Психопрофилактические занятия первоклассников
рабочая программа (1 класс) на тему
Первый класс школы-один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. И именно в этот период необходимо психологическое сопровождение первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoprofilakticheskie_zanyatiya_dlya_1_klassnikov.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа психопрофилактических занятий для 1классников
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ»
Ведущий: педагог-психолог МБОУ СОШ№1Алтухова Н.И.
Пояснительная записка
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И именно в этот период необходимо психологическое сопровождение первоклассника, которое включает в себя психогимнастику и подвижные игры.
«Психогимнастика» - имеет широкое значение, во-первых, это курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Во-вторых, психогимнастика - это курс специальных упражнений и игр, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.
Цель программы:
- Формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
- Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
- Снижение страха ошибки, повышение самооценки детей.
- Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
- Расширение пассивного и активного словаря детей.
Методические средства, используемые в программе психопрофилактических занятий в начальной школе:
- Ролевые игры
- Коммуникативные и «командные» игры
- Терапевтические метафоры
- Методы, развивающие воображение
- Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей
- Когнитивные методы
- Групповые дискуссии
- Арт-терапевтические методы
- Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей
- Методы релаксации
Организация процесса:
Возраст ребенка от 6,6лет до 8лет. Планируемое количество обучающихся по программе - 24 ребенка. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально-личностного подхода к учащимся, что, безусловно, очень важно в воспитательном процессе. Занятия проводятся с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Расписание составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей школы. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу с ребенком. В конце учебного года проводится итоговое занятие в интересной, творческой форме – коллективной игры, викторины, конкурса, награждения с номинациями и грамотами.
Содержание программы
ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. «Введение в мир психологии»
Оборудование: мяч; альбомы по числу детей; цветные карандаши.
- Ритуал приветствия.
«Давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга ручками, ножками, головкой, глазками…» и т.д.
- Психологическая разминка.
Игра «Мое имя». Дети стоят в кругу и кидают друг другу мячик, называя свое имя, правило меняется: нужно кидать мячик кому хочется, и называть пи этом его имя.
3. Основное содержание занятия:
1. «Введение в мир психологии». Рассказ детям о начале занятий по новому предмету – психологии и спрашивает их, знают ли они, что это такое, зачем нужны психологи. В ходе дискуссии приходим к выводу, что психология - это наука о наших мыслях и чувствах, т.е. о нашем внутреннем мире, и психологи помогают детишкам развиваться так же, как садовник помогает расти цветку. Важно рассеять встречающееся у детей предоставление о том, что психология как-то связана с «психами».
2. «Правила занятий по психологии». Психолог говорит с детьми о правилах занятий: конфиденциальности (или «секретности») – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса. Безоценочности – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение; «правиле одного микрофона» - когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и др. После этого ученикам раздают альбомы.
3.Рисунок «Мое ожившее имя». Детям предлагается представить, что их имя, превратилось в какое - нибудь животное или растение, и нарисовать его.
4.Ритуал прощания.
Игра «Салют». Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком: «Ура »!
ЗАНЯТИЕ 2. «Я и мое имя»
Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера.
1.Разминка
Психолог представляется, рассказывает о себе. Предлагает детям представиться, назвать свое имя и фамилию, затем встать по кругу и назвать свое имя с улыбкой, можно с прикосновением руки, глядя в глаза, стоящему справа соседу.
Ставится стул в середине круга, один ребенок садится на стул, остальные по очереди говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет более понравившееся.
2.Рисование
Предложить всем сесть за парты и нарисовать по цветку. Если ребенок не может или не хочет рисовать, сказать ему: « Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? …
Собрать все нарисованные цветы в один букет и «посадить» (разложить на столе или на полу)- получится красивый яркий луг.
3.Игра « Передай тепло цветка другу»
Стоя в кругу, соединить ладони, прочувствовать, как тепло передается по цепочке. В парах: на ощупь, какие у партнера руки, лицо, погладить его по голове.
4.Домашнее задание
Ребенок должен узнать у родителей, что означает его имя.
ЗАНЯТИЕ 3 «Я и моя семья»
Цель: Знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями.
1.Упражнение «рисунок семьи»
Сидя в кругу на стуле или на полу, ребенок рассказывает, как зовут родителей, остальных членов семьи (по рисунку), кто, чем любит заниматься.
- « Поменяйтесь местами те у кого…»
Психолог предлагает поменяться местами детям, у кого
А - есть старший брат
Б – младшая сестра
В – младший брат
Г – старшая сестра
Д - есть и брат и сестра
Е - дедушка и бабушка живут с ними вместе.
Ж - дедушка и бабушка живут отдельно.
ЗАНЯТИЕ 4 «Урок и перемена»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.
1.Беседа на тему «Что такое урок?»
Дети высказывают свои мнения.
Психолог. Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.
Проигрывание ситуаций
Что нужно сделать:
А) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
Б) когда хочешь что-либо сказать;
В) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.
Игра на внимание
Психолог. На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.
У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед…
Беседа «Что можно сделать за перемену»
Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, дежурным вытереть доску, поиграть в игры.
Подвижная игра (по выбору детей)
Выработка правил поведения
Осуществляется самими детьми:
- в школе можно улыбаться и смеяться
- нельзя ругаться и драться и т.д.
