Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха»
рабочая программа (4 класс)

Геддерт Татьяна Петровна

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха» разработана для групповых занятий с глухими и слабослышащими подростками. Направлена на социально-психологическое и нравственное развитие личности посредством методов кинотерапии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №1»

                                                                                       

                                                                         

                                                                                                                                                                                            

Рабочая программа

«Кинотерапия - как практический инструмент

групповой работы школьного психолога,

направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха»



Автор-составитель:

педагог-психолог

Геддерт Т.П.


г.Хабаровск

2018

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа «Кинотерапия - как практический инструмент групповой работы школьного психолога, направленный на личностный рост и развитие обучающихся с нарушениями слуха» разработана для групповых занятий с глухими и слабослышащими подростками. Направлена на социально-психологическое и нравственное развитие личности посредством методов кинотерапии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В Федеральном государственном стандарте общего образования, развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Очень важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативнойВ связи с этим, встает задача создания условий для свободного выбора форм, способов самореализации учащихся, на основе освоения общечеловеческих ценностей.

Поэтому, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Кинотерапия — современное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала художественные, документальные, мультипликационные фильмы. В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни.

Нормативные документы

Данная программа составлена с учетом требований, описанных в документах:

  • Закон РФ "Об образовании"№ 273-ФЗ 01.09. 2013 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. 
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

Методологическое основание

Впервые термин «терапия искусством» (арт-терапия) был использован А. Хиллом в 1938 году. Эффективность применения искусства в контексте психологической работы обосновывается тем, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Огромный вклад в кинотерапию внес Британский психотерапевт Берни Вудер, он совершил прорыв в области лечения различных эмоциональных проблем. Вудер предложил избавляться от них с помощью художественных фильмов.

Разработке своего метода он посвятил более 10 лет. За это время Вудер подвергался насмешкам коллег и чуть ли не остракизму со стороны медицинского сообщества, но проявил завидную настойчивость и последовательность, а главное – ему удалось добиться конкретных положительных результатов.

Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по–своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.

Если десять человек, посмотревших один и тот же фильм, соберутся вместе обсудить его, то в процессе обсуждения непременно обнаружится, что они как будто посмотрели десять разных фильмов, причем каждый увидел фильм о своей собственной жизни.

Человек во время сеанса кинотерапии получает возможность посмотреть интересный фильм и стать участником обсуждения, где при желании имеет возможность поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями, возникшими во время просмотра фильма.

Обсуждая «свой» фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым свое понимание и видение мира, а может быть, и изменить взгляд на те или иные проблемы.

Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы. Однако при определенных проблемах бывает полезен просмотр конкретных фильмов.

Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Зарубежный и отечественный кинематограф широко представлен  во всех масс медиа. Порой они активно навязывает обществу безнравственные, ассоциальные и нереальные эталоны поведения вследствие чего оказывают негативное влияние на становление интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта, основанного на свободе выбора, критическом мышлении и осознанных морально-нравственных предпочтениях.

Многие подростки выбирают кинофильмы преимущественно с развлекательными требованиями. Это обусловливает слишком прямолинейное восприятие художественных произведений как аналогии жизни, при доминирующем критерии «похожести», позволяющем оценить только внешние чисто сюжетные характеристики.

В настоящее время особо остро стоит вопрос психологического сопровождения учеников группы риска. Как правило, такие школьники испытывают трудности в обучении, общении и социализации. С ними требуется как индивидуальная, так и групповая коррекционно - развивающая работа. Метод кинотренинга представляется наиболее экологичным со стороны влияния на сознание учеников в то же время доступным и интересным для них.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для личностного роста, развития самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения) учащихся.

Задачи:

- отреагирование актуальных на данный момент чувств участниками группы;

- осознание участниками своих мыслей, действий, чувств;

- осознание связи между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;

- развитие эмпатических способностей участников группы;

- развитие способности анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;

- расширение чувствительности восприятия себя, других людей и окружающего мира;

- расширение собственной картины мира и возможностей реагирования на вызовы действительности.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с нарушениями слуха:

- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

- Принцип наглядности и словесных форм обучения – при использовании средств наглядности всегда необходимо учитывать диалектическую взаимосвязь чувственного и логического познания, направленного на формирование языковых средств в восприятии научных понятий глухими, связывая усвоенные понятия с практикой жизни. [10;стр. 388].

