Статья "Использование элементов Монтессори- педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию"
статья

Васильева Ирина Геннадьевна

материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessori.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов Монтессори-педагогики

в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию. (из опыта работы)

 

Я работаю в  МБДОУ детском саду№ 3 компенсирующего вида г.Ярцево. В настоящее время у меня подготовительная группа.  Коррекционная работа в ДОУ с детьми с диагнозом ОНР по праву считается одной из самых сложных в системе логопедических садов, так как в современной логопедии нет единой программы обучения, приходится планировать работу, исходя из особенностей конкретной группы. Состав группы очень неоднороден. К таким особенностям можно отнести не только наличие тех или иных сопутствующих нарушений у детей, но и то, откуда они поступили, какими навыками самообслуживания владеют дети, каков социальный уровень родителей, насколько осознанно они относятся к проблемам своего ребенка. Очень ярко проступают нарушения регулирующей и планирующей функции речи. Дети, находясь в коллективе иногда «не слышат»  инструкции взрослых, их игровая деятельность часто хаотична, а поведение многих деструктивно.

   Планируя свою  работу, мы прибегаем к компиляции существующих методик обучения таких авторов, как ТкаченкоТ.А., Агранович З.Е., Миронова С.А., Нищева Н.В., Филичева Т.Б. в том числе и методику М.Монтессори и др.

 Проводится просветительная работа среди коллег и  родителей. Помощь последних выражается в изготовлении некоторых материалов, фартуков, ковриков для работы. Родители детей, посещающих нашу группу, приглашаются на открытые фронтальные занятия несколько раз за год.

 Совместно с воспитателями нам пришлось изменить  внешний вид группы и организацию фронтальных занятий. На столы расставили Монтессори –материалы, подобранные с учетом потребностей детей с ОНР  и обеспечивающие их зону ближайшего развития. Большинство материалов относится к сенсомоторной сфере, но некоторые ориентированы на подготовку руки к письму и расширению словарного запаса. Дети пользуются материалами в свободное время, а так же сразу после фронтального занятия.(круга).

Немного истории

[слайд №2]        Итальянская учительница Мария Монтессори одна из первых в конце ХIХ века поняла что ребёнок — существо со своим уникальным внутренним миром. Мария Монтессори была первой женщиной-доктором медицины в Италии. Начинала с места ассистента профессора в университетской психиатрической клинике. Она совсем не была «синим чулком». Напротив, остроумная, красивая, одетая по последней моде, она вызывала восхищение. В 1908 году Марию Монтессори узнал весь мир.

        Она входила в палату к слабоумным детям и однажды поняла нечто, чему до неё никто не придавал значения. Дети сидели без движения в смирительных рубашках, а иначе, как объяснили ей, они целый день ползали бы по полу в поисках хлебных крошек. Мария Монтессори увидела, что детям попросту нечем заняться. Значит, проблема этих малышей была не столько медицинская, сколько педагогическая! С этого момента  Мария Монтессори сделала крутой поворот. Она занялась методикой обучения маленьких детей. Уже через год многие её подопечные научились читать и писать и выдержали экзамен наравне со здоровыми сверстниками. Это было вторым потрясением для  Марии Монтессори: так как же учат в обыкновенных школах, если этих детей обгоняют в знаниях её отстающие в развитии малыши?!

        [слайд №3]        Затем  Мария Монтессори опробовала свой метод на здоровых детях. Вывод, сделанный Марией Монтессори после работы с малышами «Дома ребёнка» был таков: для благополучного роста и развития детям необходима специально обустроенная среда, в которой они могут абсолютно самостоятельно действовать.

         Оказывается, малыши способны к такой концентрации внимания при важной для них деятельности, что не слышат и не видят ничего вокруг. Они предпочитают трудиться по-настоящему. Дети становятся послушными, если им есть чем заняться и дело их увлекает.

        Понятно, что успехи детей напрямую зависят от того, насколько профессионально педагог подготовил детскую развивающую среду. Можно сказать, что сто лет назад Мария Монтессори открыла феномен, который современные психиатры называют «фоновым знанием».

        [слайд №4]        Благодаря фоновому знанию малыши Монтессори учились писать и читать уже в детском саду. Она обнаружила, что главный - психологический возраст для занятий — 4,5 — 6 лет. Позднее интерес ослабевает. (Вот почему, наверное, большинство наших семилетних первоклассников ненавидят уроки письма). Потенциальные возможности 4-5 летных детей с ОНР гораздо больше, нежели принято считать. Чтобы раскрыть этот потенциал необходим особый методический подход, новый инструментарий. Таким инструментом в нашей работе стал метод Монтессори, заключающийся в стимулировании ребёнка к самовоспитанию, саморазвитию, заложенных в нём природой и проявляющихся в раннем детстве.

        Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети — другие». Уже в названии книги виден её принципиальный взгляд на картину развития ребёнка. Итак, ребёнок другой. Это значит, что его психика, его существо, устроено иначе, чем у нас, взрослых. Если мы приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребёнок впитывает жизнь целиком. Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Малыш познаёт мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребёнок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым — одно из самых сильных чувств детства.

        В отличии от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения у ребёнка вызывает не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленного действия.

        [слайд №5]        Свою педагогическую систему Мария Монтессори назвала системой саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде. «Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по-настоящему свободным», Она подчёркивала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребёнок, и он же определял время для работы с этим материалом и контролировал свои ошибки. В подготовленную среду входят материалы, которые помогают развитию ребёнка в самых разных направлениях культуры, учитывают моторные потребности ребёнка, подталкивают его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и внимания.

        Наблюдение за естественным поведением детей позволили М. Монтессори выделить особые периоды восприимчивости, большинство из которых протекают в детстве. Она называет их «сенситивные фазы развития». Например, сенситивный период развития языка у большинства детей заканчивается уже к 5-6 годам.

         К другим периодам детской восприимчивости Мария Монтессори относила периоды развития движений, социальных навыков, интереса к маленьким вещам. Монтессори видела человека в его целостности, а целостность создаётся с помощью активного освоения окружающего мира. Когда окружающее пространство позволяет ребёнку созидательно действовать, то разрозненные вспышки детской энергии соединяются и возникает как бы «новый ребёнок». Этот психологический феномен Монтессори назвала нормализацией. Нормализация происходит при концентрации детей на какой-либо деятельности и , значит необходимо, чтобы все предметы вызывали у ребёнка живой интерес, могли быть применены именно по своему назначению и использовались «точно». Свобода в направленных действиях и есть главная свобода ребёнка. Но это не конечный результат воспитания, хотя нормализованные дети демонстрируют восхитительные, с точки зрения взрослых, человеческие качества. И это только начало. В рамках, определённых педагогом, ребёнок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Не случайно и слово работа, которое и детьми и логопедом используется вместо слова «занятие» или «игра». Ребёнок, в отличии от взрослого, не устаёт от работы, наоборот, она увеличивает его энергию и способность к поляризации внимания. Поляризацию внимания (сосредоточенность) Мария Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребёнке — началом процесса нормализации его поведения, т.е. превращение поведения ребёнка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное. Нормализация ребёнка, обучающегося по методу Монтессори, является результатом работы самого ребёнка а не внешнего воздействия взрослого.

        Способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться — все эти задачи решаются на протяжении всего периода воспитания и обучения ребёнка в детском саду. Все это принципы годятся не только для детей с нормальным развитием.

        Л.С. Выготский отмечал, что законы развития едины для любого человеческого существа. Конечно, развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями отличаются темпами, которые в той или иной степени замедленны, и своеобразием, и искажением. Некоторые аспекты педагогики Монтессори отвечают потребностям детей с тяжёлыми нарушениями речи. Разумеется, сегодня нельзя внедрить монтессори-педагогику в логопедическую практику полностью, поэтому речь пойдёт о фрагментарном использовании этой инновационной технологии.

        При планировании логопедической работы были поставлены следующие

  слайд №6]                   цели обучения:

  • развивать слуховое внимание и память, первичную коррекцию звукопроизношения
  • выявлять потенциальные возможности в обучении
  • формировать навыки самообслуживания
  • развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию
  • уточнять и пополнять пассивный и активный словарь детей
  • развивать грамматической строй и связность речи
  • корректировать слоговую структуру слова
  • развивать фонематическое восприятие, формировать правильный речевой выдох

[слайд №7]        

        Проиллюстрируем примерами несколько моментов использования элементов Монтессори-педагогики.

        [слайд №8]        День в детском саду начинается со свободной работы. Дети, приходя в сад, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и выбирают, чем они сегодня будут заниматься. Дети с дизартрией не любят и не хотят застёгивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьёшься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специально подобранный материал (работа с прищепками, шнуровка, вышивание на картоне, застёгивание пуговиц, завязывание лент, работа с бусинами и пинцетом, с пробиркой и пипеткой и т. д.).