Рисование на тему «Что мне нравится в школе»
Завершение занятия
Психолог. Прозвенит сейчас звонок – наш закончится урок. Урок закончен. В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», то же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.
ЗАНЯТИЕ 5 « Волшебные слова»
Цель: воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста и т.д.
Беседа
Психолог.- Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй!-
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова- приветствия вы знаете? А еще как можно приветствовать? (Кивок головой, помахать руками, поклон, рукопожатие.)
Разминка
Предложить детям походить по классу и поприветствовать друг друга. Спросить: чье приветствие больше понравилось?
Психолог: Слова «До свидания!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
Щедро дарите,
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома,
Слова эти очень важны,
Они человеку,
Как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.
Беседа
Психолог. С кем можно здороваться, а с кем – нет: дома, в школе, на улице? В каких случаях говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить? Вспомните, пожалуйста, случаи, когда вам помогли « волшебные слова».
Игра с мячом «Вежливые слова»
Психолог. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.
ЗАНЯТИЕ 6 «Ученье - свет, а не ученье – тьма»
Цель: Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
Разминка
Психолог. Ребята как вы думаете, зачем людям надо учиться?
Выслушивает ответы всех детей, делает обобщение.
Игра «Отгадай профессию»
Дети по очереди имитируют движения, которые выполняются при определенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы.
Остальные дети отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, какими должен обладать представитель этой профессии
Беседа
Дети отвечают на вопросы: «А вас можно назвать работником? Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей работы?»
Игра «Алфавит».
Психолог предлагает детям пройти испытание на звание ученика. Сначала - проверка внимания.
Игра «Чего не стало»
Теперь проверка памяти.
Решение задач на сообразительность
Проверка мышления - решение «хитрых» задач.
Психолог. Вот какие вы внимательные, умные, значит – все вы можете, учиться хорошо и всем вам присваивается звание ученика.
ЗАНЯТИЕ 7 «Я – первоклассник!»
Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик (игрушка); альбомы; цветные карандаши.
1.Приветствие
Поздороваться ручками, ножками, головкой и т. д.
2.Психологическая разминка.
«Море волнуется раз для первоклассника». Дети играют в известную игру «Море волнуется раз», но в качестве «морских фигур» используются разные «фигуры» первоклассника: нужно изобразить первоклассника дома, на перемене на уроке, идущим в школу и т.д.
3.Основное содержание занятия:
1. «Волшебный кубик». Дети садятся в круг. Передавая друг другу «волшебный кубик», дети отвечают на вопросы психолога: кому нравится учиться в 1-м классе и почему, а кому не нравится в классе и почему, есть ли у вас какие либо трудности в школе и какие. Когда дети проговаривают свои трудности, необходимо всей группой помочь им в их решении: придумать совет или выход из ситуации. В заключение беседы делается вывод о том, что у всех есть свои успехи и сложности, радости и огорчения, и это вполне нормально.
2.Рисунок «Я в детском саду – Я в 1-м классе». Дети делят лист в альбоме на две равные части: в левой части они рисуют себя в детском саду, в правой – себя в 1-м классе. Рисунки обладают большим диагностическим потенциалом, давая, в частности, информацию о характере протекания у ребенка адаптации к школе.
3.Прощание.
Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 8 «Правила школьной жизни»
Оборудование: таблички со схематичным изображением правил школьной жизни; 3 вырезанных из картона круга: красный, желтый и синий.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«1-2-3- шепчи». Дети стали в круг. Психолог задает им простые вопросы: какой сегодня день недели, месяц, число, время года и т.д. Но дети должны отвечать на этот вопрос, только если психолог покажет большой палец и скажет: «1-2-3- шепчи!» Тогда дети шепотом все вместе произносят ответ на вопрос.
3. Основное содержание занятия:
1. Правила школьной жизни. Психолог беседует с детьми о том, какие правила существуют в школе (не разговаривать на уроках, не кричать на уроке с места, не подсказывать, поднять руку, если хочешь что-то спросить, работать дружно и др.). Можно поговорить с детьми о том, какие правила им сложнее всего соблюдать и почему, и дать им задание – за неделю поработать над выполнением «трудного» правила.
2.Игра «Угадай-ка». Психолог загадывает одного из детей и начинает описывать его классу по внешним признакам (во что одет, какого цвета волосы, глаза и т.д.). Задача того из детей, кто догадался, о ком идет речь, поднять руку и молча ждать, пока ведущий его спросит. В конце игры обсуждаем, какие правила школьной жизни использовались в этой игре.
3.Игра «Светофор». Для этой игры нужно иметь 3 вырезанных из картона круга: красный, желтый и зеленый. Когда психолог показывает зеленый круг светофора, дети могут делать то, что они хотят – бегать, прыгать, разговаривать, играть; когда он показывает желтый сигнал светофора, дети должны передвигаться тихо, медленно и разговаривать только шепотом, а красный круг означает, что они должны замереть на месте в той позе, в которой находились. В ходе игры в произвольной форме, сначала медленно, потом все быстрее и быстрее меняются круги светофора. Тот, кто нарушает правила игры, из нее выбывает! Заканчивается игра на красном сигнале светофора.
