КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
статья на тему
Цель: выявление психологического климата классного коллектива.
Возраст: уч-ся 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_psihologicheskogo_klimata.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Цель: выявление психологического климата классного коллектива.
Возраст: уч-ся 5-11 классов.
Инструкция:
Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-хбалльной шкале:
всегда — 4
часто — 3
иногда — 2
никогда — 1
- В нашем классе бодрое, радостное настроение.
- В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.
- В классе ребята дружные.
- Ребятам нравится вместе проводить свободное время.
- Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.
- В классе осуждают нарушителей дисциплины.
- Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.
- Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.
- В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.
- Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.
- В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.
- У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.
- Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.
- Общественные поручения выполняются ребятами охотно.
- Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.
- Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.
- Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.
- В классе часто звучит добрая шутка, юмор.
- На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.
- Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.
Обработка данных.
Подсчитывается общее количество баллов по всему тесту, затем эта сумма делится на количество вопросов (20 вопросов) и вычисляется средний балл.
Для оценки степени благоприятности психологического климата класса используется следующая шкала градаций:
4, 0 — оптимальный психологический климат;
3, 9- 3, 6 — положительный психологический климат;
3, 5 – 2, 6 — ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;
2, 5 -1, 6 — ситуативно - отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;
1,5 -1, 0 — негативный психологический климат коллектива
После диагностики следует сделать соответствующие выводы и наметить работу с классным коллективом.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Назначение и инструкция: Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?
- Чувствую себя членом, частью класса (5)
- Участвую в большинстве дел класса (4)
- Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)
- Не чувствую, что являюсь членом класса (2)
- Живу и существую отдельно от класса (-1)
- Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
- Да, очень хотел бы перейти (-1)
- Скорее перешел бы, чем остался (2)
- Не вижу никакой разницы (3)
- Скорее всего остался бы в своем классе (4)
- Очень хотел бы остаться в своем классе (5)
- Не знаю, трудно сказать (1)
3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?
- Лучше, чем в большинстве других классов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
- Хуже, чем в большинстве классов (-1)
- Не знаю, трудно сказать (1)
4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?
- Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
- Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
- Не знаю (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?
- Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
- Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)
- Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
- Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:
- 15, 1 баллов и выше - высокая;
- 11, 6 - 15 - выше средней;
- 7 - 11,5 - средняя;
- 4 - 6,9 - ниже средней;
- 4 и ниже - низкая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагоги...
"Формирование благоприятного социально-психологического кламота в классном коллективе".
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать....
формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...
"Взаимосвязь социально-психологического климата и уровня конфликтности в педагогическом коллективе"
Актуальная работа...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...
Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).
Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...
Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).
Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...