- Принцип активизации речевого общения обусловливает необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности неслышащих обучающихся и предполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Реализация принципа требует активной деятельности учащихся – выражения ими в словесной форме своих коммуникативных намерений. Это прежде всего умения отвечать на вопросы, вормулировать вопрос, сообщать о своих желаниях, состоянии, деятелтности, докладывать о выполнении поручения, способность обратиться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др. . [10;стр. 393].

Используемые методы работы кинотерапии:

- видеопросмотр;

- групповая дискуссия;

- разбор конкретных ситуаций;

- групповое обсуждение;

- информирование.

Преимущества и особенности:

В ходе занятия идет просмотр фильма, в котором поднимаются вопросы, проблемы, затрагивающие за живое подростков.

Сопереживая героям фильма, участники вновь погружаются в события собственной жизни, чувствуют свою сопричастность другим людям и миру.

В доброжелательной обстановке, в кругу заинтересованных собеседников, высказывая свои варианты ответов на личные вопросы.

Широкий спектр различных проблем у несовершеннолетних подтолкнул на поиск нетрадиционных подходов в организации психолого-педагогической работы, а именно, - использование возможностей кино в сопровождении подростков.

Личностный опыт общения подростка с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов.

Особенностью программы кинотерапии является возможность вовлечения подростков, как правило, - уклоняющихся от общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, в коррекционно-развивающую работу. Кино позволяет участнику тренинга посмотреть на свои действия и поступки через призму чужих проблем.

Характеристика участников:

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9-11 классов с нарушениями слуха (14-18 лет).

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях.[8, c.37] Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

Наблюдение указывает на взаимное непонимание в процессе социальных контактов, дефицит в удовлетворении потребности в общении, который приводит к преобладанию отрицательных эмоций, раздражительности.

В школьном возрасте, в коллективах глухих учащихся формируется сложная система личных взаимоотношений, основанная, как и у слышащего большинства на неоднозначности, иерархичности положения детей в группе сверстников. У неслышащих учеников положение в коллективе определяется отношением к учебе, успеваемостью и внешним видом. Неслышащие в вопросах оценки и самооценки социально значимых черт личности сходны со слышащими: у них наблюдаются те же стадии развития, что и у детей с сохранным слухом. Вместе с тем переходы от общей неспецифической оценки ко все более специфическим осуществляется на два года позднее у неслышащих, чем у слышащих. Таким образом, неслышащие дети в несколько более поздние сроки овладевают понятием сущности товарищеских отношений.

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности не слышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений.

А в связи со своеобразием психического и интеллектуального развития слабослышащих детей, характер и способность к позитивным межличностным отношениям отличаются у них от детей с сохранным слухом, поэтому цель социализации, а значит и формирование социально зрелых межличностных отношений, становится более значимой.

Распределение функционала и нагрузки специалистов:

Программу по кинотерапии могут использовать в своей работе не только педагоги-психологи, но и классные руководители и социальные педагоги. Требования к педагогу – владение русской жестовой речью (РЖЯ).

Принципы организации занятия:

1.Организация работы в интерактивном ключе, через построение диалога.

2.Проведение занятия в достаточно оптимальном темпе.

4.Искренность и открытость.

5.Конфиденциальность.

6.Принцип Я – высказываний

7.Принцип безопасности – положительная оценка.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения кинотренинга: DV-плеер, (компьютер) расположенный в удобном для просмотра месте, экран, проектор, диск с выбранным фильмом (электронный носитель). Фильмы должны иметь текстовое сопровождение видеоряда (субтитры).

Алгоритм проведения занятия кинотерапии

Первый этап кинотерапии - организационный.

В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться художественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут и 30 минут на обсуждение фильм.

Второй этап – практический - просмотр фильма.

Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:

- образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;

- позитивность или негативность динамики фильма;

- эмоциональные и физиологические переживания;

- стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.

Заключительный этап – аналитический - обсуждение фильма.

Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.

Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.

Количество участников: 17 человек (9Б, 10А, 11А классы).

Продолжительность: 2 часа.

Программа рассчитана на 8 занятий, 2 раза в месяц (рекомендовано проводить по субботам).

