СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психологического
климата в учебных группах …………………………………………………..5
1.1. Теоретическое обоснование понятия «психологический
климат» …………………………………………………………………………5
1.2. Изучение факторов, влияющих на создание психологического
климата в учебных группах ………………………………………………….11
Глава 2. Сравнительный анализ психологического климата в бюджетных
и коммерческих группах учащихся колледжа ……………………………….19
2.1. Экспериментальное изучение по проблеме ……………………………..19
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов ……………………….34
Заключение ……………………………………………………………………..41
Литература ……………………………………………………………………...42
Приложения …………………………………………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе, впрочем, как и в любое время, социальная жизнь организована так, что человеку мало что удаётся сделать в одиночку, не прибегая к участию в сообществе себе подобных.
На протяжении жизни разные социальные группы предполагают реализацию разных социальных ролей личности. Наиболее значимые группы – это семья, школьный класс (или группа в образовательном учреждении), друзья и профессиональный коллектив. Именно они, в силу своей устойчивости, оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Одним из важных в практической и экспериментальной социальной психологии является вопрос оценки и отслеживания изменений в развитии личности и группы в целом, происходящих в процессе образовательной деятельности. Несмотря на многоаспектность анализа данной проблемы, малоисследуемым является вопрос о ценностно-ориентационном единстве членов учебного коллектива с точки зрения современного экономического ракурса.
В наше время многие образовательные учреждения наряду с бюджетным обучением осваивают обучение в коммерческих группах. Зависит ли уровень развития группы от этого фактора? Меняется ли уровень опосредования межличностных отношений совместной деятельностью от платного или бесплатного обучения? Эти вопросы породили проблему нашего исследования: выявить состояние группового настроения и качественную сторону межличностных отношений в бюджетных и коммерческих группах учащихся колледжа.
Цель исследования: проведение сравнительного анализа психологического климата в бюджетных и коммерческих группах.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) посредством анализа психолого-педагогической литературы дать теоретическое обоснование понятия «социально-психологический климат»;
2) на основе теоретического материала изучить факторы, влияющие на создание психологического климата в группах учащихся;
3) экспериментально изучить и провести сравнительный анализ психологического климата в бюджетных и коммерческих группах учащихся колледжа.
Объект исследования: нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений.
Предмет исследования: факторы, влияющие на поддержание благоприятного социально-психологического климата.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что психологический климат в бюджетной группе лучше, чем в коммерческой, вследствие большей внутригрупповой сплочённости.
Для достижения цели исследования, решения задач и доказательства гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психологическое обследование (социометрический опрос, тестирование, анкетирование); метод сравнительного анализа.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужило ГОУ СПО Каменский педагогический колледж. На всех этапах исследования были задействованы студенты 4 «А» и 4 «Б» курсов отделения «Преподавание в начальных классах».
Исследование проводилось в марте 2008 года.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
1.1. Теоретическое обоснование понятия «психологический климат»
Под психологическим климатом принято понимать «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами» (17 , 217).
В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «социально-психологический климат»(11, 202), «морально-психологический климат»(36, 174), «психологический настрой»(1, 52), «психологическая атмосфера»(13 , 109), «социально-психологическая обстановка»(19, 91) и другие.
Однако большинство исследователей считает, что важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии (32; 15; 9; 5). Это представляется наиболее разумным.
Психологический климат является важным показателем состояния группы и выступает «внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов»(25, 13). Психологический климат можно рассматривать как результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Термин «климат» пришёл в психологию из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности, и позволил осмыслить практическое значение целого ряда групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в группе (34, 64).
В настоящее время под психологическим климатом понимают «состояние группового настроения и качественную сторону межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности» (2, 114).
Климат – это одна из сторон жизнедеятельности и взаимоотношений людей. Он неодинаков в разных группах и по-разному оказывает влияние на членов коллектива. Его влияние сказывается, прежде всего, на психологическом самочувствии людей.
Психологический климат коллектива групп учащихся создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина (16, 214).
Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива (33, 6). Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе.
Следовательно, организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начать с регуляции взаимоотношений и ценностных ориентаций.
Признаками благоприятного психологического климата являются:
- высокая требовательность и доверие членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения членами группы при обсуждении всех вопросов групповой жизни;
- удовлетворённость принадлежностью к группе;
- высокая степень взаимопомощи;
- достаточная информированность членов группы обо всех аспектах её внутренней жизни.
Наличие указанных признаков в группе даёт возможность говорить о её групповой сплочённости. Под групповой сплочённостью понимают степень приверженности к группе её участников (30, 94).
Проблема групповой сплочённости имеет солидную традицию её исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Несмотря на наличие разных вариантов интерпретации сплочённости, эта общая исходная посылка присутствует во всех случаях. Так, в русле социометрического направления сплочённость прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии (21, 372). Социометрия предлагает специальный «индекс групповой сплочённости», который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. «Индекс групповой сплочённости» есть строго эмоциональная характеристика малой группы.
Данный подход был развит в концепции А.Лотта, прямо указывающего, что сплочённость обусловлена межличностной аттракцией. Причины симпатии, которую демонстрируют члены группы друг к другу, могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности. Возникшая на основе аттракции сплочённость приводит и к повышению продуктивности деятельности группы (14, 146).
Другой подход был предложен Л.Фестингером, когда сплочённость анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплочённость определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней» (3, 209). Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворённость членством в группе. Но и привлекательность, и удовлетворённость анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому сплочённость и здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы. (Эта же мысль звучит и в определении сплочённости, данном другим последователем Левина – А. Зандером: «Сплочённость основывается на притягательности группы для её членов».)