        Педагог терпеливо наблюдает свободный выбор материала для занятий. Кто-то нанизывает бусы, кто-то поливает цветы и т. д. Если педагог замечает, что ребёнок впервые взял материал для работы, он предлагает ребёнку алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают конкретный 3-х ступенчатый урок, а иногда педагог показывает способ работы с материалом. Здесь надо отметить, что некоторые основополагающие принципы классического Монтессори-метода пришлось видоизменить. Например, в процессе презентаций материала (показ алгоритма действий с ним, краткая инструкция) классический Монтессори-педагог во многих случаях должен минимально пользоваться речью. Но для выполнения основных задач логопеда — накопления и уточнения словарного запаса — уместно оречевление деятельности, особенно при планировании ребёнком своей работы. Видоизменения относятся и к организации свободной работы с материалом: занятия длятся ровно столько, сколько отвёл логопед (в среднем 20-25 минут), и дети должны оторваться от своей даже незаконченной работы для присутствия на других занятиях — музыкальном, физкультурном, индивидуальном.

        Затем проводится круг. Что такое круг? Кто-то из Монтессори-педагогов назвал его атмосферным явлением. Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движения по ударному такту. Им трудно удерживать равновесие. Стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

  1. [слайд №9]        Ходьба. На ковре в виде круга наклеен красный скотч для выполнения движений на координацию, заданий на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, которые в течении года усложняются. Задача одна: выполнить задание, не сойдя с красной линии. Ходьба может быть разной: спиной вперёд, прыгая на одной ноге, с ношением предметов, остановками по заданному сигналу (например, когда логопед скажет звук «О» в ряду других звуков). Ходьба длится не менее 1-2 минут.
  2. [слайд №10, 11]        Приветствие. Дети и логопед садятся на красную линию и передают по кругу зажжённую свечу (огонь помогает концентрировать внимание, интерес к свече не иссякает) со словами приветствия: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро». Здесь происходит расширение словаря признаков: «Давайте поздороваемся с добрыми словами», «Здравствуй, добрый, умный, замечательный Егор». Образец даёт логопед. Побуждая детей к поиску нужных слов.  Во время приветствия можно закрепить внятность произношения, отработать просодические компоненты. Такие маленькие нехитрые приёмы улучшают атмосферу в группе, формируют положительный настрой для занятий.
  3. [слайд №12, 13]        Круг. Содержание круга должно соответствовать тематическому планированию. Если предполагалось работать с раздаточным материалом, после приветствия дети пересаживаются за столы, а на минутку тишины возвращаются на круг. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Осенью дети изучают фрукты и овощи, зимой — свойства воды и т.д. Здесь же отмечают дни рождения и другие важные события. В 15 минут общего круга вмещается многое: личные проблемы, история, математика, пантомима и театр. Круг ведёт логопед, но за ребёнком остаётся право самостоятельно высказываться, попытки объяснить другим своё переживание. Логопед как бы разжигает костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Дух общей доброжелательности, уважение, доверие остаются надолго и в дальнейшем становятся неотъемлемой частью уклада жизни группы. Например, занятие в кругу «Домашние и дикие животные». Дети сидят вокруг ковра, на который логопед медленно выкладывает фигурки и картинки и говорит: «Здесь на ковре лежат фигурки животных. А вы знаете, что животные бывают дикие и домашние? Попробуем разобраться, что это значит». Дети по кругу высказывают свои версии этих понятий. Логопед суммирует ответы детей и чётко проговаривает окончательный вариант. Затем говорит: «теперь попробуем определить, какое из наших животных дикое, а какое домашнее». На ковре образуются две стопки фигурок и картинок. Каждый ребёнок выбирает игрушку или картинку ( это сопровождается произнесением названия животного), определяет назначение животного и кладёт в соответствующую сторону. В случае ошибки логопед может задать наводящий вопрос о том, где живёт зверь. Чаще всего ребёнок сам исправляет ошибку.

        На следующий день можно продолжить занятие, если мы хотим расширить речевую часть, можно попросить детей высказать своё мнение о том, для чего необходимы человеку те или иные домашние животные. В речи детей появятся не только новые существительные, но и глаголы, и другие части речи. «Корова даёт человеку молоко, из него делают кефир и сметану. Овца даёт шерсть и молоко. Лошадь возит грузы и человека».

Можно предложить детям поиграть в пантомиму — жестами изображать разных животных и угадывать, кто это.