4.Прощание.
Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 9 «Правила и права»
Оборудование: таблички со схематичным изображением прав детей; альбомы; цветные карандаши.
- Приветствие.
- Психологическая разминка.
Игра «День-ночь». Известная детская игра: по команде ведущего «День» дети могут шуметь, бегать, прыгать, играть. По команде «Ночь»- они должны резко остановиться. Сначала психолог в медленном темпе меняет команды, потом все быстрее и быстрее. Тот, кто нарушает правила игры, из нее выбывает! Заканчивается игра на команде «Ночь».
3. Основное содержание занятия:
1. «Правила и права школьной жизни». Психолог повторяет с детьми те правила, которые они изучили на прошлом занятии, снова показывая таблички с их изображением. Он спрашивает детей, знают ли они, что такое права, приводит примеры прав человека. Вместе с детьми он составляет основные права ребенка в школе (например, право на ошибку, право на собственное мнение, право играть на перемене, право самостоятельно выбирать друзей, право на отдых и др.). Делаем вывод, что ребенок не только обязан соблюдать правила школы, но и имеет свои права в ней.
2. Рисунок «Правила школы и мои права». Дети сначала рисуют то, как они соблюдают одно из правил школы (на их выбор), а потом одно из своих прав (тоже на выбор).
4.Прощание.
Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 10 «Моя школьная жизнь»
Оборудование: игрушечный мальчик; пример комиксов; альбомы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2. Психологическая разминка.
Детям предлагается загадать и изобразить без слов какое-нибудь действие, которое совершает ученик в школе, а остальные должны догадаться, что он показывает.
- Основное содержание занятия:
1.Игра «Для чего ходят в школу». Дети стали в круг. Психолог показывает детям игрушечного мальчика и говорит, что он совершенно забыл, зачем дети ходят в школу. Чтобы помочь ему вспомнить, поиграем: я буду называть разные версии того, зачем дети ходят в школу, а вы, если согласны, будете хлопать в ладоши, а если не согласны – топать ногой:
Дети ходят в школу, чтобы играть.
Дети ходят в школу, чтобы читать.
Дети ходят в школу, чтобы разговаривать с соседом по парте.
Дети ходят в школу, чтобы учиться.
Дети ходят в школу, чтобы драться…и т. д.
- «Один день из моей школьной жизни». Детям предлагается вспомнить один запомнившийся день из их школьной жизни и нарисовать комикс на эту тему. Для этого необходимо разделить лист на 6-8 равных частей и последовательно нарисовать события одного дня в каждом из квадратов. Чтобы дети лучше поняли задание, психолог может показать детям пример комикса.
3.Прощание.
Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 11 «Школа моей мечты».
Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик (игрушка); два листа А3 или ватмана; фломастеры; пластилин; ножницы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2. Психологическая разминка.
Каждому ребенку по очереди предлагается загадать и изобразить без слов свою заветную мечту, а остальные дети должны догадаться, что им показывают. Если детям сложно изобразить мечту, можно просто ее проговорить.
3.Основное содержание занятия:
1.«Волшебный кубик». Дети, передавая друг другу «волшебный кубик» делятся своими фантазиями на тему, какой они представляют себе Школу своей мечты.
2.«Школа моей мечты». Ведущий делит детей на две команды, каждая команда получает лист А3, фломастеры, карандаши, пластилин, ножницы, и за 7-10 минут должна создать рисунок Школы мечты. Перед тем как дети начнут работу, психолог проговаривает с каждой группой, какие школьные правила, они будут соблюдать в процессе работы (работать дружно, не кричать и т.д.).
3.«Выставка» Открывается выставка, на которой каждая команда представляет свой рисунок, рассказывает, что на нем изображено, а также констатирует, смогли ли они соблюдать правила в процессе работы, говорит, как им работалось вместе, были ли сложности и т.д.
4.Прощание.
5. Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 12 «Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций»
Оборудование: игрушечная муха.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
Игра «Муха». Дети представляют, что по классу летает и жужжит муха (используется игрушечная муха). Муха садится на какого-то ребенка (с помощью ведущего) на определенное место (ухо, нос, щеку, ногу и т.д.), и смахнуть ее можно только той частью тела, на которую она села.
3.Основное содержание занятия:
1. «Язык Мира Эмоций». Психолог объявляет детям, что сегодня они начинают путешествие по удивительному Миру Эмоций спрашивает, знают ли они, что такое эмоция или чувство. Дети приводят примеры чувств. «Как и в любом Мире Эмоций существует свой особый язык, на котором общаются его жители. Как вы думаете, что это за язык?... Дело в том, что в Мире Эмоций говорить можно не только ртом, но и лицом, руками, ногами и даже всем телом. Этот особый язык называется Мимикой и Жестами. Кто знает, что такое Мимика и Жесты? Мимика – это выражение лица, отражающее настроение человека, а Жесты – движения тела, рук, ног, с помощью которых он что- то сообщает кому-то». Здесь приводятся и показываются примеры различных выражений лица и жестов.
2. «Говорящие части тела». Психолог просит детей изобразить разные чувства (радость, страх, печаль, обиду, злость). С помощью только одной руки, лица, ноги, всего тела.