В некоторых разработках этой идеи вводится и такой показатель, как соотношение наград и потерь, которые имеет индивид в группе. «Награды» (выигрыши) – это удовлетворение биопотребностей, безопасность, принятие другими, поддержка самооценки. «Потери»: время и усилия для взаимодействия с неприятными партнёрами, критика или отвержение со стороны партнёров и пр. Превышение «выигрышей» над «потерями» означает высокий уровень сплочённости. Несмотря на большую расшифровку «притягательности», эмоциональная база сплочённости сохраняется и в этих концепциях.
Ещё более полный список детерминант сплочённости был предложен Д.Картрайтом. Основная его идея заключается в том, что сплочённость зависит не только от свойств группы, но от их соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями «благоприятного членства». Это позволяет сохранить группу, обеспечить рост участия членов группы и переживания ими чувства безопасности, создать особую «групповую атмосферу». Хотя и здесь акцент сделан на эмоциональные характеристики, модель фиксирует взаимосвязь различных факторов и является наиболее полной (14, 148).
Совокупность детерминант сплочённости в данной модели представлена следующим набором переменных:
а) мотивационная основа тяготения субъекта к группе, включающая в себя совокупность его потребностей и ценностей;
б) побудительные свойства группы, отражённые в её целях, программах, характеристиках её членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта;
в) ожидания или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия;
г) индивидуальный уровень сравнения – некоторая средняя субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.
Основными свойствами сплочённой группы являются (7, 320):
- привлекательность членов группы друг для друга (т.е. высокая степень симпатии, испытываемой к ним окружающими);
- сходство между участниками группы (проявляющееся, прежде всего, в ценностях, установках, стереотипах поведения и т.п.);
- особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, чёткость постановки, успех группы в их достижении);
- своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего здесь идёт речь о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведения членов группы);
- удовлетворённость групповой деятельностью (как часть общей удовлетворённостью трудом);
- характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений);
- структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);
- доброжелательная групповая атмосфера (её аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);
- величина группы, оптимальная для её деятельности.
В процессе развития группы её сплочённость может увеличиваться, что приводит к:
1) сохранению группового членства (оно проявляется, в частности, в уменьшении числа уходов из группы);
2) усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения);
3) возрастанию участия в жизни группы (подразумевается большая включённость индивидов в групповые деятельности);
4) росту индивидуальной адаптации к группе и переживанию чувства личной безопасности (в значительной мере, благодаря, так называемому, квазитерапевтическому эффекту, выражающемуся в росте самооценки и снижении тревожности членов малой группы).
Кроме того, повышению внутригрупповой сплочённости может так же способствовать конфликт между разными группами. Ведущим фактором роста внутригрупповой сплочённости в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости, существующей между участниками и группой, выражающейся в восприятии индивидуумами своей группы как единого целого, в переживании общности «групповой судьбы», своеобразии внутригрупповых контактов (27, 117).
Согласно экспериментальным исследованиям, рост сплочённости группы, и как следствие, благоприятный психологический климат в ней, сам по себе не обязательно увеличивает (или снижает) её продуктивность. Как минимум, два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных.
1.2. Изучение факторов, влияющих на создание психологического климата в учебных группах
Среди основных факторов, влияющих на создание положительного психологического климата в учебных группах, выделяют:
1) принятые в группе нормы;
2) мотивация к групповой деятельности.
Рассмотрим более подробно каждый из факторов.
Изучая особенности любой социальной группы, к которым относятся и учебные, в большей степени можно понять особенности поведения человека в них, нежели, изучая человека, проецировать его особенности на социальные группы, участником которых он является. Педагогика рассматривает социальную группу «как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами» (29, 378). Общие нормы, ценности выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру её устойчивости.
Учебная группа – одна из наиболее значимых для личности. В силу своей постоянности она оказывает влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта, характеризуется наличием интегральных психологических характеристик, среди которых выделяют групповые нормы, формирующиеся с возникновением и развитием группы.
Учебная группа относится к малым группам. Малая группа – это такая, участники которой лично знают друг друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступают совместно выработанные и принятые нормы, соблюдение которых ведёт к достижению общей цели.
Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы (11; 2; 5; 36; 3). Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.
Нормы и ценности референтной группы выступают в роли эталона поступков и суждений того человека, для которого данная группа является референтной.
Американский социальный психолог Г.Келли выделил две функции референтной группы (11, 186):
1) сравнительная. Состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, установки и т.п. выступают для личности в качестве некоторых образцов, «систем отсчёта», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках. Эта функция реализует элемент социального влияния на познание и притязания индивида;
2) нормативная. Она позволяет личности выяснить, в какой мере её поведение соответствует нормам группы. Роль этой функции весьма значительна в плане регуляции группового поведения.
Групповые нормы формируются только в процессе деятельности и общении. При этом деятельность членов группы имеет два аспекта – социальный и индивидуальный. Результаты деятельности имеют важное общественное значение и в то же время способствуют развитию и саморазвитию каждого члена группы. В процессе такой деятельности при соблюдении определённых норм поднимается общий тонус жизнедеятельности группы, становятся более оптимистичными отношения, усиливается внутригрупповая защита от внешних негативных влияний.
Следует отметить, что система норм группы формируется на разных стадиях её развития.
Первая стадия развития характеризуется предъявлением требований только со стороны руководителя группы и представляет собой довольно низкий уровень группового сплочения. Члены группы ещё не готовы к согласованным действиям, и групповые нормы пока ещё не выработаны.
