Программа курса "Познай себя"
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему
Программа развития жизненно важных навыков у учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznay_sebya.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы «Обучение жизненно важных навыков» Н.П. Майоровой, Е.Е. Чепурных, С.М.Шурухт.
В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Эти навыки являются универсальными, поэтому развивать их необходимо с амого начала обучения в школе.
Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения в семье и со сверстниками.
Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть.
Навыки управления собственными эмоциями – формируют способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
Навык самостоятельного принятия решения – способность принимать конструктивные, взвешенные решения, умение учитывать различные мнения.
Навык работы с информацией – способность анализировать и умело использовать информацию любого вида, что позволяет быстро ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Представленная программа способствует формированию перечисленных навыков и умений.
С психологической точки зрения целесообразность программы объясняется тем, что доведенные до автоматизма действия могут быть применены в любых ситуациях и сыграть важную роль в сохранении здоровья и благополучия.
К организации занятий планируется подключать педагогов, детей, родителей и родственников.
Программа рассчитана на 68 часов, по два часа в неделю.
Продолжительность занятий – 30-45 минут.
Программа составлена для учащихся 2,3,4 классов. В зависимости от возрастных особенностей и степени подготовленности задания могут усложнятся либо упрощаться на усмотрение психолога.
Программа включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей.
Форма занятий – коллективная, групповая, индивидуальная; тренинги, практикумы, семинары, праздники.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
план. | факт. | |||
Навыки позитивного общения 14 | ||||
1 | Начинаем игру. Наши правила и наши имена. | 2 | ||
2 | Вербальное общение | 2 | ||
3 | Способы невербального общения | 2 | ||
4 | Кому нужен комплимент? | 2 | ||
5 | Имя – самый приятный комплимент | 2 | ||
6 | Практикум «Пойми меня» | 2 | ||
7 | Ролевая игра «Другая планета» | 2 | ||
Навыки самооценки и понимания других 14 | ||||
8 | Что я знаю о себе? | 2 | ||
9 | Я такой же, как ты… | 2 | ||
10 | Если бы я был тобой | 2 | ||
11 | Разный Я. Самохарактеристика. | 2 | ||
12 | Знакомые незнакомцы | 2 | ||
13 | Хорошие манеры | 2 | ||
14 | Практикум «я вас понимаю» | 2 | ||
Навыки управления собственными эмоциями 14 и навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях | ||||
15 | «Эмоциональный» словарик | 2 | ||
16 | Настроение в рисунке | 2 | ||
17 | Куда уходит злость? | 2 | ||
18 | Откуда берется стресс | 2 | ||
19 | Тренировочные этюды | 2 | ||
20 | Практикум на прилегающей к школе территории (магазин, ателье мод, остановка) | 2 | ||
21 | Что я делаю, если мне… | 2 | ||
Навык самостоятельного принятия решения 10 | ||||
22 | Какие существуют проблемы | 2 | ||
23 | Части проблемы | 2 | ||
24 | Чем отличается «хочу» от «могу» | 2 | ||
25 | Алгоритм принятия решения | 2 | ||
26 | Практикум «Разбей проблему на части» | 2 | ||
Навык работы с информацией 8 | ||||
27 | Что такое рефлексия? | 2 | ||
28-29 | Эффективная работа с текстом | 4 | ||
30 | Практикум «Пойми текст» | 2 | ||
Навыки творчества 6 | ||||
31 | Необычное в обычном | 2 | ||
32 | Шаги творчества | 2 | ||
33 | Практикум «Мое богатое воображение» | 2 | ||
34 Заключительное занятие 2 |
Программа
Навыки позитивного общения – 14 часов
Дети вырабатывают навык устанавливать контакт с партнером по общению, отслеживать «состояние контакта» в процессе общения, удерживать контакт в процессе общения; восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения.
Навыки самооценки и понимания других – 14 часов
Участники занятий в процессе работы учатся анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.
Навыки управления собственными эмоциями и навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – 14 часов
Дети расширят лексический запас слов за счет новых психологических терминов; будут учиться осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния; видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей; соотносить свои эмоции с эмоциями других людей, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации; произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.
Навык самостоятельного принятия решения – 10 часов
Обучение решению проблем на первом этапе сводится к необходимости научить детей вычленять и точно формулировать проблему; осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой программой; планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы; анализировать промежуточный и конечный результаты в связи с исходной задачей
Навык работы с информацией – 8 часов
Участники занятий в процессе работы учатся воспринимать и анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; строить доказательство и умозаключение; ясно и конкретно выражать свои мысли.
Навыки творчества –– 6 часа
Развитие креативности формирует такие особенности мышления как беглость (способность генерировать максимальное количество идей), оригинальность (способность генерировать нестандартные идеи), точность (способность придавать завершенный вид продуктам мышления).
Заключительное занятие – 2 часа
Учащиеся выражают свои мысли по поводу проведенных занятий посредством рисунка, рассказа.
Литература:
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно выжным навыкам в школе. – Санкт-Петербург, 2002
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов-на-Дону, 2005.
- Под ред. Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург, 2004
- Рогов Е.И. Психология общения. Москва 2001
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону, 2005
- Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...
Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...
Воспитательная программа "Познай себя".
Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....
Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"
Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...
Рабочая программа "Сам себе помогу" для 4 класса
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей .Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и ...
Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"
Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...
Воспитательная программа "Познай себя"
Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...