Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста
статья
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведёт целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Данная работа представляет методы и приёмы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ « Благодарновская СОШ»
«Методы и приемы педагогической работы по
формированию нравственной мотивации у детей
младшего школьного возраста»
Подготовила:
Бикшева Александра Александровна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Сентябрь 2024 г.
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.
Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.
Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.
Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Но явления воспитания очень сложны и противоречивы, а потому единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия найти трудно.
Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
1.Влияния, создающие нравственные установки; мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
2.Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:
1.Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3.Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Именно методы убеждения были выбраны мной для работы.
Использование методов убеждения в учебном процессе.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Все эти приёмы и методы активно использовались мной при проведении внеклассной работы.
Но наряду с систематическим проведением внеклассной работы с использованием данных методов и приёмов по главному направлению учитывалась необходимость отражения тематики воспитательной работы в учебном процессе.
Так, при отборе материала к различным урокам можно использовать
наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, метод наглядно-практического воздействия – пример, а также подбор тематических текстов, которые несли бы в себе воспитательную направленность.
1.Рассказ на этическую тему.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию.
Фрагмент урока чтения во 2 классе с использованием рассказа на этическую тему:
Изучается произведение Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
Перед чтением рассказа учитель рассказывает «Историю без конца» (Л.Прунцовой) о Маше и её маме.
«В этот день Машина мама, медсестра в районной больнице, пришла с работы усталая. Нелегко дежурить в больнице, особенно ночью. За смену не присядешь: уколы, процедуры, перевязки. А то дежурство у Клавдии Николаевны особенно тяжёлым выдалось. Поэтому шла она с работы и мечтала поскорей до подушки добраться… А дома… Какая там подушка! По всем стульям разбросаны Машины вещички, в раковине грязная посуда, по полу огрызки яблок валяются. Среди крошек на кухонном столе записка:»Пошла на мультики. Маша».
И принялась Клавдия Николаевна за уборку квартиры: подметала, раскладывала, убирала, мыла… И только потом прилегла.
Маша в это время смотрела мультфильм «Ёжик в тумане». Сколько в нём было доброго, тонкого, таинственного! Замечательный фильм! Надо скорей рассказать о нём маме…
-Мама! - громко закричала она с порога, даже не вспомнив, что мама вернулась с ночной смены, после трудного и долгого дежурства. Клавдия Николаевна подняла голову с подушки, затем встала и подошла к окну.
-Какое я кино видела! – Маша, не разуваясь, прошла по свежевымытому полу и плюхнулась в кресло. – Там ёжик такой смешной! А медвежонок!
Клавдия Николаевна смотрела на весёлую и беспечную дочку. Ныло сердце - от усталости, от обиды…
-Да ну тебя, мама! – обиделась вдруг Маша. – Тебе рассказываешь, а ты даже не слушаешь. Совсем тебя моя жизнь не интересует…»
Данный рассказ раскрывает важность уважительного и заботливого отношения к маме, вызывает чувства жалости к маме, желание проявить чуткость к родителям. Т.о., решается воспитательная задача и идёт эмоциональный настрой уч-ся к восприятию художественного произведения.
2. Разъяснение
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Учитель не должен упускать из виду ни один неправильный поступок ребёнка. Необходимо сразу разъяснить ошибку в поступке ученика, разъяснить ему, что так делать нельзя. Разъяснение может применяться в коллективной форме или индивидуальной, в зависимости от «щекотливости» ситуации.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
Метод внушения может использоваться на всех уроках. Главное, учитель должен сам верить в то, что внушает.
Например, разъяснение значения специально подобранного слова с сопутствующим внушением и примером из художественной литературы об отрицательном чувстве – зависти на уроке русского языка в 4классе при изучении спряжения глаголов.
На доске слово «завидовать», нужно определить его спряжение. Но сначала учитель интересуется, что означает это слово. После ответов детей идёт разъяснение учителя:
«Слово «зависть» исторически родственно глаголу «видеть». «Завидовать» - «видеть за…», тут можно продолжить и сказать, например, так: «видеть за забором соседа», т.е. обращать внимание на скрытую жизнь другого человека. В обществе выработалось отрицательное отношение к зависти. Но мы боимся признаться себе в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь это значит согласиться, что другой человек лучше, интереснее и удачливее, чем ты. А разве ты не яркая индивидуальность, разве в тебе нет достоинств?