Ожидаемые результаты, что получат участники:

- развитие самопознания через соотнесение особенностей своей личности с образами, поступками и чувствами героев фильма;

- развитие понимания других людей с помощью соотнесения своего видения мира с позициями других участников группы;

- улучшение отношения к себе, другим людям, окружающей действительности в результате понимания и принятия сложности и многообразия мира;

- развитие способности регулировать свои эмоциональные реакции и поведение;

- способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;

- осмысления ребёнком своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Практическая апробация

Программа реализуется на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего адаптивные образовательные программы «Школа-интернат №1» г. Хабаровска.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для личностного роста, развития самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения) учащихся.

Категория обучающихся: обучающиеся 9-11 классов с нарушениями слуха (14-18 лет).

Программа рассчитана на 8 занятий, 2 раза в месяц (рекомендовано проводить по субботам).

Название фильма (режиссер, год, страна)

Часы

Содержание

Дополнение

1

«Молот» 

Орен Каплан

2010 г

США.

(Драмма, Спорт, Биография)

128 минут

Родиться глухим – значит стать инвалидом, неполноценным. Так считает большинство людей, но только не дедушка Мэтта. Он повернул этот недуг внука в его пользу, научив ребенка жить с мыслью, что он особенный и поэтому может справиться с тем, с чем не могут справиться другие, способен победить тех, кого считают непобедимыми. Спортивная драма, основанная на жизни реального человека – Мэтта «Молота» Хэмилла, американского бойца смешанных единоборств в профессионального борца, который, несмотря на глухоту, смог стать трехкратным чемпионом и личностью мирового масштаба.

18+ (обрезка видеодорожки 42,3-43,5 минут).

2

«Дети тишины», Рэнда Хейнс, США

(Мелодрама, Драма)

130 минут

 Джеймс и нелюдимая Сара. Мужчина преодолевает стену отчуждения, постепенно влюбляясь в немую красавицу. Это трогательная история о том, как нелегко строить отношения двум представителям столь разных миров – мира тишины и мира, исполненного звуков. Благодаря этой психологической драме меняется отношение к глухоте: порой тишина – вовсе не божья кара, а блаженный покой.

3

«1+1»

Оливье Накаш, Эрик Толедано

2011, Франция

(Комедия, Драма)

121 минут

Филипп – аристократ, ставший парализованным в результате несчастного случая, - ищет себе помощника с функциями сиделки. Ему нужен не просто человек, который стал бы его руками и ногами – ему необходим тот, кому можно доверять. В своем особняке Филипп проводит тщательный отбор кандидатов, но к недоумению окружающих работа достается тому, кто, казалось бы, меньше всего для него подходит – чернокожему парню, выросшему на окраинах и только что освободившемуся из тюрмы.

4

«За гранью тишины»

Каролина Линк, 2006, Германия

(Музыкальные, драма)

129 минут

История девушки-музыканта, выросшей в семье с глухими родителями. С рождения она жила в двух мирах – мире звуков и мире тишины – но любовь к музыке заставляет ее делать между ними трудный выбор.

5

«Памятная прогулка»  («Спеши любить»)

Адам Шенкман,

2002,

США

(Мелодрама, Драма)

117 минут

Лэндон Картер - кумир своей школы: он независим, красив и жесток к изгоям. И конечно, он не замечает невзрачную Джейми, думающую только об учебе. После очередной дурацкой выходки Картера заставляют заниматься с отстающими и играть в школьном спектакле. Тут уж ему не обойтись без помощи скромной отличницы. Джейми соглашается помочь Лэндону, но только если он пообещает, что не будет влюбляться в неё. Самонадеянный парень охотно дает клятву, но вскоре он убедится, что сдержать её будет очень непросто...

6

«Слон»,

Владимир Карабанов

Россия

(Мелодрама)

120 минут

Фильм повествует о тяжелой судьбе слона, отправленного на бойню. По сюжету фильма, сначала водитель не понимает, что слон, которого он везет, уникальный. Но слон каждую сцену фильма пытается это доказать. В конце концов водитель все понимает и начинает всячески помогать слону…

7

«Человек дождя»

Барри Левинсон,

США

(Драма)

143 минуты

У Чарли, грубоватого и эгоистичного молодого повесы, в наследство от отца остались лишь розовые кусты да «Бьюик» 49-го года. Внезапным «сюрпризом» для него стало открытие того, что львиная доля наследства оставлена отцом его больному аутизмом брату Раймонду. Задавшись целью отобрать свою «справедливую долю» семейного достояния, Чарли похищает старшего брата и держит его заложником. Но то, что было задумано им из эгоизма, перерастает в волшебную одиссею дружбы и самоосмысления, которая разводит границы обособленного мира Раймонда, а Чарли позволяет вырваться из оков своей некогда бесчувственной души.

