Программа психопрофилактических занятий в условиях темной сенсорной комнате с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «Страна бодрости»
картотека по зож
Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihoprofilakticheskih_zanyatiy_v_temnoy_sensornoy_komnate.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска»
ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска
Программа психопрофилактических занятий в условиях темной сенсорной комнате
с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
«Страна бодрости»
Подготовила педагог-психолог
Т.В.Селищева
Высшая квалификационная категория
Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате
Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми младшего школьный возраста 7-9 лет.
Цель: Способствовать снижению психоэмоционального и мышечного напряжения
Задачи:
1.Расслабить максимальное количество мышц тела.
2.Снять интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
3. Гармонизация и равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения детей.
4.Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей.
Оборудование: панно «Светящиеся нити», сухой душ, сенсорная тропа, звездный шар, звездная нить, мягкий мат, панно «Бескончность»
№ класса | Дата проведения | Эмоциональная разгрузка | Разминка | Дыхательное упражнение | Расслабляющее упражнение | Релаксация | Завершение |
Игра с волшебной капельной крема. Приложение № 1 | Упражнение «Улыбка» С голубого ручейка начинается река. Ну а дружба начинается с улыбки. 2 раза. Музыкальное сопровождение. Песня «Улыбка» Дети идут по мягкому мату (зеленой полянке), заходят в сухой душ, проходят по сенсорной тропе, подходят к панно «Светящиеся нити» своей одной и двумя руками поднимают нити смотрят в зеркало и улыбаются. | Упражнение «Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз) | Упражнение «Солнечный зайчик» Предложить детям представить, словно солнечный зайчик «прыгнул» в глаза – нужно их зажмурить. Дальше солнечный зайчик пошел «гулять» по личику, и крохе нужно нежно и ласково зайчика погладить: на щечках, на лобике, носике, на рту и подбородке. | Упражнение «Бубенчик». | Игра « Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. | ||
Упражнение «Дудочка». Сесть на ковер, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза) | Упражнение «Качели»Одна бабочка улетела, другая прилетела, и теперь уже уселась прямо на брови. Предложить детям покатать бабочку на качелях: подвигать бровями вверх-вниз. | ||||||
Приветствие «Доброе утро, друзья!» или «Я рад, тебя видеть (имя) Приложение № 2 | Упражнение «Петушок». Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть, похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ – выдохнуть. (4 раза) | Упражнение «Урони руки» Предложить детям поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч –руки должны провиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановиться. | |||||
Упражнение «Каша кипит».Сидя на ковре, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза) | Упражнение «Ленивая кошечка» | ||||||
Упражнение «Паровозик».Дети ходят, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд) | Упражнение «Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). | ||||||
Упражнение «Весёлый мячик».Дети стоят прямо, ноги расставлены. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз) | Упражнение «Игра с песком» Предложить ребенку сесть на стул и упереться о спинку. Он – на песочном берегу реки, где песок прохладный и сыпучий. Закрыв глаза, следует на глубоком вдохе «набрать в руки песок», как можно сильней сжать пальцы в кулак, удерживая песок и задержать дыхание. Затем на выдохе песок нужно потихоньку «высыпать» на коленки, после чего руки можно обессилено уронить вдоль тела. | ||||||
Упражнение «Гуси». Дети ходят медленно, на вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с длительным произнесением звука ГА-ГА (1 мин) | Упражнение «Танец плеч» Дети должны сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз. | ||||||
Упражнение «Ворона» Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар!». | Упражнение «Бабочка» | ||||||
Упражнение «Топор» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» – на длительном выдохе. | Упражнение «Пчелка» | ||||||
Упражнение «Петух». | Упражнение «Муравей» Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза). |
Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми среднего школьный возраста 10-12 лет.
Цель: Способствовать расслаблению и восстановлению организма после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Задачи:
1.Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
2. Гармонизация и равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения детей.
3. Дать возможность ребенку почувствовать себя успешным, повысить самооценку.
4.Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей.
Оборудование: панно «Бесконечность», сухой душ, сенсорная тропа, звездный шар, динамическая заливка света, мягкий мат.