Завистливый человек пытается свалит вину за все беды на кого-то другого. Не удивительно, что окружающим людям становится сложнее и сложнее общаться с завистниками, т.к. завистник становится злым, раздражительным. Как старуха из сказки Пушкина «о рыбаке и рыбке». До чего старуха завидовала, что осталась у разбитого корыта.
Кроме зависти в жизни есть противоположное понятие (антоним) – восхищение – это радость за чужие победы и достижения. Искренне радоваться чужим успехам может не каждый. На это способны только лишь добрые и великодушные люди.
Давайте определим спряжение глаголов: завидовать, восхищаться. Составьте предложение с понравившемся глаголом.»
Возможное Д.З.: найти и записать 5 пословиц и поговорок о зависти, определить в них спряжение глаголов.
3. Этическая беседа
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён существительных»:
Работа с текстом
-Предлагаю вашему вниманию замечательный рассказ о Родине К.Д.Ушинского.
«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».
-Какими словами называет автор нашу страну?
-Какие строки вы читаете с гордостью?
- Какие чувства испытывает автор рассказа?
- Какой основной смысл?
-Какие человеческие качества воспитывает в нас автор?
-Чему учит нас Ушинский?
- Придумайте задание по этому стихотворению, которое относилось бы к нашей теме урока.
(Выписать сущ. и определить их склонение и падеж)
Пример этической беседы на тему «Чувства»
Цель: Воспитание чувства любви, внимания к своим близким.
Задачи:
-образовательная: в ходе беседы изучить основные подходы к определению «чувства», дать определение данному понятию;
- развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли, размышлять;
- воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям, родным.
Понятия: чувство, эстетика, родственность, эмоции, ощущения, любовь.
Ход беседы:
Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.
Пришли два юноши на цветущий луг.
- Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковре будто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!
- Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову бы пустить – к вечеру будет два ведра молока.
- И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.
- И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! – взволнованно проговорил Матвей.
- И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумал Сергей.
- Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей и отправился в село.
Ученики отвечают на вопросы:
1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого из мальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?
2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?
Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что может чувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?
Ученики отвечают.
Учитель приводит в пример известные высказывания.
Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных с представлением или идеей.
Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненные контуры, а не картины. (Н.Шелгунов)
У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения, эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаем извне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе», это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некие существа, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться и угасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые оно реагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оно способно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могут поддержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.
Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут быть чрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль, огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние, которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следует назвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимого человека.
В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)
Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?
Ученики пытаются ответить.
У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям. Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.
Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малыша не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период у ребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение – уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.
4. Пример
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера классного руководителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
5. Диспут
Дети решают вместе с учителем очень трудную задачу и чувствуют успех. Учитель предлагает вспомнить ситуации, когда они чему-то научились у учителя, родителей, героев книг. Вспомнили много фактов.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Пример применения различных методов и приёмов воспитания любви к Родине на уроке русского языка, проведённого в 4 классе, по теме: «Три типа склонения имён существительных»
Урок закрепления материала по теме «Три типа склонения имён существительных».
Цели:
- совершенствование умения определять тип склонения имён существительных;
- обобщение знаний об имени существительных;
- развивать орфографическую зоркость, слуховую память;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока…А может быть вы сами определите тему нашего сегодняшнего урока? (Склонения имён существительных)
- Верно. А как вы догадались? (На протяжении многих уроков проходим эту тему.)
- И сегодня мы должны обобщить все знания об имени существительном, закрепить умение определять склонение имён существительных и получить оценку в конце урока.
3. Разминка.
- Начнём с разминки – игры «Быстрые ответы». Проверим себя, насколько хорошо мы знаем теорию об имени существительном. Я задаю вопрос, а вы быстро на него отвечаете.
1) Часть речи, обозначающая название предмета, называется…(сущ.)
2) Часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?» «что?», называется… (сущ.)
3) Какие существительные отвечают на вопрос «кто?» (одушевлённые)
4) Какие сущ. отвечают на вопрос «что?» (неодушевлённые)
5) Какие ещё постоянные признаки сущ. мы знаем? (род и склонение)
6) Назовите непостоянные признаки имени сущ.? (число и падеж)
7) Слова м.р. и ж.р. с окончаниями -а,-я относятся (к1склонению)
8) Слова ср.р. с окончаниями –о,-е и м.р. с нулевым окончаниями относятся (ко2склонению)
9) Слова ж.р. с ь на конце относятся (к3склонению)
10) Чтобы определить склонение имени сущ. в И.п., надо…(определить род, выделить , по роду и определить склонение)
11) Чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо…(поставить сущ. в нач. форму, определить род, выделить и по роду и определить склонение сущ.)