3. «Испорченный телефон». Дети играют в известную игру, где нужно по цепочке передать сообщение друг другу, используя только жесты. Передаваемое «слово» придумывает психолог, или водящий ребенок. Если дети достаточно подготовлены, можно давать им для передачи сообщения не просто слово, а определенную эмоцию. В конце игры стоит снова вернуться к понятиям Мимики и Жестов и спросить их, что это такое (для закрепления).
4.Прощание.
Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 13 «Город радости и Веселья»
Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик, карточки с человечками, изображающими различные чувства; альбомы; цветные карандаши; клей.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
Игра «Веселые животные». Каждый ребенок превращается в какое-либо веселое и радостное животное, изображает его, а остальные отгадывают, что это за животное. Обсуждение с детьми того, как они отгадали (по мимике и жестам). Вспоминаем что такое Мимика и Жесты.
3.Основное содержание занятия.
1. Игра «Волшебный кубик». Психолог говорит о том, что первая остановка в путешествии по удивительному Миру Эмоций – это Город Радости и Веселья. Передавая друг другу «волшебный кубик», дети отвечают на вопрос о том, что доставляет им радость и как ее можно доставить другому человеку.
2.Рисунок «Гости из Мира Эмоций». Ведущий говорит, что к нам в город радости и Веселья приехали гости из других городов. Все они представляют собой разные эмоции. Психолог показывает детям карточки с человечками, изображающими различные чувства (для этого можно использовать персонажей из методики Т.В. Громовой «Страна Эмоций»). Затем дети тянут наугад 1 картинку с человечком и пытаются определить, откуда он «приехал», что за чувство он собой символизирует. Далее каждый ребенок наклеивает человечка в свой альбом и должен доставить ему радость, подарить веселье (рисует ему подарок, подрисовывает улыбку и т.д.).
4. Прощание.
5. Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 14 «В Городе Радости только добрые слова!»
Оборудование: корзинка; игрушечный мишка.
1.Приветствие.
« Волшебный кубик». Дети передают друг другу «волшебный кубик», они рассказывают, что радостного у них было сегодня.
2.Психологическая разминка.
«Обрадовался-испугался-разозлился». По команде психолога (хлопку в ладоши) дети изображают то радость, то страх, то злость. По мере выполнения темп убыстряется. Заканчиваем на изображении радости.
3.Основное содержание занятия:
1.«Корзинка добрых слов». Психолог рассказывает о том, что в Городе Радости люди говорят только добрые слова. Необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку. Дети передают друг другу корзинку, в которую «складывают» добрые, ласковые слова. Но повторяться нельзя!
2.Игра «Скажи мишке добрые слова». На занятие «приходит» игрушечный мишка, которому дети говорят добрые слова. Затем каждый ребенок берет в руки мишку, превращаясь в него, и все дети говорят ему добрые слова. Желательно, чтобы в роли мишки побывали все дети и получили свою долю словесных « поглаживаний».
4.Прощание.
5. Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 15 «Остров Страха и его обитатели»
Оборудование: карточки, на которых написаны имена страшных персонажей.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«Обитатели Острова Страха». Психолог сообщает детям, что сегодня они отправляются на Остров Страха и он будет сопровождать их в этом захватывающем приключении. Каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных сказочных персонажей (Баба-яга, Кощей Бессмертный, вампир, скелет и т.д.). По сигналу психолога ребенок должен показывать героя как можно более страшным, а все остальные отгадывают, кто был изображен.
3.Основное содержание занятия:
1. Игра «Галерея Смеха». Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова страха, но так, чтобы он получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в «Галерее смеха», где каждый «художник» рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.
4.Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 16 «Смешные жители Острова Страха»
Оборудование: карточки, на которых написаны имена страшных персонажей и их «нестрашных» занятий»; альбомы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2. Психологическая разминка.
Игра «Смешные жители Острова Страха». Каждый ребенок снова получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей и его «нестрашного» занятия. Например, «Баба-яга собирается на свидание» или «Кощей занимается в тренажерном зале» и т.д. Дети должны изобразить своего героя как можно более смешным и рассмешить всех остальных.
3.Основное содержание занятия:
Игра « Галерея Смеха». Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, но так, чтобы он получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в «Галерее смеха», где каждый «художник» рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.
4.Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 17 «Все бывают на острове страха»
Оборудование: мяч; большой мягкий игрушечный кубик, альбомы, цветные карандаши.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
« Конкурс страхов». Дети, передавая друг другу мячик, называют по очереди тот или иной страх человека («люди боятся…»). Повторяться нельзя. Тот, кто не смог придумать или повторился, выбывает из игры.
В итоге остается один победивший. Делается вывод, что все люди чего-то боялись или боятся, это вполне нормально, но надо учиться преодолевать свои страхи.
3.Основное содержание занятия:
1.Игра «Кубик откровений». Дети передают друг другу «кубик откровений», отвечают на вопрос (по желанию!): « А чего когда –нибудь боялся или боишься ты?». Когда ребенок рассказывает о своих личных страхах, все остальные думают, что можно посоветовать ему в этой ситуации, как можно справиться со страхом. Или ребенок сам говорит, как можно справиться со своим страхом.