  1. Минута тишины. В конце занятия все дети ложатся на ковёр, принимая удобные позы. Дети могут лежать с закрытыми глазами и слушать мельчайшие шорохи и шумы вокруг них. Логопед может ввести элементы аутотренинга с релаксацией под спокойную музыку или слушание классической музыки. Вывод детей из состояния расслабленности должен быть аккуратным. Необходимо шёпотом назвать имя ребёнка, затем следующего и т. д.

                После того как все дети поднялись с минуты тишины, наступает время свободной работы, после которой ребёнок должен вернуть все свои материалы на то же место и в том же виде. Материалы в группе приходилось менять, т. к. происходило насыщение. Но цель работы с ними оставалась та же (например, пересыпание разными ложками: маленькими, большими, разной формы, из разного материала). Дети с удовольствием брали рамки с застёжками и бантами, ткани для ощупывания, салфетки для складывания. Для развития слухового внимания использовались шумовые коробочки, для развития стереогноза — сортировка природного материала и пуговиц с завязанными глазами, для зрительно-моторной координации — накладывание пинцетом бусин в пробирку диаметром 5 мм, для расширения словарного запаса — раскладывание карточек из материала различных цветов и т. д.

        [слайд №14] Дети с дизартрией испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима карандаша или кисточки. Здесь будут полезны упражнения: «Режем ножницами», «Шершавые буквы», «Письмо на крупе» и т. д.

[слайд №15, 16]Очень трудно у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц.  (Например, полоскание рта водой). Здесь уместно начинать играть с водой. Причём, начинать с простейших игр: «Тонет — не тонет», «Круги на воде», переливание воды из кувшинчика в стакан, «Есть лужа — нет лужи», игры с губками. Такие игры доставляют детям немало удовольствия.

                [слайд №17]Большое значение придавала Мария Монтессори развитию речи. Приведём примеры заданий, направленных на формирование умения умело пользоваться своим голосом и разработанных с помощью методов педагогики  Монтессори.

                Упражнение 1. Просим ребёнка (или группу детей) вдохнуть, втянув живот, и на выдохе медленно протянуть: У-У...

                Дети выполняют упражнение в кругу, стремясь обнаружить точку резонанса в центре этого круга. Голоса как бы сходятся в один. То же самое можно проделать с другим гласным звуком: О-О...

                Упражнение 2. Предложим детям протяжно произносить в кругу те же звуки, но при этом тихонько похлопывать себя по груди. Будем стараться не потерять точку резонанса.

                Упражнение 3. Просим детей повернуться в кругу друг за другом и повторим предыдущие упражнения, но дети будут при этом похлопывать по спине рядом стоящего.

                Упражнение 4. Чтобы закрепить работу с задними гласными (как они называются в русском языке), стоит соединять эти гласные с тремя заднеязычными же согласными. Таким образом будет работать и голос и артикуляция. Дети стоят кругом или переступают в ритме с ноги на ногу: КУ-КУ-КУ! ГУ-ГУ-ГУ! ХУ-ХУ-ХУ! КО-КО-КО! ГО-ГО-ГО! ХО-ХО-ХО! Воспитатели детских садов Монтессори знают, что на полу в классной комнате обычно рисуется эллипс или круг, на котором устраиваются групповые занятия. Часто эти занятия связаны с упражнениями в грациозном движении. Но в данном случае движение и речь можно объединить. Ритм и мелодия языка в таких упражнениях будет усвоена детьми лучше, чем, если бы они выполнялись в статике.

                Упражнение 5. Для его выполнения надо научиться правильно произносить звук «А» или дифтонг «АУ». При этом, произнося это сочетание звуков неоднократно, лучше второй звук делать ударным.

                Упражнение 6. Повторять вместе с детьми те же звуки, присоединив к ним «К», «Г, «Х» и двигаясь по линии: КАУ-КАУ, ГАУ-ГАУ, ХАУ-ХАУ.

                Детям очень нравится повторять вслух небольшие смешные тексты с освоенными созвучиями. Гавриил Михайлович Макаров привёл в одной из своих работ такие симпатичные стихи:

                ВОТ КУКУХА НА СУКУ И КУКУКАЕТ: «КУ-КУ».

                НЕ КУКУКАЕТ: «КО-КО», А КУКУКАЕТ: «КУ-КУ».

                НЕ КУКУКАЕТ: «КА-КА», А КУКУКАЕТ:«КУ-КУ».

                ВОТ ГУГУКА НА ЛУГУ И ГУГУКАЕТ: «ГУ-ГУ».

