Программа кружка "Познай себя"
рабочая программа (3 класс) на тему

Сергеева Галина Львовна

Кружок "Познай себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_psihologii.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы кружка по психологии «Познай себя» (рассчитана на 2 года).

Пояснительная записка.

Введение

Возрастные особенности младших школьников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов  и педагогов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье - фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии младшего школьника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, учителями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важнейших задач младшего школьного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Составитель словаря "Педагогическое речеведение" А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

  • отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
  • невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
  • боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток". Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально - личностная сфера: недостаточная сформированность диффренциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой "дефект", и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности - А.Н.Леонтьев, А.М.Шахнарович), психологии (теория общения - А.А.Боданев, Б.Ф.Ломов), психоаналитики (теория речи - А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О.М.Казарцева, Т.А.Ладынежская, М.Р.Львов, А.Г.Арутаева, Л.М.Шипицина и др.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной.

Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В.Г.Щур, В.Ф.Ряховского, А.Я.Варги и В.В.Столина, Г.Т.Хоментаускаса.

Программа "Вместе весело шагать:" - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы:

  • развитие социальных умений коммуникативной гибкости,
  • создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,
  • формирование "позитивного отношения к своему "Я",
  • профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.

Задачи программы: 

  • Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
  • Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации программы

В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

 Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с сентября по май месяцы включительно.  Возраст-7-11 лет.

Ведущей формой работы являются тренинги.

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 38 занятий.

Продолжительность занятий 45 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 12-15 детей.

Рекомендации по проведению занятий

В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на стульях или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.

Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.

Оборудование

Для занятий по предлагаемой программе используется специальная атрибутика:

  • волшебный сундук;
  • шапка-невидимка;
  • ковёр-самолёт;
  • волшебная палочка;
  • камень-талисман;
  • добрый и злой стулья;
  • микрофон;
  • театральная ширма.

Дидактический материал:

  • альбомы для рисования;
  • фломастеры не менее 12 штук;
  • фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
  • схемы-эмоции.

Техническое оснащение занятий:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • музыкальный центр;
  • цифровой фотоаппарат;
  • система караоке;
  • интерактивная доска;
  • ноутбук.

Структура программы

Программа "Познай себя" состоит из трёх разделов:

"Я и эмоции"

Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

"Я+Я"

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

"Я и моё окружение"

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи 1-го раздела:

  • углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
  • учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
  • учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
  • развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
  • закреплять полученные знания об эмоциях;
  • расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
  • продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 2-го раздела:

  • способствовать осознанию ребёнком своего имени;
  • учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
  • формировать адекватную самооценку;
  • способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
  • помогать ребёнку поверить в свои силы;
  • гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
  • способствовать психическому и личностному росту детей;
  • продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я";
  • помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;
  • помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;
  • гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Задачи 3-го раздела:

  • расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
  • дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
  • сформировать позитивное отношение к сверстникам;
  • учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
  • учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
  • дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
  • сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура тренинга состоит из четырёх этапов:

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  • развивающие игры-драматизации;
  • сюжетно-ролевые;
  • игры на развитие навыков общения;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • этюды;
  • сочинение историй;
  • беседы и рассказы;
  • мини-конкурсы.

Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

 Таблица 1. Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения

1 полугодие

2 полугодие

"Я и эмоции"

1.Радость  

2.Удивление  

3.Страх    

4.Гнев  

5.Горе  

6.Наши эмоции

20.Азбука настроения

21. Отгадай эмоцию

22. Язык жестов и движений

23. Давайте жить дружно

24. Эмоциональное состояние

25.Игры, упражнения, этюды

Понедельник

1 группа

12.15  -   13.15.

"Я+Я"

7.Тайна моего имени

8. Автопортрет

9. Мой внутренний мир

10. Мой любимый сказочный герой

11. Мой ласковый и нежный зверь

12. Мой волшебный дом

13. Я знаю, я умею, я могу.

26.Автопортрет

27.Узнай себя

28.Я знаю, я могу

29.Мои желания

30.Волшебное зеркало

31.Моя волшебная страна

32.Я нужен

Понедельник

2 группа

13.15  -  14.15

"Я и моё окружение"

14.Мы так похожи

15.Мы такие разные

16.Язык жестов и движений

17.Давайте жить дружно

18.Мальчики и девочки

19.С кем я живу

33.Найди друга

34.Мои друзья

35.Мальчики и девочки

36.Одна команда

Перевоплощение

Итог: Танцевальный марафон

Понедельник

1 группа

12.15  -   13.15.

2 группа

13.15  -  14.15

 

Всего:

36 занятий, 36 часов

 

Диагностика проводится в октябре месяце и в конце учебного года в апреле-мае месяце.

Дети, перешедшие на 2-й год обучения, диагностируются вновь на следующий учебный год.

Для обследования детей, родителей и учителей  применяются:

Методика В.Г.Щур "Определение самооценки", опубликованная в книге Н.В.Краснощёковой "Диагностика и развитие личностной сферы детей младшего школьного возраста.

Проективная методика Г.Т.Хоментаускаса "Рисунок семьи", которая исследует уровень межличностных отношений ребёнка с родителями.

Тест-опросник (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опубликован в книге Е.И.Рогова "Настольная книга практического психолога».

Тест-опросник В.Ф.Ряховского, который оценивает уровень общительности воспитателя (педагога), напрямую является важным показателем для успешной реализации нашей программы, так как воспитатель должен обладать коммуникативными навыками: быть примером для детей и помогать им преодолевать трудности в общении.

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения; танцевальная терапия; подвижные игры.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.

Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.

Ожидаемые результаты

1 год работы:

Знать: 

  • различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
  • о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
  • какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают.

Уметь: 

  • понимать и описывать свои желания и чувства;
  • осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
  • сравнивать эмоции;
  • контролировать свои эмоциональные реакции;
  • оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;
  • уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
  • выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

2 год работы:

Знать: 

  • об относительности в оценке чувств;
  • что такое "мужественность" и "женственность", понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
  • что означают их имена.

Уметь: 

  • понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;
  • рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;
  • общаться , несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • изображать на рисунке своё внутреннее состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Познай себя"

    Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...

Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...

Воспитательная программа "Познай себя".

Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"

Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...

Рабочая программа "Сам себе помогу" для 4 класса

Рабочая программа по работе с  детьми из социально неблагополучных семей .Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и ...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Воспитательная программа "Познай себя"

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...