Вторая стадия – переходная. Она отличается динамикой социальных отношений. Формируются групповые нормы и ритуалы. Всё большее количество индивидуумов способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются социально активными членами группы. Формируется социальный актив, складывается система лидерства.
На третьей стадии группа сформирована. Это проявляется в согласованности действий всех её членов. Групповые нормы и ритуалы выработаны. Нормы и санкции становятся общими для всех членов группы, в связи с чем руководителю уже не нужно влиять на социальный контроль и заботиться о нём, так как последний существует и действует вне зависимости от усилий руководителя.
Очевидно, что описанные стадии развития группы являются стадиями развития коллектива. Психологический климат напрямую будет зависеть от перспектив его развития, предложенными рядовыми членами, от соблюдения норм и ценностей, которые ведут за собой развивающиеся потребности индивидов.
Другим фактором, влияющим на создание положительного климата, является общая мотивация членов группы к совместной деятельности.
Проблема совместной деятельности по-разному формулировалась не только в разные периоды её разработки, но и разными исследователями (5; 14; 17; 35; 20). С её формулированием связаны, прежде всего, такие термины как «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате её естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей, в первую очередь, социальных психологов. В качестве признаков совместной деятельности обычно выступают её отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. Одним из основных признаков совместной деятельности является общая мотивация членов группы.
Общий мотив – обязательный компонент психологической структуры совместной деятельности, являющийся непосредственной побудительной силой, побуждающий общность индивидов к совместному взаимодействию (8, 294). Мотив, как побуждение, - это источник или причина действия. Однако в условиях совместной работы людей в группе притязания одного могут не согласовываться с притязаниями другого.
Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы определяется, прежде всего, условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять её. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходи усиление мотивированности каждого члена и всей группы в целом. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.
Говоря об учебных группах, следует отметить, что в них мотивы совместной деятельности и свойства субъектов тесно взаимосвязаны между собой. Среди основных характеристик субъектов совместной учебной деятельности необходимо выделить (4, 94):
- целенаправленность;
- мотивированность;
- уровень целостности (интегрированности);
- структурированность;
- согласованность;
- организованность (управляемость);
- результативность (продуктивность).
Целенаправленность группового субъекта учебной деятельности представляет стремление к основной цели.
Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной учебной деятельности.
Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта учебной деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью параметров:
1) плотностью функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними;
2) уровнем функциональной взаимосвязи;
3) отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу;
4) типом целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами коллектива.
Важным свойством группового субъекта учебной деятельности является его структурированность, которая означает чёткость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определённость его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способ распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.п.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.
Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников учебной группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является, прежде всего, тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей:
- доминирующий способ разрешения разногласий и противоречий;
- ведущая «зона» согласования действий участников учебной группы;
- уровень конфликтности;
- типичные способы поведения её участников в конфликтных ситуациях и т.п.
Организованность обобщённого субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчинённость определённому порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).
Интегральным свойством коллективного субъекта учебной деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.
Таким образом, мотивация совместной деятельности субъектов учебной группы зависит от многих факторов и условий. Их соблюдение (или нарушение) в целом может иметь отражение на благополучии психологического климата группы.
В нашем исследовании мы рассматриваем ценностно-ориентационное единство членов бюджетных и коммерческих учебных групп колледжа.
На наш взгляд, мотивы обучения членов названных групп разнятся по своему содержанию изначально. На первый взгляд кажется, что большой разницы между студентами, обучающимися в бюджетных и коммерческих группах, нет. Эту внешнюю скрытость можно объяснить той причиной, что все обучающиеся в колледже, успешно его заканчивают, получают определённую подготовку, возможно, продолжают обучение в высших учебных заведениях. Но, анализируя мотивы выбора поступления в колледж (в нашем случае в педагогический), становится очевидным тот факт, что начальные установки поступающих в коммерческие и бюджетные группы, в большинстве случаев полярно противоположны.
В бюджетные группы идут учиться, осознанно выбрав свой путь. Абитуриенты обладают рядом знаний, умений, навыков, необходимых в выбранной профессии. Им присущи такие качества, как уверенность в своих силах, целеполагание и адекватное отношение к своему выбору. Эти учащиеся при поступлении готовятся к экзаменам, что требует от них определённой подготовки, нравственной зрелости, возможно, педагогической интуиции. В дальнейшем, в процессе обучения в колледже, для студентов бюджетных групп характерна общая направленность деятельности, ценностно-ориентационное единство. Они имеют сходную оценку целей и задач функционирования группы в социуме, имеют представление о перспективах группового развития. Наличие этих признаков даёт возможность предполагать, что внутригрупповая активность у данных учащихся весьма высока.
На психическом уровне развитие бюджетной группы проявляется в возрастании сходства структуры, содержания и взаимосвязей личностных смыслов. Это, на наш взгляд, способствует формированию благоприятного психологического климата в группе.
В коммерческих же группах наряду с учащимися, целенаправленно выбравшим учебное заведение, имеющими желание получить определённую профессию, зачастую встречаются «случайные» люди. Им, как правило, не свойственно единство целей и мотивов деятельности. Их выбор обусловлен возможностью поступления в учебное заведение посредством оплаты за обучение в нём. Предполагаем, что психологическое единство такой группы будет низкое в силу недостаточной интеллектуальной, эмоциональной, волевой коммуникативности между её членами. Этот факт, по нашему мнению, отражается на процессе межличностного познания и взаимопонимания в группе, на межличностных контактах эмоционального характера, стрессоустойчивости и надёжности группы в экстремальных ситуациях. Возможно, в коммерческих группах деловая сфера активности будет развита в достаточной мере, т.е. решение такой групповой задачи, как получение профессии, окончание учебного заведения будет выполнено успешно. Но межличностная активность, т.е. развитие групповой структуры, будет достигнута в незначительной степени, вследствие рассогласованности мотивов обучения членов группы.
