Способности и одаренность детей старшего дошкольного возраста.
статья по теме
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sposobnosti_i_odarennost.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»
Способности и одаренность детей старшего дошкольного возраста.
Разработала:
Айрумян Гаянэ Сергеевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Звездный»
Астрахань 2011
Если одаренность – это явление,
то одаренные дети – это проблема.
В.И. Панов
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Существуют различные виды одарённости, например, скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт, математика и т. д.).
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем их сверстники: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их интересы и склонности, развитые уже с проявившемся раннего детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже проявившейся в определенной деятельности проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феномену детской одаренности.
При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу:
- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей.
Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей:
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
Одаренные дети – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей:
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование дошкольников старшего возраста;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс;
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные занятия;
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
— работа с дополнительной литературой;
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
— выставка творческих работ.
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
— организация исследовательской работы воспитанников;
— опережающие задания творческого плана.
4. Общеразвивающие мероприятия:
— традиционные мероприятия в школе раннего развития;
— предметные декады.
Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лейтес Н.С., Возрастная одаренность. Семья и школа, № 9 1990 г.
2. Лейтес Н. С., Воспоминания, размышления, беседы. Психологический
журнал, т. 13, № 1, 1992 г.
3. Лейтес Н. С., Легко ли быть одаренным? Семья и школа, № 6 1990 г.
4. Моляко В. А., Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии. № 5, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Данный материал будет полезен родителям будущих первоклассников...
"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и письму."
Дополнительная образовательная программа интегрированного курса по подготовке к обучению чтению и письму для детей 5-6 лет "33веселых буквы"(2009). Программа адресована педагогам,воспитателям образова...
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Королева книжка – малышка в гостях у детей»
Физкултурный досуг включающий гимнастику, игры, эстафеты, загадки, упражнения для развития мелкой моторике....
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Дети и деньги.»
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Дети и деньги.»...