Гендерные различия в мотивации достижения учащихся младшего школьного возраста
занимательные факты на тему

Панова Татьяна Юрьевна

 

Определение мотивации достижения, исследование проблем мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных авторов, формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста, рекомендации педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Под мотивацией достижения понимают  элемент мотивационно–потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганием неуспеха.

        Мотивации достижения большее внимание уделялось в западных исследованиях (Дж.Аткинсон, С.Круг, Д.Макклелланд, В.-У.Мейер, М.Р.Уинтерботтом, Ф.Ханел, Х.Хекхаузен Дж.Холт, Ф.Хоппе, Х.-Д.Шмальт, и др.), которые представляют интерес и могут быть использованы в практике российской школы. В отечественной психологии проблема мотивации достижения является менее изученной (Н.В.Афанасьева, Н.А.Батурин, М.Ш.Магомед-Эминов, Ю.М.Орлов, Т.А.Саблина, В.И.Степанский и др.). При этом  большинство перечисленных зарубежных и отечественных исследований посвящено изучению мотивации достижения старших школьников, студентов, взрослых..

        Проблема мотивации достижения младших школьников была объектом специального изучения лишь немногих исследователей (Н.В.Афанасьева, Е.В.Воробьева, М.В.Матюхина, Т.А.Саблина и др.). Актуальной представляется проблема гендерных различий в мотивации достижения у детей младшего школьного возраста, так как этот возраст - период изменений и преобразований. Он является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

        Малоизученной остается проблема связи мотивации достижения  с индивидуальными особенностями личности, в том числе и с гендерными различиями в младшем школьном возрасте. Доказательство или опровержение наличия гендерных различий в мотивации достижения у младшеклассников,  выявление влияния характера обучения на развитие мотивации у девочек и мальчиков определило выбор темы исследования. Интересно рассмотреть, есть ли различия в мотивации достижения у девочек и мальчиков, занимающихся по программе раздельно-параллельного обучения.

        Также актуальной остается проблема формирования мотивации достижения у младшеклассников. Исследованием проблем формирования и развития мотивации достижения занимались В.Г.Асеев, Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, Д.Ванек, Т.В.Дубинина, И.В.Имедадзе, Л.П.Кичатинов, Г.Г.Лаптиева, А.К.Маркова, В.И.Махновская, А.А.Файзуллаев, Х.Хекхаузен, О.А.Чувакова и др. У младшеклассников – Н.В.Афанасьева, М.В.Матюхина, Т.А.Саблина и др. Разработка  программ по повышению мотивации достижения у детей младшего школьного возраста важна для педагогической практики, при этом основным требованием к таким программам должна стать доступность.

        Цель работы - исследовать гендерные различия мотивов достижения и способы ее формирования у детей младшего школьного возраста.

        В качестве гипотезы выступают предположения о том, что:

  1. существуют гендерные различия в мотивации достижения у детей младшего школьного возраста;
  2. раздельно-параллельное обучение приводит к снижению мотивации достижения девочек;
  3.  формирование мотивации достижения у девочек идет медленнее, чем у мальчиков.

        В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по проблеме мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов.

2. Провести эмпирическое исследование мотивации достижения у девочек и мальчиков младшего школьного возраста, обучающихся по программе раздельно-параллельного обучения и по другим программам.

3. Организовать формирующий эксперимент и разработать рекомендации по повышению мотивации достижения у детей младшего школьного возраста.

        В изучении поставленных целей были использованы следующие методы:

- теоретические (анализ литературных источников по проблеме исследования);

- практические (для изучения потенциальных мотивов достижения применялся один из  вариантов методики Ю.М. Орлова – тест-опросник ОПД; для изучения актуальных мотивов достижения применялась модифицированная методика столкновения мотивов МСМ  М.В.Матюхиной, Т.Ф. Ивановой).

        База исследования – МОУ гимназия «Эврика» (раздельно-параллельное обучение), МОУ СОШ №7. Выборку исследования составили 289 детей, из них 142 мальчиков, 147 девочек.

        На основании проведенного исследования мы пришли к следующему заключению.

        Исследование потенциальных мотивов достижения с помощью методики ОПД позволило выявить 3 группы учащихся МОУ гимназии «Эврика» с разными уровнями выраженности потребности в достижении: высоким (13,79%), средним (45,52%) и низким (40,69%). Полученные результаты говорят о существовании индивидуальных различий в стремлении добиваться успешных результатов в деятельности уже в младшем школьном возрасте и о недостаточной выраженности этого стремления у большинства (86,21%) учащихся выборки.