2.Сказка «Темноландия» (Р.Масленикова).
Детям читается сказка, все слушают и рисуют в альбомах иллюстрацию к этой сказке. После прочтения сказки проводится обсуждение того, как герой справился со своими страхами, что ему в этом помогло. Желающие рассказывают о своем опыте преодоления тех или иных страхов.
4.Прощание.
5.Игра «Салют». Салют «запускаем» со словами: «Мы победим любые страхи!»
ЗАНЯТИЕ 18 «Мы умеем побеждать страх!»
Оборудование: альбомы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«Дотронься до…». Психолог дает различные команды детям (дотронуться до носа, подпрыгнуть на одной ноге, хлопнуть в ладоши и т.д.), но только тем, «кто сегодня смеялся, умывался, помог другу, просил добавку за обедом и т. д.».
3.Основное содержание занятия:
1.Игра «Испуганный ежик». Один ребенок садится в центр круга и превращается в «испуганного ежика», которого остальные успокаивают, гладят, говоря ему ободряющие слова. Желательно, чтобы большинство детей побывало в роли испуганного ежика и получило свою «порцию» поддержки.
2.Рисунок «Как я победил свой страх!». Дети рисуют в альбомах рисунки, изображающие, как они уже победили, или собираются победить свой страх. По желанию они показывают и комментируют рисунки всему классу.
3.Беседа «Страх мешает – Страх помогает». Проводится беседа о том, зачем человеку вообще нужен страх. Каждый ребенок заканчивает предложения: «Страх мешает, когда…», «Страх помогает, когда…». Делается вывод о том, что страх может не только мешать, но и помогать человеку: например, предупреждать и защищать его от опасности.
4.Прощание.
5.Игра «Салют». Салют запускаем со словами: «Мы победим любые страхи!»
ЗАНЯТИЕ 19 «Пещера гнева»
Оборудование: альбомы, цветные карандаши.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
Игра «Разборчивый грибник». Один из детей – грибник, он выходит из класса за дверь. Пока его нет, ведущий рассказывает детям, что они должны изображать добрых и веселых грибов, и только один из них (кто- решает психолог) должен показать «злого» гриба. Грибник заходит в класс, его задача – собрать «в корзину» только добрые грибы, а злой гриб не трогать и определить, где он. Можно проигрывать несколько раз с разными водящими.
3.Основное содержание занятия:
1. «Пещера гнева». Психолог рассказывает детям, что они попали в «Пещеру Гнева» и спрашивает, знают ли они, что это такое, как по – другому можно назвать гнев (злость, ярость).
2. Сказка «О мальчике Сереже, который боялся и потому кусался» (О.В. Хухлаева).
После сказки обсуждается, с каким чувством «дружит» гнев (со страхом). На доске записывается формула: СТРАХ+ГНЕВ=ДРУЖБА, которую дети записывают в альбомы. Далее дети отвечают на вопросы: как можно справиться с гневом, если в его основе лежит страх (победить страх, перестать бояться), у кого в жизни были бывали ситуации, когда они чего-то боялись и из-за этого злились, как они с этим справились.
3.Рисунок «Вулкан». Детям предлагается нарисовать вулкан (бессознательный образ гнева). Обычно эти рисунки имеют большой диагностический потенциал и дают богатую информацию о характере совладения ребенка с собственным гневом.
4.Прошание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 20 «Откуда берется гнев?».
Оборудование: альбомы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
Игра «Злой - добрый». По команде психолога (хлопку в ладоши) они изображают то злость (сжимают кулаки, стискивают зубы, напрягают тело), то радость (улыбаются, расслабляются).
3.Основное содержание занятия:
1. Сказка «как ромашки и васильки поссорились» (Е. Вишнева).
Детям читается сказка, после которой обсуждается, с каким еще чувством, кроме страха, «дружит» гнев (с обидой). На доске записывается формула: ОБИДА+ГНЕВ=ДРУЖБА, которую дети также записывают в альбомы. Дети отвечают на вопросы: как можно справиться с гневом, если в его основе лежит обида (нужно простить), у кого в жизни бывали ситуации, когда они на кого-то обиделись и из-за этого разозлились, как они с этим справились.
2.Рисунок «Как я справился со злостью». Дети рисуют ситуацию из жизни, когда они испытывали злость, и как они с ней справились. По желанию «художников» рисунки показывают и комментируются всему классу.
4. Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 21 «Может ли гнев быть полезным?»
Оборудование: два листа в форме круга; пластилин разных цветов; музыкальное сопровождение; «платок гнева»: черный или темный платок.
- Приветствие.
- Психологическая разминка.
«Злые лица». Психолог делит класс на две команды, каждая из них получает лист бумаги в форме круга и должна за 3 минуты нарисовать «злое лицо». Кто быстрее справится с заданием, тот и победил. Нужно не только быстро и дружно нарисовать лицо, но и точно изобразить мимику гнева.
3.Основное содержание занятия:
1. «Форма гнева». Каждый ребенок выбирает кусок пластилина одного цвета. После этого дети с закрытыми глазами под музыку лепят из пластилина свой гнев. Слепив, они открывают глаза и смотрят, что у них получилось. Проводится краткое обсуждение результатов.