Подводя итог данной главы, следует отметить, что изучение психологического климата в учебных группах требует всестороннего изучения социальной ситуации развития коллектива в целом. Надо учитывать, что фактором, объединяющим членов учебной группы в совместную деятельность, является общая цель.
Совместная учебная деятельность предъявляет особые требования к способам достижения этой цели. Выбор способов, их уместность, естественно, зависят от общей атмосферы в группе и, несомненно, влияют на формирование психологического климата в коллективе.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В БЮДЖЕТНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
2.1. Экспериментальное изучение по проблеме
Изученный теоретический материал послужил основой для разработки и проведения экспериментальной части исследования. Экспериментальная часть включила в себя три этапа:
1) отбор и анализ методик для психологического обследования учащихся колледжа;
2) непосредственное психологическое обследование;
3) сравнительный анализ полученных результатов.
Целью первого этапа экспериментальной части был отбор методик, позволяющих выявить состояние группового настроения и качественную сторону межличностных отношений.
Проанализировав психологическую литературу, нами были выбраны следующие методики:
- метод социометрических измерений (социометрия) – автор Дж.Морено (3,170; 22,284; 24,3);
- методика определения индекса групповой сплочённости Сишора (24,19);
- методика определения социально-психологического климата по полярным профилям – автор Л.Н.Лутошкин (28,106; 24,20).
Рассмотрим содержание каждой методики.
Метод социометрических измерений (социометрия). Вполне понятно, что в любой социальной группе, существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать те или иные эмоциональные предпочтения субъектов по отношению друг к другу. Американский психолог Джекоб Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений членов группы, разработал всемирно известную теорию социометрии. Социометрия – это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы.
Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчинённых позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса её членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определён при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задаёт статусную иерархию в группе.
Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звёзды – члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звёзд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.
На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.
Знание социометрического статуса не даёт полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если её выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений.
Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии её интегральных психологических характеристик. В такой группе будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворённость её членов своими межличностными отношениями.
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С.Кузьмина (18), Я.Л.Коломинского (12), В.А.Ядова (37) и др.
Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатией или, наоборот, антипатией, доверия или недоверия и т.д.
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщённая аморфная и недифференцированная система отношений с окружающим (что маловероятно), либо испытуемый заведомо даёт ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надёжность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнёра или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины и можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в своё время Дж.Морено и Е.Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где P – вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N – число членов группы.
Обычно величина P(A) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительно авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплочённых образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать своё отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию даёт достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта).
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она даёт возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскивания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Для проведения экспериментального обследования нами был выбран и использован модифицированный вариант социометрии.
Выбранный вариант предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.
Второй методикой, выбранной нами для диагностического исследования, явилась методика определения индекса групповой сплочённости Сишора.
Групповая сплочённость – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, её сплочения в единое целое, - можно определить не только путём расчёта соответствующих социометрических индексов. Данная методика очень проста в использовании. Она состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в инструкции значениям (в ходе опроса баллы не указываются). По окончании опроса конечные результаты сравниваются с минимальным и максимальным значением, данным в инструкции для диагноста.
Ещё одной методикой, выбранной нами, явилась методика определения социально-психологического климата по полярным профилям Л.И.Лутошкина. Эта методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).
После отбора методик, на следующем этапе, было проведено непосредственное психологическое обследование. В нём приняли участие учащиеся 4 «А» курса (бюджетная группа) и 4 «Б» курса (коммерческая группа) отделения «Преподавание в начальных классах» Каменского педагогического колледжа.
Для обследования были взяты учащиеся 4-го курса, так как мы считаем, что объективно оценить психологический климат возможно более точно именно на этом этапе обучения, когда учащиеся уже хорошо знают индивидуальные особенности друг друга, совместно осуществляли деятельность во всех направлениях в течение длительного времени.
На начало диагностического исследования мы предположили, что психологический климат в бюджетной группе (4 «А» курс) благоприятнее, чем в коммерческой (4 «Б» курс) вследствие большей внутригрупповой сплочённости её членов.
Всем участникам психологического исследования были предложены:
- бланк для социометрического опроса (см. Приложение 1);
- опросный лист для определения индекса групповой сплочённости (см. Приложение 2);
- карта-схема для определения психологического климата группы по полярным профилям (см. Приложение 3).
Каждая методика содержит инструкцию для пояснения выполнения работы по бланкам. В ней объяснена цель исследования, подчёркнута важность его результатов для группы, показано, как нужно выполнять задание, гарантировано сохранение тайны ответов. Время было не ограничено, учащиеся работали в свободном режиме.
При проведении социометрического опроса первоначально необходимо было установить атмосферу доверия в отношениях с членами групп, так как отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса возможно использовать во вред испытуемым, могут приводить к отказу выполнять задание в целом. После этого приступили непосредственно к опросу. Респонденты должны были записать фамилии членов группы, выбранных ими по трём критериям:
1) совместное обучение – деловая деятельность;
2) личностная симпатия;
3) совместное времяпровождение – коммуникативная деятельность.
Количество выборов ограничивалось – 2-3 человека. (Этот способ предпочтителен с точки зрения простоты и удобства обработки результатов). Вопросы были в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Методика по определению индекса групповой сплочённости Сишора состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы не указываются.
