полное определение синдрома дефицита внимания и гиперактивности дает Г.Н. Монина, характеризуя его как «комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития».
«Ядром» СДВГА чаще всего является дисфункция ЦНС, преимущественно ретикулярной формации ствола головного мозга. Она проявляется в трудности концентрации и поддержания внимания, сложности обработки экзогенной и эндогенной информации, избыточной двигательной активности. Кроме того, у детей с СДВГА наблюдается некоторое отставание в созревании ЦНС и, как следствие, в формировании высших психических функций, особенно регулятивных. Все вместе это не позволяет гиперактивному ребенку быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям и нормально переносить интеллектуальную нагрузку. Поскольку, как отмечает Л.А. Ясюкова, чаще всего тенденция к выраженному снижению внимания у гиперактивных детей наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно.
О.В. Халецкая, проанализировав состояние высших мозговых функций у здоровых и детей с СДВГ в возрасте 5-7 лет, пришла к выводу, что выраженных различий у них не наблюдается. Однако уже в 6-7-летнем возрасте различия становятся более яркими, особенно по таким функциям, как слухо - моторная координация и речь. В случае же ослабления регулирующей функции речи, ребенок испытывает затруднения при последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается на малозначимые раздражители и не может остановить поток побочных ассоциаций. Дело осложняется тем, что, согласно результатам исследований Л.А. Ясюковой, интеллектуальная деятельность детей с СДВГ имеет свои особенности цикличности: длительность произвольной продуктивной работы не превышает 5 - 15 минут. По их окончании дети утрачивают контроль над умственной активностью и далее, в течение 3 - 7 минут, мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Показатели развития памяти у детей с СДВГА, чаще всего, бывают в пределах возрастной нормы, но из – за неустойчивого внимания наблюдаются пробелы в освоении учебного материала.
К вышеперечисленным особенностям детей с СДВГА присоединяются двигательная бесцельная расторможенность со стороны общей моторики и недостаточная точность движений со стороны тонкой моторики рук.
Так же исследователи отмечают эмоциональную неустойчивость и импульсивность детей с СДВГА. Эта особенность имеет ряд последствий для социального и эмоционально – личностного развития ребят.
Так часто у детей с СДВГ отмечаются нарушения социальной адаптации. Из – за некоторой социальной незрелости гиперактивные дети быстро находят друзей, но не могут надолго их удержать, потому что стремятся во всем руководить, ведут себя агрессивно и требовательно.
Во взаимодействии со взрослыми на запрет или замечание реагируют непослушанием и грубостью. Кроме того, гиперактивные дети в большей степени, чем их сверстники, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из – за неудач. У них отмечаются беспричинные приступы гнева и ярости не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе. Подобная эмоциональная напряженность и трудности, возникающие в общении со взрослыми и сверстниками, приводят к тому, что у ребенка с СДВГА легко формируется и прочно закрепляется негативная самооценка, которая, в свою очередь, ведет к возникновению негативной «Я – концепции».
На наш взгляд, основные трудности ребенка с СДВГА это: 1) он не слышит – не «включается» в момент обращенной к нему речи и 2) слышит и запоминает обращенную к нему речь не в полном объеме (то есть многоступенчатые инструкции, часто встречающиеся в школьных заданиях, для него очень трудны). Все это, как мы помним, происходит на фоне эмоциональной нестабильности – третьей основной трудности детей с СДВГА. Отсюда в учебной ситуации ребенок часто выполняет задание не в полном объеме, что становится причиной недопонимания между ним и учителем: педагог указывает на ошибку, снижая оценку, ученик возмущается – он старался, а одно или несколько условий задания может на самом деле не помнить. В ситуации же общения с детьми ребенок с СДВГА часто может не услышать или не полностью воспринять обращенную к нему речь, отреагировав на нее обидой и гневом, что ведет к возникновению конфликтов со сверстниками. Кроме того, импульсивность проявляется в неряшливом и часто неоправданно стремительном выполнении заданий, в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, неспособности дождаться своей очереди, выкрикивании с места, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов). С возрастом проявления импульсивности становятся для окружающих все заметнее.
На наш взгляд, именно в такой последовательности и стоит работать над трудностями ребенка с СДВГА: сначала умение слушать, потом – все остальное.
Чтобы задание с большей вероятностью было выполнено ребенком с СДВГА, оно должно отвечать следующим требованиям:
- У ребенка должен быть четкий образ того, о чем идет речь в задании. То есть перед заданием у ребенка лучше с помощью вопросов уточнить, что он знает об интересующем нас предмете/ явлении;
- Короткая и четкая инструкция;
- Четкие условия задания, оставляющие, однако, относительную свободу выбора. На наш взгляд, это вызывает определенный интерес и мотивирует, но не провоцирует такой сильной эмоциональной реакции, как, например, открытая конкуренция со сверстником. Что, соответственно, способствует верному выполнению задания;
- Обязательная самостоятельная проверка результатов работы и самостоятельное исправление ошибок;
- Кратковременность выполнения задания. Она должна быть очевидной для ребенка.
А чтобы задание имело для ребенка с СДВГА коррекционно - развивающий эффект оно должно содержать элементы планирования.
Поэтому, на наш взгляд, достаточно перспективной в коррекционной работе с гиперактивными детьми 6 – 9 лет может быть предлагаемая нами методика заданий с условиями, которая может быть использована как в групповом, так и в индивидуальном формате.
Предлагаемая нами методика состоит из 2-х частей. В первой части занятия детям читается короткая история. За основу мы взяли серию «Книжки – мальчишки» Иордана Кефалиди (СПб: «Азбука», 2013). Всего в серии 12 историй про четырёх героев: Паровозика, Катерка, Тракторка и Самолётика. История может быть прочитана как самостоятельно взрослым, так и по ролям детьми. Это зависит от возраста детей и их техники чтения.
Во второй части занятия детям предлагается нарисовать объект из прочитанной ранее книжки, отвечающий определённым условиям.[1]
Так, например, после прочтения книги И. Кефалиди «Паровозик ищет работу» задание с условиями может выглядеть следующим образом:
Количество условий | Инструкция |
Два условия | «Нарисуйте Паровозик, везущий шесть вагонов. Все вагоны должны быть разного цвета». |
Три условия | «Нарисуйте Паровозик, везущий шесть вагонов. Все вагоны должны быть разного цвета, а самый маленький должен ехать последним». |
Четыре условия | «Нарисуйте Паровозик, везущий шесть вагонов. Все вагоны должны быть разного цвета. Красный должен быть с окнами, а самый маленький должен ехать последним». |
Исходя из нашего опыта работы, гиперактивным детям нравятся подобного рода задания. Они не вызывают сопротивления, потому что кажутся достаточно простыми и быстрыми для выполнения. С другой стороны, обязательными условиями, содержащимися в инструкции, они привлекают внимание ребенка и создают почву для удовлетворения его потребности «оказаться правым», «всех победить». Кроме того, при проверке правильности выполнения задания взрослому нет необходимости давать негативную оценку: выводы делает сам ребенок. Ну и, наконец, ребенок имеет возможность исправить допущенные ошибки, что не всегда возможно сделать в других ситуациях.
[1] Количество условий определяется взрослым, исходя из результатов модифицированной методики «Рисование бус» (И.И. Аргинской), которая проводится в начале коррекционно – развивающих занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...
Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста ( приемы и методы)
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ЛОГОРИТМИКИ В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ....
Конспект непосредственно - логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Конспект непосредственно - логопедической деятельности адресован детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей. Ц...
Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...
Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....