2. «Платок гнева». Психолог предлагает детям избавиться от своего гнева с помощью «Платка гнева»: он взмахивает им, а дети кричат «1-2-3-уходи!».
3. «Из гнева в радость». Каждый ребенок объединяет свою слепленную фигурку гнева с фигуркой гнева своего соседа по парте, и они должны слепить из общей массы новый образ- образ радости, доброты. Если остается время, можно устроить «Выставку работ» с выступлениями авторов и комментариями к слепленным фигурам.
4. «Может ли гнев быть полезным?». Обсуждается тема, может ли гнев принести пользу человеку, приводятся примеры из жизни. Дети заканчивают предложения: «Гнев вредит, когда…», «Гнев приносит пользу, когда…». Делается вывод о том, что гнев, как и любая другая эмоция, может в чем – то помогать, а в чем-то мешать.
4.Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 22 «Обиженная Деревня»
Оборудование: «мусорное ведро»; маленькие листочки; альбомы; цветные карандаши.
- Ритуал приветствия.
- Психологическая разминка.
«Обиженные бегемотики». Дети превращаются в «обиженных бегемотиков»: надувают щеки от обиды и стараются выглядеть как можно более обиженными. Побеждает тот, кто дольше продержится, не рассмеявшись.
3.Основное содержание занятия:
1. «Мусор обид». Психолог рассказывает детям, что они очутились в Обиженной Деревне, где все люди, звери и даже растения обижены друг на друга. А с обидой очень тяжело жить. Психолог спрашивает, что, по мнению детей, может избавить людей от обид, и ставит перед ними маленькое мусорное ведро. Детям задаются вопросы: зачем вообще нужно мусорное ведро и избавляться от мусора, что стало бы с нашей планетой, если бы мы не выкидывали мусор. Психолог рассказывает, что чувства накапливаются у человека как мусор, и надо периодически от них избавляться. Например, люди в Обиженной Деревне наполнены обидами, как мусором, и это мешает им радоваться. Поскольку все мы иногда бываем в Обиженной Деревне, давайте сейчас освободимся от наших застарелых обид. Каждый ребенок на маленьком листочке пишет: « Я обижаюсь (или обижался) на… за то, что…», комкает или разрывает и выкидывает в «мусорное ведро». Таким образом, дети освобождаются от своих обид.
2. Рисунок «Обида». Дети рисуют в альбомах, как они обиделись на кого-то и как преодолели свою обиду. По желанию рисунки показывают всему классу.
4. Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 23 «Прощение растворяет обиды!»
Оборудование: альбомы; цветные карандаши.
1.Ритуал приветствия.
2.Психологическая разминка.
«Царевна Несмеяна». Один из детей превращается в Царевну Несмеяну, которая обижена на весь мир и потому не может смеяться, а другие дети по очереди пытаются ее рассмешить всеми возможными способами. Кто рассмешил царевну, тот и становится ею в следующей игре.
3.Основное содержание занятия:
1. Групповая дискуссия. С детьми проводится дискуссия на тему того, откуда берется обида и почему жители Обиженной Деревни не могут с ней справиться ( потому что они не умеют прощать и просить прощения, если кого-то обидели сами). Обсуждаются следующие вопросы: что значит простить, все ли умеют прощать, как можно растворить обиды (прощением, добром).
2.Сказка «Принц Эдгар» (М. Доброневский).
Рисунок и обсуждение сказки. В ходе работы над сказкой делается следующий вывод: зло невозможно победить злом, его можно одолеть только любовью. Иногда мы невольно или намеренно обижаем друг друга, но надо иметь мужество и силы простить и самому попросить прощения.
4.Прощание.
5.Игра «Салют». Вместо традиционного «Салюта», если дети не против, можно закончить занятие ритуалом «всеобщего прощения»: все просят прощения друг у друга и сами прощают других.
ЗАНЯТИЕ 24 «Когда всем весело, а одному грустно».
Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.
1. Психогимнастика.
Психолог: Во время прогулки в школьном дворе вы увидели грустного ученика. Ребята давайте подумаем: почему он грустный?
Ответы детей.
Вам его жалко? А как мы его можем утешить?
Дети предлагают варианты, выбирают наиболее подходящие. Психолог предлагает подойти к мальчику и попробовать его утешить.
2. Упражнение «Настроение»
Демонстрация лиц с различным эмоциональным состоянием: радости, печали, веселья, злости, удивления и т. д. Предложить детям выбрать и «сделать», какое либо лицо, спросить, что ему хочется сделать в этом состоянии, нравится или нет такой человек и почему? Когда у человека бывает такое настроение?
Психолог: За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа. При помощи цвета даже можно выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он видит все в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение? (Ответы детей). Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами. Желтым, оранжевым, красным, светло – голубым. Плохое настроение – темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение.
3.Рисование
Предложить детям нарисовать лицо мамы, папы, братьев, сестер – какие они чаще всего бывают.
ЗАНЯТИЕ 25 «Мы владеем разными эмоциями!»