Бланк методики по определению социально-психологического климата группы по полярным профилям представляет собой карту-схему. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещённой в центре карты (от +3 до – 3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
После того, как работа по бланкам была закончена, была проведена обработка данных.
Интерпретация результатов социометрического опроса заключалась в составлении социоматрицы и построении социограммы.
Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы выделены жирным печатным шрифтом или жирным курсивом (если взаимность неполная). Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.
По результатам данного опроса было составлено две социоматрицы: первая - для 4 «А» курса (бюджетной группы); вторая - для 4 «Б» курса (коммерческой группы).
Социоматрица 1
№ п/п Кто выбирает: фамилия, имя Кого выбирают Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Людмила А-ва
Любовь Г-ко
Татьяна Е-на
Ольга З-ич
Юлия К-м
Наталья Н-на
Любовь С-ва
Елена Т-ва
Марина У-ва
Юлия Ф-ко
2
1
1 2
1
2
1 2
1
2
3
2
2
2
3
3
3
1
2
1
2
3
2
2
2
3
3
2 2
2
1
1 1
1
3
3 1
1
3
3
1 1
3
3
3
1
Количество выборов: 4 6 10 10 14 12 6 8 9 11 90
Количество взаимных выборов: 1 2 3 2,5 3 2 2 1 2,5 3 22
Социоматрица 2
№ п/п Кто выбирает: фамилия, имя Кого выбирают Итого
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10. Ирина Б-ва
Марина Б-ая
Анна В-ва
Алина И-ва
Наталья К-ва
Елена Л-ко
Людмила П-ло
Анна С-ва
Антонина С-ко
Оксана Ш-ва
1
1
1 3
2
2
3 3
3
2
2
1
3
1
1
3
2
1
2
2
3 2
2
3
3
1
2
1 1
3
1
3
3
3
1
3
1
1
3
3
2
2
2
Количество выборов: 1 2 0 10 19 10 14 14 4 14 88
Количество взаимных выборов 1 1 - 2,5 3 1,5 2 2 2 3 18
На основе социоматриц были построены социограммы, которые делают возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени». Модель внутригрупповых отношений учащихся 4 «А» курса (бюджетной группы) представлена на социограмме 1 (см. Приложение 4), учащихся 4 «Б» курса (коммерческой группы) – на социограмме 2 (см. Приложение 4).
Каждая окружность в социограмме имеет своё значение.
I. Внутренний круг – это так называемая «зона звёзд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвёртый круг – зона изолированы, это те, которые не получили ни одного очка.
Таким образом, социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
По результатам методики определения индекса групповой сплочённости Сишора были составлены таблицы, в которые были занесены баллы за определённые ответы учащихся. В таблице 1 отображена кодировка ответов по каждому вопросу.
Таблица 1
№ вопроса Варианты ответов
1 2 3 4 5 6
1.
2.
3.
4.
5. 5 баллов
1 балл
3 балла
3 балла
3 балла 4 балла
2 балла
2 балла
2 балла
2 балла 3 балла
3 балла
1 балл
1 балл
1 балл 2 балла
4 балла
1 балл
1 балл
1 балл 1 балл
5 баллов
------
------
------ 1 балл
1 балл
------
------
------
В таблице 2 отражены результаты ответов учащихся 4 «А» курса, в таблице 3 – результаты ответов учащихся 4 «Б» курса.
Таблица 2
№ п/п Фамилия, имя Балльная оценка ответов Сумма баллов
1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Людмила А-ва
Любовь Г-ко
Татьяна Е-на
Ольга З-ич
Юлия К-м
Наталья Н-на
Любовь С-ва
Елена Т-ва
Марина У-ва
Юлия Ф-ко 2
5
5
5
5
5
1
5
5
5 5
1
4
4
4
5
4
5
5
5 2
3
3
3
2
2
2
2
2
3 2
3
3
3
3
3
2
3
2
3 2
2
2
2
2
2
1
2
2
2 13
14
17
17
16
17
10
17
16
18
Средний балл 4,3 4,2 2,4 2,7 1,9 15,5
Максимальный балл 5 5 3 3 3 19
Таблица 3
№ п/п Фамилия, имя Балльная оценка ответов Сумма баллов
1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Ирина Б-ва
Марина Б-ая
Анна В-ва
Алина И-ва
Наталья К-ва
Елена Л-ко
Людмила П-ло
Анна С-ва
Антонина С-ко
Оксана Ш-ва 3
3
4
5
3
5
5
3
3
5 2
4
4
5
4
5
4
5
1
5 1
2
2
2
1
2
2
2
1
2 2
3
3
2
3
2
2
2
3
2 2
2
2
2
2
2
2
2
1
2 10
14
15
16
13
16
15
14
9
16
Средний балл 3,9 3,9 1,7 2,4 1,9 13,8
Максимальный балл 5 5 3 3 3 19
При обработке методики по определению социально-психологического климата по полярным профилям Л.И.Лутошкина учитывались оценки, данные учащимися групп. Интерпретация оценок:
+3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 – свойство проявляется всегда.
Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатываются ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого учащегося, необходимо сложить и разделить на количество отвечавших. Затем полученную цифра сравнивается с «ключом» методики:
+22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (- 8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (- 8) до (- 10) – средняя неблагоприятность;
от (- 10) и ниже в отрицательную сторону – высокая неблагоприятность.
Третий этап: построение таблиц для анализа результатов.
Оценка социально-психологического климата в коллективе 4 «А» курса (бюджетная группа) отражена в таблице 4; 4 «Б» курса (коммерческая группа) – в таблице 5.