8

«Переписывая Бетховена» (2006), Германия, США

(Историческая драма)

124 минуты

Студентка Венской консерватории Анна Хольц, став ассистенткой великого композитора Людвига Ван Бетховена, помогает ему в работе над Девятой симфонией. Перенося на нотную бумагу музыку Бетховена, Анна попадает в сложный и удивительный мир композитора, в котором вдохновению сопутствуют мучительные страдания.

18+ (обрезка видеодорожки)

После просмотра фильма идет обсуждение по схеме (см. Приложение 1).

Приложение 1.

Схема анализа фильмов

1.О чем говорит фильм?

1.1.Каково общее впечатление от фильма? Какие мысли и чувства он вызывает и почему?

1.2. Какова основная тема фильма?

1.3. Приходит ли фильм к какому-либо явному утверждению, выводу и если да, как это выражено?

1.4. Есть ли в фильме неявный подтекст, предубеждения или допущения?

1.5. Каково отношение автора к снимаемой реальности? Каковы цели автопа? Каковы задачи фильма по отношению к реальности?

1.6. Как показаны люди – как личности, «типы», представители неких социальных общностей; в каких группах показаны люди – в семьях, в группах по полу, по ролям и т.п.

2. Как автор говорит это?

2.1. На какое восприятие рассчитан фильм в большей степени – интеллектуальное или эмоциональное ( т.е. этот фильм больше для ума иди чувств)?

2.2. Как в фильме представлены время и пространство? Где происходит действие? Как изменяется пространство во время фильма? Какой период времени захватывает фильм?

2.3. Вызывает ли фильм ощущение исчерпанности темы или ощущение недосказанности? Какими средствами это достигается?

2.4. На какую аудиторию ориентирован фильм?

2.5.Насколько фильм кажется типичным для возраста или представления проблемы?

2.6. Дает ли фильм зрителю возможность самому думать и делать выводы?

2.7. Какие самые яркие сцены и фразы из фильма вы запомнили?

2.8. Какие идеи и находки фильма могут пригодится вам в вашей жизни?

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов О.А. «Экран становится другом», М.Просвещение, 1979 г.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2002.

3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во ЛПИ РСФСР 1963.

4. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных образовательных учреждениях) / Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А.

5. Красильникова и др.; под ред. Г.Н. Пенина и З.А. Пономаревой. - СПб. : Каро, 2006.

6. Левшина И.С. «Подросток и экран». М.Педагогика, 1989 г.

7. Pay Ф.A., Pay Е.Ф. Воспитание глухого ребенка в семье. - М., 2008..

Пензин С.Н. «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987 г.

8. Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология.2010.№4

9. Саенкова Т.Л.Обогащение словарного запаса учащихся с нарушением слуха // Логопед. - 2010. - № 4(44).

10. Сурдопедагогика, под редакцией профессора Е.Г. Речицкой, москва, 2004

11. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: сурдопедагогика как наука : учеб. пособие для пед. вузов / П.А. Янн ; пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М.

12. https://psycheportal.ru/psychotherapy/28/Фильмотерапия

13. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/09/21/master-klass-multterapiya-v-rabote-s-detmi-ovz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...

План-сетка коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»

Материал содержит: план-сетку коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»  и конспект одного занятия направленного на развитие...

Доклад «Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»

laquo;Развитие обучающихся с нарушением слуха в процессе формирования универсальных учебных действий»...

Использование мелодраматизированных сказок как одно из средств формирования у обучающихся с нарушениями слуха социально-личностных компетенций.

Особое место в формировании социально-личностных компетенций у младших школьников с ОВЗ занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают:-  навыки этических норм...

Художественная литература как одно из эффективных средств всестороннего развития обучающихся с нарушениями слуха

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детя...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия (психологические)» 1-4 классы Вариант 2.1 (для обучающихся с нарушениями слуха)

Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста,  имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, коммуникативной...