Оборудование: журналы; листы А 4; цветная бумага; клей; пластилин; фольга; краски; фломастеры; ножницы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
Игра «Испорченный телефон эмоций» Дети играют в традиционную игру «Испорченный телефон», только с одним новым условием – передаваемое сообщение должно быть не словом, а какой – либо эмоцией, с помощью мимики и жестов. Соответственно дети передают «сообщение» друг другу также с помощью жестов, без слов. Необходимо, чтобы дети загадывали разные эмоции.
3.Основное содержание занятия:
«Мы владеем разными эмоциями». Психолог просит детей вспомнить все эмоции, которые были пройдены ими на прошлых занятиях. Делается вывод о том, что у человека есть разные чувства, и все они служат ему для чего-то, все они ему очень нужны. Ведущий делит детей на 5 команд по 3-4 человека, каждая команда получает одно из пройденных чувств: радость, страх, обиду, гнев. Каждая мини – группа должна выполнить следующие задания:
1.подготовить рассказ о своем чувстве (что такое радость и когда она проявляется и т.д.);
2.изготовить маску для этого чувства из тех материалов, которые предоставит ведущий (журналы, цветная бумага, клей, пластилин, фольга, краски, фломастеры, ножницы и т.д.);
На подготовку заданий группам отводится 10-15 минут. После этого каждая группа презентует то, что у них получилось. Поскольку первоклассникам еще сложно организовать себя самим, психологу необходимо контролировать процесс подготовки каждой группы, помогая, если это потребуется.
4.Прощание.
5.Игра «Салют». Вместо слов «Ура» дети кричат: «Мы владеем разными эмоциями!».
ЗАНЯТИЕ 26 Мешок хороших качеств»
Оборудование: ватман с изображением большого пустого мешка; доска, мел; альбомы; цветные карандаши.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«Что такое качество?». Психолог сообщает детям, что они попрощались с Миром Эмоций и очутились в неизвестном Мире Качеств. Проводится обсуждение того, что такое качество. Например, у любого предмета есть качества: ручка – какая? Дети отвечают: синяя, длинная, тонкая и т.д. У человека тоже есть свои качества как внешние, так и внутренние. Внешние качества – это те, которые мы видим глазами: внешность, одежда, а внутренние – это характер человека. Психолог приводит примеры разных черт характера: добрый, ласковый, злой и т.д. На доске рисуется схема:
КАЧЕСТВО (отвечают на вопрос: какой?)
ВНЕШНИЕ (какой внешне?) ВНУТРЕННИЕ (какой по характеру?)
Психолог подчеркивает, что внешние качества не всегда соответствуют внутренним качествам человека: он может быть красивым, но злым. Пример: Снежная королева.
3.Основное содержание занятия:
1.Упражнение «Мешок хороших качеств». На доске рисуется или вывешивается ватман с изображением большого пустого мешка. Психолог сообщает детям, что это «мешок хороших качеств» человека, который им сейчас предстоит «заполнить». Психолог читает детям описание разных качеств человека, а дети должны отгадать, что это за качество, а затем «поместить» его в «Мешок хороших качеств» (психолог «вписывает» это качество в «мешок»). Описания «хороших качеств» могут быть следующими:
- Человек, который относится к другим хорошо, помогает (добрый или отзывчивый);
- Человек, который не любит ссор, со всеми живет мирно (миролюбивый);
- Человек, который любит трудиться (трудолюбивый);
- Человек, который умеет держать слово и выполнять свои обязанности (ответственный);
- Человек, который умеет говорить ласковые, добрые слова (ласковый);
- Человек, который по - дружески относится к людям (дружелюбный);
- Человек, который не хвастается своими достижениями (скромный);
- Человек, который не врет и не обманывает (честный);
- Человек, который всегда в хорошем настроении и с чувством юмора (веселый);
- Человек, который не боится и не трусит (смелый);
- Человек, который готов поделиться, отдать то, что у него есть (щедрый);
- Человек, который не держит долго зла на людей (умеющий прощать) и др.
2.Игра «Цветик – семицветик». Каждый ребенок рисует большой цветик – семицветик с 7 лепестками в своем альбоме. На каждом лепестке этого цветка ребенок должен написать одно свое хорошее качество, при этом он может заглядывать в «Мешок хороших качеств», висящий на доске. Затем можно собрать все рисунки и зачитывать качества, не называя имен учеников, чтобы другие смогли угадать, кому принадлежит тот или иной цветик-семицветик.
3.Прощание.
4.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 27 « Темные» и «светлые» качества.
Оборудование: черные и белые бумажные квадратики по числу детей; доска, мел; таблички с качествами людей; альбомы.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«Темные» и «светлые» качества. Психолог рассказывает детям о том, что у человека есть не только хорошие, «светлые» качества, но и «темные» - те, которые мешают ему быть счастливым и жить в мире с окружением. Поэтому существует не только «Мешок хороших (светлых) качеств», но и «Мешок темных качеств» человека. На доске снова рисуется два пустых мешочка – «светлый» и «темный».
3.Основное содержание занятия:
1.Игра «Черное – белое». Каждому ребенку раздаются два бумажных квадратика – черный и белый. С их помощью они будут определять, относится ли то или иное качество человека к «темному» мешочку (черный квадратик) или к «светлому» (белый квадратик). Психолог зачитывает ряд качеств человека, а дети поднимают вверх черный или белый квадратик, определяя, какое это качество – «светлое» или «темное». После этого психолог помещает табличку с названным качеством в соответствующий «мешок», нарисованный на доске. Возможный ряд качеств: злой, добрый, ленивый, трудолюбивый, агрессивный, миролюбивый, грубый, нежный, угрюмый, веселый, лживый, честный, глупый, умный, трусливый, смелый, злопамятный, умеющий прощать, жадный, щедрый, и др.