Таблица 4
№ п/п Фамилия, имя Сумма абсолютных величин Разница величин
(+) оценки ( -) оценки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Людмила А-ва
Любовь Г-ко
Татьяна Е-на
Ольга З-ич
Юлия К-м
Наталья Н-на
Любовь С-ва
Елена Т-ва
Марина У-ва
Юлия Ф-ко 25
34
42
12
19
29
10
23
20
32 -3
0
0
-1
0
0
-19
-1
-7
0 28
34
42
13
19
29
-29
24
27
32
Среднее арифметическое разниц величин получаем следующим образом:
(28+34+42+13+19+29-29+24+27+32):10=21,9
Таблица 5
№ п/п Фамилия, имя Сумма абсолютных величин Разница величин
(+) оценки ( - ) оценки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Ирина Б-ва
Марина Б-ая
Анна В-ва
Алина И-ва
Наталья К-ва
Елена Л-ко
Людмила П-ло
Анна С-ва
Антонина С-ко
Оксана Ш-ва 4
24
13
15
4
28
9
10
5
15 -13
0
0
-2
-6
-1
-5
-4
-6
-2 -17
24
13
17
-10
29
14
14
-11
17
Среднее арифметическое разниц величин получаем следующим образом:
(-17+24+13+17-10+29+14+14-11+17): 10=9
Следующим этапом после статистической обработки методик, выполнения математических расчётов по ответам учащихся каждой группы в отдельности был проведён анализ полученных результатов.
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов
Анализ социометрического исследования мы начали со сравнения данных социоматрицы. Общее количество выборов в бюджетной группе (4 «А» курс) равно 90, в коммерческой (4 «Б» курс) – 88. Количество взаимных выборов в бюджетной группе – 22, в коммерческой – 18. Как видим, существенно количество выборов не отличается. Возможно, это объясняется малым количеством людей в каждой группе и заданным количеством выборов по инструкции. При таких показателях суммарный социометрический статус групп приблизительно одинаков. Поэтому акцент при анализе мы сделали на социограммах.
Первоначально мы определили социометрический статус каждого индивида. Сначала выявили лидеров, находящихся в «зоне звёзд». В бюджетной группе (4 «А») - 1 человек (Юлия К-м - 14 выборов), в коммерческой группе (4 «Б») – 1 человек (Наталья К-ва – 19 выборов). Далее определили «предпочитаемых». В 4 «А» - 6 человек (Юлия Ф-ко – 11 выборов, Татьяна Е-на – 10 выборов, Ольга З-ич – 10 выборов, Марина У-ва – 9 выборов, Елена Т-ва – 8 выборов). В 4 «Б» - 5 человек (Людмила П-ло, Анна С-ва, Оксана Ш-ва – по 14 выборов, Алина И-ва и Елена Л-ко – по 10 выборов). В эту группу вошли те, кто набрал выборов в количестве выше среднего показателя относительно максимального количества выборов в своей группе. Потом выделили членов групп, которые оказались в «зоне пренебрегаемых». Они набрали выборов в количестве ниже среднего показателя. В 4 «А» группе – 3 человека (Любовь Г-ко, Любовь С-ва – по 6 выборов, Людмила А-на – 4 выбора), в 4 «Б» группе – 3 человека (Ирина Б-ва – 1 выбор, Марина Б-ая – 2 выбора, Антонина С-ко – 4 выбора). И наконец были определены члены, попавшие в группу «изолированных». В 4 «А» таких не оказалось, в 4 «Б» - Анна В-ва (ни одного выбора). Для более чёткого представления количественного соотношения социальных статусов была составлена таблица 6.
Таблица 6
№ п/п Социальный статус Количество выборов
4 «А» курс
(бюджетная группа) 4 «Б» курс
(коммерческая группа)
Количество человек % соотношение Количество человек % соотношение
1.
2.
3.
4. «Социометрические звёзды»
«Предпочитаемые»
«Пренебрегаемые»
«Изолированные» 1
6
3
0 10%
60 %
30 %
0 % 1
5
3
1 10%
50 %
30 %
10 %
Знание социометрического статуса не даёт полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если её выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне уверенно, если его выбор оказался взаимным. Поэтому мы обратили внимание на количество взаимных пар и группировок.
В 4 «А» группе (бюджетной) получили взаимный выбор 12 пар:
1) Людмила А-на и Татьяна Е-на; 2) Татьяна Е-на и Любовь Г-ко; 3) Татьяна Е-на и Марина У-ва; 4) Любовь Г-ко и Наталья Н-на; 5) Любовь С-ва и Ольга З-ич; 6) Любовь С-ва и Юлия Ф-ко; 7) Марина У-ва и Юлия К-м; 8) Марина У-ва и Юлия Ф-ко; 9) Елена Т-ва и Наталья Н-на; 10) Ольга З-ич и Юлия Ф-ко; 11) Ольга З-ич и Юлия К-м; 12) Юлия К-м и Юлия Ф-ко. Больше всех взаимных выборов отмечено у Юлии Ф-ко (4 выбора). По три взаимных выбора получили 4 человека – Татьяна Е-на, Ольга З-ич, Юлия К-м и Марина У-ва. Здесь же наблюдается две группировки из трёх членов: Ольга З-ич, Любовь С-ва и Юлия Ф-ко; Ольга З-ич, Юлия К-м и Юлия Ф-ко.