№ группы | Дата проведения | Разминка | Дыхательное упражнение | Расслабляющее Упражнение | Релаксация | Завершение |
Упражнение «Веселое настроение» «Мне сегодня весело с самого утра, Напеваю песенку про свои дела. А дела прекрасные, всё мне по плечу, И скажу не хвастая - горы сворочу!» Музыкальное сопровождение. Песня «Кота Леопольда» Дети идут по мягкому мату (зеленой полянке), заходят в сухой душ смотрят в зеркало и называют свое положительное качество, проходят по сенсорной тропе, подходят к панно «Бесконечность» Широко разводят руки в стороны и говорят: «Я сегодня вот такой…» | Упражнение «Задуй свечу» Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”. | Упражнение «Злюка успокоилась» Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. | Упражнение «Дружные дети» Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите». | Игра «Ласковое имя» Дети благодарят друг друга за игру, прощаются с каждым, назвав его ласковым именем. | ||
Упражнение «Ленивая кошечка» Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”. | Упражнение «Рот на замочке» Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). | |||||
Упражнение «Озорные щечки» Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. | Упражнение «Снежная баба» Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. | |||||
Упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. | Упражнение «Летний денек». Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу, | |||||
Упражнение «Подыши одной ноздрей» Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание. | Упражнение «Замедленное движение». Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. | |||||
Упражнение «Воздушный шар»(дышим животом, нижнее дыхание). Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, -живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10раз. | Упражнение «Палуба» | Упражнение «Любовь к себе» Приложение №3 | ||||
Упражнение «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание) Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. 1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. 2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз. | Упражнение «Птички» | |||||
Упражнение «Воздушный шар» поднимается вверх (верхнее дыхание) Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз. | Упражнение «Любопытная Варвара» Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! | |||||
Упражнение «Ветер» (очистительное, полное дыхание) Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. 2. Задержать дыхание на 3-4 секунды. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще. | Упражнение «Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. (Выполнить это же упражнение левой рукой) | |||||
Упражнение «Радуга, обними меня» Исходное положение - стоя или в движении. 1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2. Задержать дыхание на 3-4 секунд. 3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза. | Упражнение «Вибрация» Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры. |
Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми старшего школьного возраста 13-16 лет
Цель: Способствовать снижению психоэмоционального и мышечного напряжения
Задачи:
1.Расслабить максимальное количество мышц тела.
2.Снять интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
3. Гармонизация и равновесие эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения детей.
4.Закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей.
Разминка | Дыхательное упражнение | Расслабляющее упражнение | Релаксация | Завершение |
Упражнение «Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз) | Упражнение «Солнечный зайчик» Предложить детям представить, словно солнечный зайчик «прыгнул» в глаза – нужно их зажмурить. Дальше солнечный зайчик пошел «гулять» по личику, и крохе нужно нежно и ласково зайчика погладить: на щечках, на лобике, носике, на рту и подбородке. | Упражнение «Бубенчик». | Игра « Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. | |
Упражнение «Дудочка». Сесть на ковер, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза) | Упражнение «Качели»Одна бабочка улетела, другая прилетела, и теперь уже уселась прямо на брови. Предложить детям покатать бабочку на качелях: подвигать бровями вверх-вниз. | |||
Упражнение «Петушок». Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть, похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ – выдохнуть. (4 раза) | Упражнение «Урони руки» Предложить детям поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч –руки должны провиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановиться. | |||
Упражнение «Каша кипит».Сидя на ковре, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза) | Упражнение «Ленивая кошечка» | |||
Упражнение «Паровозик».Дети ходят, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд) | Упражнение «Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). | |||
Упражнение «Весёлый мячик».Дети стоят прямо, ноги расставлены. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз) | Упражнение «Игра с песком» Предложить ребенку сесть на стул и упереться о спинку. Он – на песочном берегу реки, где песок прохладный и сыпучий. Закрыв глаза, следует на глубоком вдохе «набрать в руки песок», как можно сильней сжать пальцы в кулак, удерживая песок и задержать дыхание. Затем на выдохе песок нужно потихоньку «высыпать» на коленки, после чего руки можно обессилено уронить вдоль тела. | |||
Упражнение «Гуси». Дети ходят медленно, на вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с длительным произнесением звука ГА-ГА (1 мин) | Упражнение «Танец плеч» Дети должны сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз. | |||
Упражнение «Ворона» Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар!». | Упражнение «Бабочка» | |||
Упражнение «Топор» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» – на длительном выдохе. | Упражнение «Пчелка» | |||
Упражнение «Петух». | Упражнение «Муравей» Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза). |
Приложение № 1
Упражнение «Капелька»
Психолог просит детей раскрыть свои кулачки и каждому на ладошку наносит капельку детского крема. Затем предлагает подуть на капельку согреть своим теплом, добротой, красотой, нежностью и лаской. Дети соединяют ладошки между собой. Взрослый предлагает детям послушать и ответить: «Что делает капелька?». После того как дети отвечают про свои капельки, все хлопают в ладоши «Хлоп», прячут руки за спину и закрывают глаза. Открывают глаза, медленно руки возвращают и располагают перед собой, плавно не спеша начинают ладошками двигать между собой, поднимают вверх и отпускают вниз, совершают круговые движения. Рассоединяют ладошки и поворачивают их то влево, то вправо, далее поглаживают ладошки и говорят какими стали ладошки.
Приложение № 2
Приветствие «Доброе утро!»
Сегодня мы с вами друг друга поприветствуем с помощью барабана и колокольчика.
Инструкция: Сейчас каждый из вас будет приветствовать всех кто сегодня с нами в круге с помощью барабана и говорит: «Доброе утро, друзья». А мы все вместе гремим погремушками и произносим: «Доброе утро, (имя)».
Приложение № 3
Упражнение «Любовь к себе»
Инструкция: Взрослый шепотом обращает внимание детей на дыхание. Медленно делаем вдох через нос, а выдох - ртом. Повторяется 2-3 раза. Затем широко разводят в стороны руки, поднимаются на носочки каждый обнимает себя и произносит слова: «Я люблю себя». Повторяется до 3 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...
Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР....
Статья «Применение мультимедийного оборудования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перспективным направлением развития коррекционного образования сегодня является использование возможностей информационных технологий, помогающих педаго...
Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")
Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...