Психологический климат в коллективе
материал (2 класс) на тему
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом зависят от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_klimat_.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Поселковская средняя школа № 1»
Доклад
«Психологический климат в коллективе»
Воспитатель группы продленного дня 2 «В» класса
Леенкова Н.А.
рп. Атяшево, 2017 год
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом зависят от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально - психологическому климату класса. Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов – предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально – психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Для того, чтобы изучить социально - педагогический климат в классе, педагоги должны знать:
Характеристики благоприятного социально- психологического климата:
- В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
- В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
- В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
- Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.
- Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
- В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:
1.В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого,
каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
5.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6.В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7.В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, коллектив закрыт и не стремиться сотрудничать с другими коллективами.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода своего «я».
При неблагоприятном климате: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
- Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).
- Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Эмпирические референты социально- психологического климата класса:
Благоприятный СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнениях других( «А как ты думаешь?», « Вам это нравиться ?». | Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции ( по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга) |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы |
Неблагоприятный СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Недоброжелательные улыбки смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других « А кто тебя спрашивает?», « А ты здесь причем?» | Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению) |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
Если психологический климат связан с моральным состоянием детей, задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально- психологическом климате.
Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависит от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие так называемые межличностные отношения.
В процессе общения и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие взаимные оценки. Сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.
Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.
То же самое и в детском коллективе.
Отношения между коллегами образуют сложную, изменяющую, взаимосвязанную систему, в которой в исследовательских целях можно выделить несколько видов отношений. Личные отношения иногда имеют любопытные синонимы, такие как
«честь мундира», «дух коллектива», «лицо команды». В чрезвычайных или критических ситуациях, в отсутствие или при разрушении официальных отношений на первый план выходят личные.
Большее психологическое значение для взаимоотношений в коллективе имеют особенности слов, мимики, жестикуляции, действий коллег в зависимости от отдельных ситуаций и условий. Всё это составляет источник дополнительной информации.
Возьмем, к примеру, слово «спасибо». Им выражают, например, благодарность за выполненную работу, на которую было затрачено достаточно много времени.
«Спасибо», сказанное сердечно, с теплотой, выраженное рукопожатием или другим жестом, может согреть вас, улучшить ваше самочувствие, и вы не жалеете о затраченном труде. «Спасибо» можно сказать официально, протокольно, из чего можно сделать вывод, что вы ничего особенного не сделали, а просто выполнили обыкновенный служебный долг. «Спасибо» можно сказать и с иронией, намекая, что вы напрасно потеряли время и что труд ваш не принес результата. Тоже самое в общении с детьми.
Важен также способ передачи информации, например кто передает информацию, сообщает решение: руководитель, его заместитель или технический работник. Сообщение информации наедине, перед коллективом или публично увеличивает или уменьшает ее ценность.
Таким образом, социально - психологический климат- это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения к коллективе(детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют приемами и методами его создания.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:
- так как социально - психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия. То для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
- если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
- привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:
1.Всегда исходите из того, что самый большой грех-нежелание хотя бы попытаться что – либо сделать.
2.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
5.Будьте последовательны , никогда не нарушайте своего слова.
6.Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
7.Забудьте о покровительственном тоне.
8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
9.Верьте людям, с которыми работаете.
10. Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.
11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Памятка
Как создать благоприятный психологический климат
1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками ваших семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…
2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день!
3. «Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайтесь сделать каждый день незабываемым для учеников.
4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!
5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научиться их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.
6. Слово – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.
8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.
9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.
Становление личности ребенка( подростка) происходит в общении с окружающими людьми.
Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологического климата в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психологического климата в учебных группах …………………………………………………..5 1.1. Теоретическое обоснов...
Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе
Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе....
КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Цель: выявление психологического климата классного коллектива.Возраст: уч-ся 5-11 классов....
Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Выступление на педагогическом совете...
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе....
Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).
Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...
План семинара -практикума "Создание комфортного психологического климата в коллективе и сплочение обучающихся"
Социально-психологический климат в классном коллективе....