2.«Мои качества». Каждый ребенок выбирает одно качество из «светлого» и одно качество из «темного» мешочка, которое, по его мнению, ему свойственно, и записывает их в альбом. По желанию он может рассказать о них классу. В ходе упражнения делается вывод о том, что у каждого человека есть и «светлые», и «темные» качества, поэтому нельзя осуждать других людей, необходимо принимать их такими, какие они есть.
3. «Злые и добрые герои». Психолог предлагает детям вспомнить злых и добрых героев какой-нибудь известной сказки – например, «Снежной королевы». Он просит найти в добром герое «темные» качества, а в злом «светлые». Снова делается вывод об относительности качеств каждого человека.
4.Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 28 «Умение видеть «светлые» качества».
Оборудование: «волшебные очки»: оправа из-под очков.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
Игра «Чем мы похожи?». Психолог приглашает выйти двух детей, задача остальных - назвать их общее качество характера. Важно узнать мнение водящей пары, согласны ли они с мнением группы и почему. Можно видоизменять игру и искать не общее, а различное. Делается вывод о том, что все мы чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаемся, а так - же о том, что наше мнение о себе может не совпадать с мнением окружающих о нас.
3.Основное содержание занятия:
Игра «Волшебные очки». Психолог показывает детям «волшебные очки» и предлагает примерить их. Просит одного ребенка выйти в центр круга, а все остальные, надевая очки по очереди, называют его «светлые» качества, стараясь увидеть как можно больше хорошего в нем. Психологу необходимо стоять рядом с «водящим» ребенком, чтобы оказать ему необходимую поддержку. Важно, чтобы все дети побывали в роли «водящего». По окончании игры необходимо обсудить, насколько детям было комфортно в той и другой роли.
4.Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 29 «У кого какие качества»
Оборудование: альбомы.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«Загадки». Психолог загадывает одного из детей и называет одно из его качеств характера («светлых»), а группа должна догадаться, о ком идет речь. При этом очень важна дискуссия детей, которая завязывается в процессе определения загаданного ребенка.
3.Основное содержание занятия:
«У кого какие качества?». Психолог просит детей подумать; какие качества есть у их близких – мамы, папы, брата, сестры и др. Дети в своих альбомах пишут маленькое сочинение на эту тему. По желанию нарисовать «рисунок семьи».
4.Прощание.
5.Игра «Салют».
ЗАНЯТИЕ 30 «Салют качеств»
Оборудование: две стопки карточек: названия качеств и их определения; колода карт с написанными на них «светлыми» качествами в форме «номинаций»: «Мистер Доброта», «Мисс Скромность» и т.д.
1.Приветствие.
2.Психологическая разминка.
«Мы знаем разные качества». Психолог делит детей на две команды: одна команда получает карточки с названиями качеств, а другая – с их определениями (без названий). Игра проходит следующим образом: сначала первая команда зачитывает качество – вторая должна быстро подобрать к нему определение, затем наоборот: вторая группа дает определение, а первая должна дать название качества.
3. Основное содержание занятия:
Игра «Мистер или Мисс» Психолог по очереди подходит к каждому ребенку и предлагает ему рассказать какой он. У психолога при себе колода карт с написанными на них «светлыми» качествами в форме «номинаций»: «Мистер Доброта», «Мисс скромность» и т. д. Психолог протягивает ребенку карту с его качеством и интересуется, правильно ли она говорит. Если ребенок не соглашается, психолог обращается к классу.
4.Прощание.
5.игра «Салют». Каждый ребенок, кладя свою ладошку, называет свой полученный титул, свое «светлое» качество.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2005.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб., 2002.
4.Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2003.
5.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.
7.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб., 2003.
8.Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога 1-4 классы. – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия "Первоклассник"
разработано несколько занятий для будущих первоклассников....
Психопрофилактическое занятие «Путешествие в страну настроений»
Психопрофилактическое занятие «Путешествие в страну настроений»...
Программа психопрофилактических занятий в условиях темной сенсорной комнате с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «Страна бодрости»
Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате...
Психопрофилактическое занятие Тема: «Дом счастья»
Цель: формирование отношения к семье как к ценности.Задачи:1.Воспитание нравственно здоровой и духовной личности в счастливой и крепкой семье.2.Формирование доброго отношения к родным, близким лю...
Психопрофилактическое занятие Тема: «Путешествие к Здоровому Образу Жизни»
Цель: формирование представлений о ЗОЖ как одной из главных ценностей жизни.Задачи:· создать условия для развития интереса к ЗОЖ (БУД-личностные);&midd...
Психопрофилактическое занятие-викторина на тему: «Мы за здоровый образ жизни!»
Психопрофилактическое занятие-викторина на тему: «Мы за здоровый образ жизни!»Цель занятия – формирование у детей навыков здорового образа жизни.Задачи: - способствовать формированию...