В 4 «Б» группе (коммерческой) получили взаимный выбор 10 пар:
1) Людмила П-ло и Наталья К-ва; 2) Алина И-ва и Людмила П-ло; 3) Алина И-ва и Наталья К-ва; 4) Алина И-ва и Ирина Б-ва; 5) Марина Б-ая и Анна С-ва; 6) Антонина С-ко и Елена Л-ко; 7) Анна С-ва и Антонина С-ко; 8) Елена Л-ко и Оксана Ш-ва; 9) Анна С-ва и Оксана Ш-ва; 10) Наталья К-ва и Оксана Ш-ва. Одинаковое количество взаимных выборов (по три) получили - Алина И-ва, Наталья К-ва, Анна С-ва и Оксана Ш-ва. Выделяется здесь группировка из трёх членов: Алина И-ва, Наталья К-ва, Людмила П-ло.
Таким образом, в бюджетной группе (4 «А» курс) на две пары больше, получивших взаимные выборы, и больше на одну группировку из трёх членов, чем в коммерческой группе (4 «Б» курс).
Подводя итог по анализу социометрического исследования необходимо отметить, что в бюджетной группе по сравнению с коммерческой наблюдается:
1) наличие большего количества человек, имеющих статус «предпочитаемые»;
2) отсутствие членов группы, имеющих статус «изолированные»;
3) большее количество пар, получивших взаимный выбор.
Полученные результаты могут говорить о том, что благополучие интегральных психологических характеристик бюджетной группы несколько выше, чем коммерческой. Это может быть обусловлено более чёткой согласованностью действий в группе и эмоциональной удовлетворённостью её членов межличностными отношениями.
Анализ результатов методики Сишора по определению индекса групповой сплочённости заключался в сравнении средних баллов за ответы на каждый вопрос в отдельности и общего среднего балла за весь опросник. Для лучшего представления результаты были внесены в таблицу 7.
Таблица 7
№ вопроса Средний балл
4 «А» курс
(бюджетная группа) 4 «Б» курс
(коммерческая группа)
1.
2.
3.
4.
5. 4,3
4,2
2,4
2,7
1,9 3,9
3,9
1,7
2,4
1,9
Общая оценка 15,5 13,8
Из таблицы видно, что индекс групповой сплочённости выше в бюджетной группе. Исходя из того, что максимальная сумма оценок по опроснику равна 19, можно вычислить, что групповая сплочённость в бюджетной группе составляет 81,6 %, а в коммерческой – 72,6 %.
Мы также проанализировали качественное содержание ответов учащихся групп на каждый вопрос. На первый вопрос «Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?» получены следующие ответы:
1) чувствуют себя её членом, частью коллектива – 80 % учащихся 4 «А» курса и 40 % учащихся 4 «Б» курса;
2) участвую в большинстве видов деятельности - 1 человек (10 %) из 4 «Б» курса;
3) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других – 50 % учащихся 4 «Б» курса;
4) не чувствую, что являюсь членом группы – 1 человек (10 %) из 4 «А» курса;
5) живу и существую отдельно от группы – 1 человек (10 %) из 4 «А» курса.
Несмотря на то, что негативные ответы на последние два вопроса дали учащиеся 4 «А» курса, в целом большинство членов бюджетной группы считают себя частью своего коллектива. Процентное отношение учащихся 4 «Б» курса, которые соотносят себя с деятельностью группы, меньше.
На второй вопрос «Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменений прочих условий)?» ответили, что:
1) очень бы хотели перейти – по одному человеку из каждой группы (по 10%);
2) скорее, перешёл бы, чем остался – 1 человек из 4 «Б» курса (10 %);
3) скорее всего, остались бы – по четыре человека из 4 «А» и 4 «Б» курса (по 40 %);
4) очень хотели бы остаться в своей группе – 5 человек из 4 «А» курса (50 %) и 4 человека из 4 «Б» курса (40 %).
Как видно, значимость группы для её членов немного выше в бюджетной группе (4 «А» курс), чем в коммерческой (4 «Б» курс).
На следующий вопрос «Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?» были получены следующие ответы:
1) лучше, чем в большинстве коллективов – 4 человека из 4 «А» курса (40 %);
2) примерно такие же, как в большинстве коллективов – 6 человек из 4 «А» курса (60 %) и 7 человек из 4 «Б» курса (70 %);
3) хуже, чем в большинстве коллективов – 3 ответа в 4 «Б» (30 %).
В данном случае, очевидно, что почти третья часть учащихся коммерческой группы не довольны взаимоотношениями в своём коллективе.
Следующий вопрос дал возможность оценить отношение членов группы к своему руководству. Получены были следующие результаты:
1) взаимоотношения с руководством лучше, чем в большинстве коллективов – 7 человек 4 «А» курса (70 %) и 4 человека из 4 «Б» курса (40 %);
2) взаимоотношения примерно такие же, как и в большинстве коллективов – 3 человека из 4 «А» курса (30 %) и 6 человек из 4 «Б» курса (60 %). Здесь результаты говорят сами за себя.
На последний вопрос «Каково отношение к учёбе в Вашем коллективе?» учащиеся обеих групп дали одинаковое количество ответов:
1) примерно такие же, как и в большинстве коллективов – по 9 человек из каждой группы (по 90 %);
2) хуже, чем в большинстве коллективов – по 1 человеку из каждой группы (по 10 %).
Такой результат в последнем вопросе, по нашему мнению, обусловлен тем, что учащиеся уже заканчивают своё обучение в колледже, т.е. находятся на последнем этапе образовательного процесса.
При анализе результатов методики по определению социально-психологического климата группы необходимо было сравнить полученные данные с ключом опросника. При сравнении выявлено, что степень благоприятности психологического климата в бюджетной группе (4 «А» курс) высокая, имеет числовой показатель 22. В коммерческой группе (4 «Б» курс) степень благоприятности имеет числовой показатель 9, что соответствует среднему уровню.