                НЕ ГУГУКАЕТ: «ГО-ГО» . А ГУГУКАЕТ: «ГУ-ГУ».

        Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка        

        Большое значение в развитии речи ребёнка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности развитие движений пальцев рук. Учёные доказывают, что к рождению ребёнка строение полушарий его головного мозга совершенно идентично, и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии ещё нет. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ним полушарие поступает всё больше руководящих импульсов, и следовательно, происходит его интенсивное развитие.

        Всё это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сенситивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки.

«Разноцветные капли»

        На подносе лежит платформа для заморозки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечены три разноцветных квадратика (красный, синий и жёлтый) для каждой из четырёх ячеек. Ещё на подносе стоят три пузырька с разноцветной водой, подкрашенной пищевыми красками жёлтого, красного и синего цвета. В каждом пузырьке — пипетка с колпачком из толстой резины. Ребёнок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки.

«Перекладывание бусин пинцетом»

        [слайд №18, 19]Ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусину, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки в платформу.

        Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания. Заметим, что материал имеет внутренний контроль. Если ребёнок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

«Вышивание на картоне»

        [слайд №20]Это самое простое и потому одно из первых упражнений детей в рукоделии. Следом пойдёт вышивание на ткани, вязание, плетение. Работа с иголкой, особенно вдевание нитки в иголку и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребёнка, поэтому вначале лучше просто показывать, проделывать эти операции вместе с ним, рука в руке, имея терпение, и точно уловить момент, когда руку ребёнка можно отпустить и предложить ему действовать самостоятельно. Можно наблюдать глубокую концентрацию малыша, высокую степень сосредоточения. Малыш тренирует координацию мелких движений пальцев, точность глазомера и последовательность деятельности.

        Отметим преимущества такой организации занятий для педагогов и детей:

  1. [слайд №21]Ежедневная сенсомоторная работа в группе снимает с логопеда необходимость заниматься ею в часы индивидуальных занятий. Освободившееся время логопед может уделить более глубокой лексико-грамматической работе или иной другой.
  2. За короткий срок дети овладевают очень высокой способностью к концентрации внимания и усидчивости, что тут же сказывается на индивидуальной работе. Эту тенденцию отметили и родители. Происходит это за счёт индивидуально интереса и свободного выбора, благодаря которым дети могут работать с материалом, не отрываясь, по 20-30 минут. В связи с тем, что предложенные материалы актуальны для всех детей и каждый из материалов можно усложнить, работа одинаково интересна и сильным и слабым детям. Детей поощряют работать в паре. Бывает, что слабые дети учатся у сильных, а сильные тем самым ещё раз упражняют полученные навыки.
  3. Неподавляемая познавательная активность в совокупности с поощряемой свободой выбора формирует у детей высокую мотивацию к любым занятиям. Им можно предлагать более сложные виды работ, опережающие программу.
  4. [слайд №22]Порядок и дисциплину в группе во время таких занятий, как правило, поддерживали сами дети. По мнению М. Монтессори, стремление к дисциплине и порядку заложены в ребёнке природой с рождения. Регулирующая функция взрослого постепенно снижается. При явных признаках расторможенности, гиперактивности, повышенного ВЧД, деструктивных ситуаций активное вмешательство взрослого необходимо.
  5. Воспитатели получили замечательную возможность заняться планированием, обустройством группы или иными делами а период с 9.00 до 10.00.
  6. Обучаемость детей повышается за счёт активизации межполушарного взаимодействия, так как большинство материалов связано с формированием рецепрокных (перекрёстных) движений, с активизацией аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. Активизация центров лобных отделов мозга способствует развитию волевых процессов.

        Таким образом, используя комплексный подход к обучению, в котором органично сочетаются традиционное содержание работы и её организации (в основном это реализация индивидуально-ориентированного подхода в обучении), удалось достичь достаточно высоких результатов в коррекционной работе и избежать некоторых трудностей

        Не секрет, что в последние годы педагогическая система М. Монтессори стала отдельным направлением в развитии российского образования, до сих пор не признанным государством, но достаточно популярным в педагогической практике. Не исключено, что именно эта неординарность, в хорошем смысле слова, самодеятельность — негласно позволяет педагогам живое творчество, регламентированное лишь вдохновением и педагогической верой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

Беседа с детьми старшего  дошкольного возраста«Богатыри земли русской»...

Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем

В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...

Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....

Статья на тему "Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, так как у старших дошкольников с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения. Наиболее трудным, требующим более длительного...

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способносте...

Статья «Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Статья«Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...