Для проверки: открывается доска - видим все ответы на вопросы в виде схем по порядку- наглядность, использованная на протяжении всех уроков по теме.
- - Быстро ли мы отвечали на вопросы?
- Правильно ли мы отвечали на вопросы? (да)
- Что мы проверили? (Всё ли мы знаем об имени сущ)
- Можно сделать вывод, что мы хорошо знаем теор. знания об имени существительном.
-Пришла пора проверить, так ли успешно мы можем применять наши знания об имени существительном на практике.
4. Оформление тетрадей.
5. Проверка Д.з..
-Что нужно было сделать дома? (Вписать правильно существительных, определить склонение и падеж слов)
-У всех ли сущ. были пропущены окончания? (нет)
-Почему? (Они не вызывают трудность при написании)
-В каких словах были пропущены окончания? (на перроне, в Туле, по полоске тени)
-Два ученика выполнили это задание по-разному. Кто прав? Докажите?
На перрони-3скл.,П.п. На перроне-2скл., П.п.
В Туле- 1скл.,П.п. В Туле- 1скл., П.п.
По полоски- 3скл., Д.п. тени- 3скл., Р.п. По полоске- 1скл., Д.п. тени-3скл., Р.п.
-Взаимопроверка. Кто сделал всё правильно?
-Для чего же мы учимся на пятёрку определять склонение и падеж сущ.? (чтобы правильно писать окончания сущ. и зависящих от них прилаг.)
6. Чистописание.
-Не забудем о том, что на уроках русского языка мы не только учимся грамотному письму, но ещё учимся и красивому письму. Проведём минутку чистописания.
-Узнать, какие буквы мы будем писать, помогут слова из Д.з.
1) двойные согласные в корне слова перрон – р
2) показатель мягкости согл.звука н в слове тень – ь
3) парный согл. в корне слова полоска – с
4) ударный гласный в слове Тула – у
Открывается показ на доске: РрьСсУу. Написать до конца строки. Повторяем требования к письму.
Работа со словом
-Составьте слово из этих букв (Русь)
-Что такое Русь? (название России в прошлые века)
-Запишите его и подберите ещё несколько синонимов к слову Русь
(Русь, Россия, Родина, Отечество, Отчизна)
В каком числе и падеже стоят сущ? (Им.п.,ед.ч.)
-Напомним друг другу, как определить склонение в нач.форме?
-Определите склонение и падеж этих сущ.(3 1 1 2 1)
-Вы любите Родину?
-Какие чувства мы испытываем, когда произносим эти слова? (любовь, гордость, уважение, радость)
-Как люди проявляют свою любовь к Родине? (подвиги, стихи, пословицы)
Работа со стихотворением
-Предлагаю вашему вниманию замечательное стихотворение о Родине.
Когда идёшь ты по земле, И жук, рычащий, словно львица,
По Русской, нашей, по Родной, Несётся быстро над плечом…
Когда ты смотришь в это небо, Когда увидишь, как прекрасна
Проводишь по нему рукой, Родная, Русская земля,
И тихо ласточка резвится, Тогда поймёшь ты, как ужасны
Играя солнечным лучом, Раздор на ней или война.
- Какие чувства испытывает автор стихотворения?- Какой основной смысл?
- Придумайте задание по этому стихотворению, которое относилось бы к нашей теме урока.
(Выписать сущ. и определить их склонение и падеж)
-Как вы думаете, может ли такое задание встретится в тестах?
-В какой форме в стих. стоят имена сущ.? (в косвенных падежах)
-Вспомним, как определить скл. сущ. в косв. падежах?
Проверка фронтальная
7. Физкультминутка. По рядам:1ряд-1скл, 2ряд-2скл и т д
Вера, добро, честь, надежда, любовь, долг, красота, справедливость, закон, порядочность, Родина.
Продолжаем работать по теме урока
Работа с пословицей
-Мы сказали о том, что народная любовь к Родине выражается в стихах, а ещё в пословицах.
-Я приготовила для вас трудное, но интересное задание: расшифруй пословицу.
родим…, как, матер…, к, любим…, земл…, к (трудно)
-Какая часть слова служит для связи слов в предложении?()
- Что же нужно сделать, для того, чтобы связать слова в пословицу? (вставить )
-В каких частях речи пропущены ? (В прил. и сущ.)