Таким образом, проведя сравнительный анализ результатов диагностического исследования учащихся бюджетной и коммерческой групп колледжа, можно сделать выводы:
- уровень сформированности бюджетной группы как коллектива выше, чем коммерческой (на основании методики Сишора);
- взаимность эмоциональных предпочтений членов бюджетной группы выше, чем коммерческой (по результатам социометрического опроса);
- психологический климат в бюджетной группе благоприятнее, чем в коммерческой (по результатам методики Л.Н.Лутошкина).
Полученные результаты при сравнительном анализе показателей двух групп подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что психологический климат в бюджетной группе лучше (благоприятнее), чем в коммерческой, вследствие большей внутригрупповой сплочённости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологический климат является важным показателем состояния группы и выступает внешним проявлением благополучности её членов. Он сказывается на результатах совместной деятельности людей, их межличностном взаимодействии и эмоциональном равновесии.
Состояние настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе зависит от совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивности совместной деятельности и развитию личности.
Среди основных показателей благополучного психологического климата выделяют ценностные ориентации, моральные нормы и интересы членов коллектива.
Проявляя заботу о социально-психологическом климате учебной группы (бюджетной или коммерческой), в первую очередь необходимо помнить о статусе учащихся в ней. Именно социометрический статус может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека. А это, в свою очередь, может сказываться в целом на психологическом климате группы.
Так как его организация стимулирует развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует постоянно уделять внимание регулированию взаимоотношений и ценностных ориентаций в группе, независимо от форм обучения в ней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – 189 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 264 с.
4. Антопольская Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса учебной группы: Дисс. … канд. психол. наук. – Курск, 1995. – 155 с.
5. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003. – 392 с.
6. Гайнутдинов И.К. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 348 с.
7. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплочённости // Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – М., 1999. – 473 с.
8. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – 277 с.
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2008. 512с.
10. Журавлёв А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. Т. 19. - № 3.- 1998. – 42 с.
11. Классическая социальная психология / Под ред. Рогова Е.И. – Москва: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издат центр «МарТ», 2008. – 416 с.
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1996. – 473 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
14. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001. – 352 с.
15. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха / Автор-сост. Кашаров Р.Р. – Ижевск: Изд-во Удм.универ., 2001. – 448 с.
16. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. – Ижевск, 2000. – 270с.
17. Маейрс Д. Социальная психология. Пер. с англ. – СПб., 1998. – 392 с.
18. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина. – Л., 1987. – 350 с.
19. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.
20. Немов Р.П. Социально-психологический анализ эффектов как деятельности коллектива. – М., 1984. – 358 с.
21. Петровский А.В., Шпанский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1988. – 296 с.
22. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400 с.
23. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. – М., 1989. – 174 с.
24. Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Т.2. – 248 с.
25. Растова А.М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Томск, 1973. -36 с.
26. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
27. Рогов Е.И. Азбука психологии: Личность в группе. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 380 с.
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. – 480 с.
29. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – 462 с.
30. Современная психология: Справочное руководство // Под ред. В.Н.Дружинина. – Москва, 1999. – 366 с.
31. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 336 с.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 736 с.
33. Уманский Л.И. Индикаторы уровня социально-психологической зрелости первичного коллектива // Социально-психологические проблемы личности и коллектива: Сб.ст. Вып.48. – Ярославль. – 1987. – С.5-20.
34. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 380 с.
35. Фопель К. Создание команды. – М., 2002. – 264 с.
36. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д, 1998. – 388 с.
37. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998. – 194 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Бланк опроса № 1
Инструкция: «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователь гарантирует тайну индивидуальных ответов».
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Курс (группа, отделение) ____________________________________________
__________________________________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учётом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а) _____________________________________
б) _____________________________________
в) _____________________________________
2. Кого бы вы из группы пригласили на свой день рождения?
а) _____________________________________
б) _____________________________________
в) _____________________________________
3. С кем из своей группы вы пошли бы в многодневный туристический поход?
а) _____________________________________
б) _____________________________________
в) _____________________________________
СПАСИБО!
Приложение 2
Бланк опроса № 2
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются пять вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Выберите один ответ, соответствующий вашему мнению, обведите его номер. Постарайтесь быть искренними. Исследователь гарантирует тайну индивидуальных ответов».
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Курс (группа, отделение) ____________________________________________
__________________________________________________________________
I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя её членом, частью коллектива.
2. Участвую в большинстве видов деятельности.
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.
4. Не чувствую, что являюсь членом группы.
5. Живу и существую отдельно от неё.
6. Не знаю, затрудняюсь ответить.
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотела бы перейти.
2. Скорее, перешла бы, чем осталась.
3. Не вижу никакой разницы.
4. Скорее всего, осталась бы в своей группе.
5. Очень хотела бы остаться в своей группе.
6. Не знаю, трудно сказать.
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю, трудно сказать.
IV. Какие у вас взаимоотношения с классным руководителем?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю.
V. Каково отношение к учёбе в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов.
2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов.
3. Хуже, чем в большинстве коллективов.
4. Не знаю.
Приложение 3
Бланк опроса № 3
Инструкция: «Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенные слева, затем – справа психологические свойства и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство, указанное слева, проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство, указанное слева, проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 – свойство, указанное справа, проявляется в большинстве случаев;
-3 – свойство, указанное справа, проявляется всегда.
Постарайтесь быть искренними. Исследователь гарантирует тайну индивидуальных ответов».
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Курс (группа, отделение) ____________________________________________
__________________________________________________________________
Положительные особенности +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться
Коллектив активен, полон энергии
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители (вышестоящие органы) Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
Группировки конфликтуют между собой
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив пассивен, инертен
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно
СПАСИБО!