Программа курса "Познай себя"
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Черникова Ирина Сергеевна

Программа развития жизненно важных навыков у учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы «Обучение жизненно важных навыков» Н.П. Майоровой, Е.Е. Чепурных, С.М.Шурухт.

В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Эти навыки являются универсальными, поэтому развивать их необходимо с амого начала обучения в школе.

Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения в семье и со сверстниками.

Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть.

Навыки управления собственными эмоциями – формируют способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.

Навык самостоятельного принятия решения – способность принимать конструктивные, взвешенные решения, умение учитывать различные мнения.

Навык работы с информацией – способность анализировать и умело использовать информацию любого вида, что позволяет быстро ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Представленная программа способствует формированию перечисленных навыков и умений.

С психологической точки зрения  целесообразность программы объясняется тем, что доведенные до автоматизма действия могут быть применены в любых ситуациях и сыграть важную роль в сохранении здоровья и благополучия.

К организации занятий  планируется  подключать педагогов, детей, родителей и родственников.

Программа рассчитана на  68 часов, по два часа  в неделю.

Продолжительность занятий – 30-45 минут.  

Программа составлена для учащихся 2,3,4 классов. В зависимости от возрастных особенностей и степени подготовленности задания могут усложнятся либо упрощаться на усмотрение психолога.

Программа включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей.

Форма занятий – коллективная, групповая, индивидуальная; тренинги, практикумы, семинары, праздники.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

план.

факт.

Навыки позитивного общения                 14

1

Начинаем игру. Наши правила и наши имена.

2

2

Вербальное общение

2

3

Способы невербального общения

2

4

Кому нужен комплимент?

2

5

Имя – самый приятный комплимент

2

6

Практикум «Пойми меня»

2

7

Ролевая игра «Другая планета»

2

Навыки самооценки и понимания других                               14

8

Что я знаю о себе?

2

9

Я такой же, как ты…

2

10

Если бы я был тобой

2

11

Разный Я. Самохарактеристика.

2

12

Знакомые незнакомцы

2

13

Хорошие манеры

2

14

Практикум «я вас понимаю»

2

Навыки управления собственными эмоциями                       14

 и навыки адекватного поведения

 в стрессовых ситуациях

15

«Эмоциональный» словарик

2

16

Настроение в рисунке

2

17

Куда уходит злость?

2

18

Откуда берется стресс

2

19

Тренировочные этюды

2

20

Практикум на прилегающей к школе территории (магазин, ателье мод, остановка)

2

21

Что я делаю, если мне…

2

Навык самостоятельного принятия решения                    10

22

Какие существуют  проблемы

2

23

Части проблемы

2

24

Чем отличается «хочу» от «могу»

2

25

Алгоритм принятия решения

2

26

Практикум «Разбей проблему на части»

2

Навык работы с информацией                                                8

27

Что такое рефлексия?

2

28-29

Эффективная работа с текстом

4

30

Практикум «Пойми текст»

2

Навыки творчества                                                                    6

31

Необычное в обычном

2

32

Шаги творчества

2

33

Практикум «Мое богатое воображение»

2

34     Заключительное занятие                                                 2

Программа

Навыки позитивного общения – 14 часов

Дети вырабатывают навык устанавливать контакт с партнером по общению, отслеживать «состояние контакта» в процессе общения, удерживать контакт в процессе общения; восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения.

Навыки самооценки и понимания других – 14 часов

Участники занятий в процессе работы учатся анализировать свои поступки, чувства, переживания; наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.

Навыки управления собственными эмоциями  и навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – 14 часов

Дети расширят лексический запас слов за счет новых психологических терминов; будут учиться осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния; видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей; соотносить свои эмоции с эмоциями других людей, видеть сходство и различие в эмоциональных реакциях различных людей в одной и той же ситуации; произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.

Навык самостоятельного принятия решения  – 10 часов

Обучение решению проблем на первом этапе сводится к необходимости научить детей вычленять и точно формулировать проблему; осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой программой; планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы; анализировать промежуточный и конечный результаты в связи с исходной задачей

Навык работы с информацией – 8 часов

Участники занятий в процессе работы учатся воспринимать и анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; строить доказательство и умозаключение; ясно и конкретно выражать свои мысли.

Навыки творчества –– 6 часа

Развитие креативности формирует такие особенности мышления как беглость (способность генерировать максимальное количество идей), оригинальность (способность генерировать нестандартные идеи), точность (способность придавать завершенный вид продуктам мышления).

Заключительное занятие – 2 часа

Учащиеся выражают свои мысли по поводу проведенных занятий посредством рисунка, рассказа.

Литература:

  1. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.  Обучение жизненно выжным навыкам в школе. – Санкт-Петербург, 2002
  2. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога –  Ростов-на-Дону, 2005.
  3. Под ред. Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург, 2004
  4. Рогов Е.И. Психология общения. Москва 2001
  5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону, 2005
  6. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Познай себя"

    Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...

Педагогический тренинг для учителей "Сохраним себя для себя"

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессион...

Воспитательная программа "Познай себя".

Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"

Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...

Рабочая программа "Сам себе помогу" для 4 класса

Рабочая программа по работе с  детьми из социально неблагополучных семей .Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и ...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Воспитательная программа "Познай себя"

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...