-В какие части речи сначала вставим ? ( в сущ.)
-Почему? (прил. зависят от сущ.)
1) Определяем склонение сущ.
2) Ищем помощников для определения падежа
3) Определяем падежи сущ. с помощью предлогов Д.п. и вопросов
4) Вставляем окончания прилаг., задавая вопрос от сущ.
5) Связываем слова по смыслу в пословицу
К родимой земле как к любимой матери.
-Чему учит пословица?
-Какие же знания помогли нам выполнить это трудное задание?
8. Проверка знаний. Тест в двух вариантах (дифференциация)
Вариант №1.
- Склонение – это:
- постоянный признак
- непостоянный признак
- часть речи
- Вставь нужную цифру:
_скл. _скл. _скл.
ж.р. и м.р. м.р. ср.р. ж.р.
-а, -я -о, -е
3. Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо:
1) определить падеж
2) определить род
3) определить род и выделить
4. Укажи падеж:
Кем? чем?_______
Кому? чему?_______
О ком? О чём?_______
5. Укажи склонение:
Степь поле пустыня
Вариант №2.
- Склонение – это:
- непостоянный признак
- постоянный признак
- часть речи
- Вставь нужную цифру:
_скл. _скл. _скл.
ж.р. и м.р. м.р. ср.р. ж.р.
-а, -я -о, -е
3. Чтобы определить, к какому склонению относится данное слово, надо:
1) определить падеж,2) определить род3) определить род и выделить
4. Укажи падеж:
Степью к полю _в пустыне
5. Укажи склонение
Степью к полю в пустыне
Проводится самопроверка по ключу и самооценка.
9. Итоги.
-Над какой темой работали?
-Что понравилось?
10. Д.з.
Подобрать 3 пословицы о Родине, определить склонение и падеж существительных.
6. Для формирования представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное применяется метод наглядно-практического воздействия, где ставится проблемная ситуация, применяется приём исследовательского эксперимента
- Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
7. Метод притч. Притча- это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл. Её герои- это простые люди, иногда не очень образованные. Их истории и рассказы содержат необходимые жизненные уроки.
Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.
Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения и жизнь не может делиться на плохое и хорошее, чёрное и белое.
Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды.
У одного мудрого человека был сын, который стал совершать недобрые поступки. И когда отец испробовал все способы воздействия, он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына в него гвоздь.
Прошло совсем немного времени, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал меняться. И тогда за каждый его добрый поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. Наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление.
- Какое, как вы думаете?
……………
Он заплакал.
Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
- Гвоздей-то нет, а дыры-то остались, - ответил сын. «Когда ты обижаешь человека,- сказал отец, в душе у него остаётся такой же шрам, как эти дыры. И неважно, сынок, сколько раз ты потом извинишься, - шрамы останутся навсегда».
Вывод :. В памяти остаются шрамы от совершённого зла.
8. Метод - сказка
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она
полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с
действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:
добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
« Давным –давно на далёком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень одиноко.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему на встречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идёшь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь.
У: - Как вы думаете, что сказал седой старик?
-Идём со мной,- предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и его внуки.
- Посмотри!- сказал старик.- Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, помогаем друг другу. Оставайся!. Живи с нами. Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами.
Мальчик остался и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастлив»
- Ребята, а вы знаете, почему мальчик стал по-настоящему счастливым?
9.Метод незаконченных рассказов
Цель: выявление понимания учащимися нравственных норм, знания способов поведения, знания переживаний, возникающих в человеке в случае соблюдения ими несоблюдения моральных норм.
Если бы ты гулял во дворе с другими и кто - нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинка в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватило кубиков. Что ты бы сделал? При ответе дал бы свой, задается дополнительный вопрос: «А если тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…
10. Приём письма.
Письмо от волшебника.
«Уважаемые ученики 2 класса! Я отправляю вам посылку - волшебную шкатулку. В ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему» (Дети заглядывают, в ящике - зеркало, дети видят свое отражение).
- Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...
«Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста»
Педагогический проект...
Тема "Формирование нравственно-патриотических чувств детей младшего школьного возраста".
автрская программа "Что мы Родиной зовем?"...
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития является одной из актуальных в современной дефектологии. В последнее время отмечается увеличение численности детей с данным диагнозом. С таким...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация и формы работы по формированию монологической речи у детей младшего школьного возраста...
Использование комплекса дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию словаря признаков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые реализуют ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структур...