        Обнаружены различия в потенциальных мотивах достижения у мальчиков и девочек. Высокий уровень потенциальных мотивов достижения выявлен у 15,49% мальчиков и только у 9 (12,16%) девочек. Это говорит о том, что девочки не стремятся добиваться высоких результатов в учении. Это не возрастная норма.

        Подтвердилась гипотеза, о том, что раздельно-параллельное обучение приводит к снижению мотивации достижения у девочек. Сравнительный анализ показал, что в классах, где нет раздельно-параллельного обучения, потенциальные мотивы достижения у девочек выше, чем в классах с раздельно-параллельным обучением. Так, высокий уровень потенциальных мотивов зарегистрирован только у 12,16% девочек в классах с раздельно-параллельным обучением и у 24,66% девочек в классах, где нет раздельно-параллельного обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с преимуществами раздельно-параллельного обучения есть и минусы: не формируется потребность к стремлению успеха у девочек.

        Также выявлены гендерные различия в характере актуальных, реально проявляющихся мотивов достижения. Так, у девочек при раздельно-параллельном обучении уровень актуальных мотивов достижения ниже, чем у мальчиков. Высокий уровень актуальных мотивов достижения проявился у 10 (14,08%) мальчиков и  только у 8 (10,81%)девочек.

        Также установлено, что уровень актуальных мотивов в мотивации достижения у девочек при раздельно-параллельном обучении ниже (8 (10,81%)), чем у девочек, не обучающихся по программе раздельно-параллельного обучения (12 (16,44%)). У мальчиков, обучающихся по программам раздельно-параллельного обучения, уровень мотивации достижения выше 10 (14,08%), чем  у мальчиков, не обучающихся по данной программе (6 (8,45%)). Таким образом, раздельно-параллельное обучение влияет на уровень актуальных мотивов достижения у девочек, у них снижается реальное стремление к достижению, конкуренции.

        Организация формирующего эксперимента показала, что целенаправленная работа по повышению мотивации достижения дала положительные результаты: показатели мотивации и девочек, и мальчиков повысились. В то же время было установлено, что формирование мотивации достижения у девочек идет медленнее, чем у мальчиков. Так, уровень мотивации достижения  до эксперимента был высоким у  3 (14%), после эксперимента он стал высоким у 4 (18%) девочек; средний уровень был зарегистрирован у 8 (36%) девочек,  после эксперимента — у 13 (60%); низкий уровень мотивации  значительно снизился — с 11 (50%) до 5 (22%). А в группе мальчиков после формирующего эксперимента детей с низким уровнем мотивации достижения не осталось.

        Это говорит о том, что мальчики лучше отреагировали на формирующий эксперимент, чем девочки. Поэтому данную работу необходимо продолжать, особенно в классе девочек. Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо и возможно целенаправленное формирование мотивации достижения.

        Таким образом, начиная с 1 класса учитель должен уделять пристальное внимание формированию мотивации достижения у учащихся младшего школьного возраста. В классах с раздельно-параллельным обучением необходимо более пристальное внимание уделять формированию мотивации достижения у девочек.

        Нами разработана программа формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста и рекомендации по формированию мотивов достижения на уроках. Практическая значимость исследования состоит в том, разработанная программа формирования мотивации достижения у младшекласников может быть использована в практике учителей начальных классов и педагогов-психологов. Учет гендерных различий в мотивации достижения будет способствовать повышению мотивации достижения у мальчиков и девочек, обучающихся по программам традиционного и раздельно-параллельного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие положительной мотивации в младшем школьном возрасте через проект»

Статья поможет молодым специалистам. Расскажет как можно заинтересовать детей, делая первые проекты вместе с детьми....

Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерно...

«Проблемы развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте»

В статье выявлены проблемы учебной мотивации в младшем школьном возрасте.даны советы  как ее повысить....

Cамооценка и мотивация детей младшего школьного возраста в условиях материнской депривации

Проблема социального сиротства детей актуальна для всего мира, в том числе и на пост советском пространстве. Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономически...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

«Проблема мотивации детей младшего школьного возраста в группах танцевально-спортивного направления»

Что мотивирует наших детей к занятиям,связанных с физическим трудом? Что заставляет их приседать, подпрыгивать, отжиматься и одновременно думать, запоминать, принимать решения? Как, не только заинтере...

Повышение мотивации учащихся младшего школьного возраста.

Делюсь опытом работы по повышению мотивации детей младшего школьного возраста....