Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
статья на тему

Макеева Ирина Владимировна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я" .

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

  • Доверие;
  • Высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • Доброжелательная и деловая критика;
  • Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • Удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов .
  • В любом коллективе существует тот психологический климат, который формируется в первую очередь учителем. От особенностей его взаимодействия с детьми зависят результаты деятельности ученического коллектива, а устойчивые хорошие результаты, в том числе помогают создавать психологический климат. В результате получаются взаимосвязанные процессы: руководство - эффективность - психологический климат. В этой цепочке нельзя выделить приоритеты и установить однозначную последовательность.
  • Оптимальное управление психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия .
  • Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
  • Отношенческий подход позволил сделать новый виток в исследовании сущности психологического климата группы. В современной педагогике под психологическим климатом группы понимается динамическое поле отношений, определяющее самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и характер развития (нравственного, интеллектуального, профессионального и др.) каждого члена группы. «Ведущие» отношения, определяющие характер психологического климата группы, - отношения к человеку, жизни, труду, образованию, к себе, группе, человечеству. Поэтому мы выделяем личностно-ориентированный подход как важнейшую особенность организации работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата.
  • Лидирующая роль в формировании климата принадлежит проявляемым отношениям к человеку. Они могут быть уважительными, заботливыми, добрыми, искренними. В таком случае появляются все предпосылки для формирования благоприятного климата. Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др.

Не менее важным критерием здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим в группе. Важно, чтобы каждый ученик обращал внимание в первую очередь на себя. И при этом принимал следующие принципы своей деятельности:

  • Самосоздание и саморазвитие.
  • Взгляд на мир через свою душу.
  • Определение себя, а не других.
  • Определение себя не в противопоставлении другим.
  • Наличие собственного горизонта.
  • При этом в успешном развитии коллектива большую роль играет способность не только учителя, но и каждого ученика в классе выдерживать общее направление движения группы, которое задается учениками совместно с учителем. Можно говорить о здоровом психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив. Для этого каждому ребенку необходимы:
  • Настойчивость в достижении целей.
  • Навыки саморегуляции.
  • Увлеченность новым и еще не известным.
  • Ясность цели, что помогает, сосредоточиться па ее достижении.
  • Все вышеперечисленные качества представляют ценность для коллектива, если члены группы способны поддерживать деловые отношения, то есть такие отношения, которые, даже становясь эмоционально окрашенными, не смогут помешать функционированию класса, а, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности в целом .
  • Считаю  целесообразным вновь обратиться к опыту А.С. Макаренко.
  • Признаком здорового психологического климата по А.С. Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив... Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы» . Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость.
  • А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства... Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем» . Достичь этого очень трудно. Сегодняшняя школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней детей.

Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива .

Исследователи указывают, что преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм., инициативность, работоспособность, свобода "я".

При неблагоприятном: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата .

Необходимо обозначить также основные характеристики учителя класса со здоровым психологическим климатом, поскольку именно учитель влияет на становление психологического климата в классе. Поэтому руководителю особенно важно знать те качества, которые способствуют установлению здорового психологического климата. Ниже мы приводим основные качества учителя, наличие которых позволяет ему сформировать благоприятный психологический климат в своем классе. Такой учитель:

  • Знает основы самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и четко им следует.
  • Стремится вкладывать силы и средства не только в свое благополучие, но и в благополучие группы.
  • Редко проявляет раздражение при детях.
  • Старается избегать догм, в своей работе.
  • Направляет больше энергии на изменение себя, чем на изменение других.
  • Знает и уважает весь спектр чужих мнений.
  • Может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих учеников.
  • Не подвержен воздействию безответственных действий других.
  • Старается воспитывать качества зрелого лидера в своих учениках.
  • Знает и умеет разделять и передавать ответственность.
  • К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на благоприятный психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
  • ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников;
  • профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);
  • - личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность, стиль общения) .
  • Роль правильно организованного педагогического общения велика и потому что атмосферу обращенности к развитию личности ученик: создает именно учитель. В школе часто оценивают то, что учитель дает прочные знания, а на то, как он общается с учениками, закрывают глаза. В большинстве случаев учитель общается с учащимся по поводу их совместной деятельности, передавая от себя знания к ученику. Гораздо реже общение, когда учитель видит в ученике индивидуальность и стремится к общению с ним, чтобы обогатить духовно и себя. Обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в быстрой меняющейся жизни, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, люди, гибкие в общении. А это возможно, только если с раннего детства ребенок будет выступать как субъект общения, его мнение будет выслушиваться. Немаловажная роль в этом принадлежит учителям, в особенности стилю общения, сложившемуся между учителями и учениками .
  • Существует множество подходов и классификаций стилей педагогического общения. При этом мы считаем, что учителя на уроке могут использовать различные стили общения, т.е. это понятие не является неизменно присущим конкретному учителю, человеку. И лишь какой-то из стилей будет преобладать.  Выделены три стиля общения:
  • Личностно-ориентированный, поддерживающий;
  • Отстраненно-репрессивный:
  • Отстраненно-избегающий.

Преобладание того или иного стиля общения зависит от ряда факторов. Установки на партнеров по общению - важным фактором социальной адаптации является развитая психологическая толерантность (терпимость) личности. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания.

На проявление того или иного стиля общения могут влиять: эгоцентричность, доброжелательность, доминантность, агрессивность и т.д.

В последние десятилетия большое внимание уделяется и эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие является одним из наиболее емких понятий для определения успешности развития, ребенка. Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в школе. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: "мать-дитя", "учитель-ученик" .

Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которого школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которого формируется общность взглядов и оценок.

Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые почти целиком определяются  классным  руководителем.

 Организация общих коллективных дел, совместных переживаний: коллективные поздравления с днем рождения учащихся: выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных, событий, болезни, неудач; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, походы; совместные посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней.

 Умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.

Верный сигнал доброжелательности - добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если учитель не подчеркивает разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказывает свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеет внимательно и заинтересовано слушать учащихся.

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, агрессивность, молчаливость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к нему.

Учитель должен стараться сказать об учащемся доброе слово, одобрение действует сильнее, чем порицание.

Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Учитель должен стараться отчитывать наедине, говорить конкретно о случае плохого поведения. Показать провинившемуся, что он верит в его.

Учитель должен стараться разобраться в мотивах поведения детей с их точки зрения.

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный подход.

За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь "решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития" .

Личностно-ориентированный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, В.В. Давыдов, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, А.Т. Тряпицыпа, Г.А. Цукерман, Дж. Найсбит, М. Полдни, Дж. Шваб и др.). Поэтому есть все основания вести речь о множественности личностно-ориентированного образования. Выделим некоторые наиболее часто встречающиеся трактовки этого феномена:

 Личностно-ориентированный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический и принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли - Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтесори и др., так и современные педагоги-новаторы, придают этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества.

Личностно-ориентированный подход трактуется, как приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию.

Наличие данных трактовок говорит о том, что личностный подход, как и сама личность, не может быть сведен к одному-единственному способу его понимания.

Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизация образования предусматривает распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация воспитания и обучения предусматривает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановки в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Под гуманитаризацией образования  понимается установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами с целью развития в каждом, обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности .

Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводится роль исполнителя "проектов'" и "технологий". Но педагогическая деятельность - как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс - это еще и самореализация учителя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учительство - это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал. А. В. Луначарский: "...преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель - педагог - внешкольник - формирует самый благородный материал - людские души".

Главное, что должно характеризовать работу педагога профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем, без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе, а также характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлем насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке, на реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке - далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знаки физиологи и психологи. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех - лучшее лекарство, Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: "'Самое главное, дорогие друзья - это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам… Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на. уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым, в мире человеком".

Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя толерантности - одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.

Создание психологического климата требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы ею выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники. Похвала окрыляет учеников, вселяет в него новые силы, но не следует "перехвалить", так как эффект от "перехваливай и я" может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных, направлений при создании благоприятного психологического климата .

Таким образом, личностно-ориентированный подход по своей сущности в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива, под которым понимается качественная сторона межличностных отношений, и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

·личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

·профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

·ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Характеристики благоприятного психологического климата: в классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

·организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, креативность;

·включение в жизнедеятельность класса различных видов искусств; использование игры; формирование общих традиций в классе;

·создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;

·поощрение к открытости, доброжелательности;

·создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

·развивать коммуникативную культуру;

·развивать эмпатийные способности членов группы, толерантное к ним отношение .

Личностно-ориентированный подход в наибольшей степени соответствует требованиям создания благополучного психологического климата в коллективе.


Наиболее эффективными методами формирования  благоприятного психологического климата в начальной школы считаю :

- использование игры

Дидактические игры практически повсеместно используются в практике учителей начальной школы. Игровая подача заданий дает учителю возможность заинтересовать тех учащихся, чей уровень познавательной активности недостаточно высок. Данные учащиеся становятся деятельнее на уроках, что позволяет включать их в работу с классом и, соответственно, дети почувствуют себя частью коллектива.

( В конце каждого урока дети « шагают по лесенке знаний»( делятся своими впечатлениями об уроке, что понравилось больше всего, чем хотели бы поделиться с родителями и т. д.)

- формирование общих традиций :

Наиболее распространенными и легко выполнимыми общими традициями являются совместные прогулки, походы, экскурсии. (Слайд)

Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать, вместе со всеми. Можно привести им какой-то сувенир, прислать открытку. Короче говоря, дать им почувствовать, что о них не забыли, что они, несмотря ни на что, - члены коллектива.

Также  использую в практике  такие мероприятия как «День именинника», « Масленица », « 8 марта» и т.п.( Слайд) Любое подобное мероприятие можно сделать традиционным, и учащиеся будут чувствовать себя в таком коллективе гораздо более защищенными и уверенными. Поскольку четкое функционирование классного коллектива дает ощущение безопасности и стабильности «окружающего мира».

- организация классного уголка ( здесь отражена жизнь класса: наш девиз, праздники, поездки, экскурсии, наши достижения, интересные факты и т. д.)

Итак, благоприятный психологический климат в коллективе - это совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе, которые благоприятно воздействуют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих в коллективе проблем.

Показатели благоприятного психологического климата соответствуют личностно-ориентированному подходу, который мы рассматриваем как важнейшую особенность деятельности педагога в этом направлении работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

Создание благоприятного психологического климата среди педагогов и детей

Основные составляющие психологического здоровья. Барьеры, препятствующие педагогической деятельности коллектива. Факторы, стимулирующие развитие. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование...

Презентация Тема: Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность...

Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе

Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе....

Создание благоприятного психологического климата в урочной деятельности

Первые минуты урока часто проходят сумбурно: кто-то не готов к уроку, кто-то бежит из столовой, заваливаясь и извиняясь за проступок, а кто-то уже из-за этого теряет интерес к уроку. Правильное начало...