Мотивация учения в младшем школьном возрасте.
статья (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_ucheniya_v_mladshem_shkolnom_vozraste.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Казанцева Е.В.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте.
Под мотивами понимают побудительные причины действий и поступков человека. Возникают мотивы на основе потребностей. Мотивы, побуждающие человека к действиям, могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на две большие категории – естественные и высшие (материальные и духовные) мотивы. По значению мотивы также бывают различными. В психологии и педагогике они подразделяются на мотивы большого общественного значения, или широкие социальные мотивы, которые придают определенную направленность и определенный смысл действиям (ответственность, чувство долга, стремление принести пользу) мотивы – стимулы, непосредственно стимулирующие действия, поступки; личные мотивы – положительные и отрицательные – узкоэкономические, связанные с тщеславием, корыстью. Личные положительные мотивы нередко совпадают с социальными мотивами. Каждой возрастной ступени присущи свои характерные виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В младшем школьном возрасте побудителями действий, поступков являются главным образом мотивы – стимулы. Значительную роль у детей этого возраста играют и социальные мотивы, которые проявляются в игровой, учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности. Дети хорошо учатся, чтобы стать летчиками, космонавтами, …, приносить пользу людям. К моменту прихода ребенка в школу, он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную, не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи определяют это новое, личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включатся в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих; в правильном отношении к школе, учению, учителю и к себе лично; в желании трудиться, в интересе к знаниям, к книге; в возникновении устойчивого интереса к интеллектуальным и познавательным задачам; в стремлении познавать новое, приобретать знания. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность. Любопытство, любознательность теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество при умелом его развитии и направлении может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Любопытство свойственно каждому ребенку, но степень его проявления бывает различна. Есть дети с ярко выраженной любознательностью. Основным мотивом их познавательной деятельности является склонность к приобретению знаний. Однако немало детей, у которых это прирожденное свойство не выступает как стимул к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы – стимулы в форме побуждения, одобрения их стремления к познанию нового в наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективным является и такой прием, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении. Достаточно сильным стимулом к обучению является осознание цели учения, если, последняя захватывает не только разум, но и чувства детей. Практическая реализация этого положения предполагает четкую постановку перед детьми учебной задачи, разъяснения, что они будут делать и для чего. Это возбуждает интерес к работе. Каждый урок нужно проводить так, чтобы дети поняли, что они узнали нового. Для этого в конце следует подчеркнуть то, что дети узнали на этом уроке. Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
- неустойчивы, т.е. ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут и не возобновляться;
- малоосознаны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
- слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам;
- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности;
- до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе.
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе. Если просмотреть общую динамику мотивов учения от 1 до 4 класса, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.).затем возникает интерес к первым результатам учебного труда ( к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться». Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерные различия в мотивации достижения учащихся младшего школьного возраста
Определение мотивации достижения, исследование проблем мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных авторов, формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста, ре...
Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...
«Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста»
Педагогический проект...
Проблема формирования мотивации учения у детей младшего школьного возраста как основы успешного обучения
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели....
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития является одной из актуальных в современной дефектологии. В последнее время отмечается увеличение численности детей с данным диагнозом. С таким...
Игра и учение в младшем школьном возрасте
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов...
Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...