Конспект урока "Имя моё МОЁ"
план-конспект урока на тему
Данная работа способствует формированию адекватной самооценки младшего школьника , активизирует интерес к получению знаний о себе и окружающих людях, помогает расскрыться со всех сторон творчески, в результате чего, происходит идентификация личности. Детям очень нравится такая работа, они с удовольствием рассказывают о себе, защищая свои работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imya_moe_moe.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Этот урок можно проводить первым в учебном году, чтобы познакомиться с детьми и выявить тех из них, кто нуждается в психологической коррекции. Подходит для учащихся любого возраста.
Конспект урока: «Имя моё – МОЁ!»
« Вам нужно имя?
Что в нем проку?
Скажите-ка мне,
кем вы будете, если лишить вас имен? »
Цель:
- способствовать формированию позитивного образа «Я»,
- формирование знаний о себе,
- развивать навыки общения и умению устанавливать контакта между детьми,
- помочь детям осознать свои положительные черты характера,
- активизировать процесс самопознания.
Задачи:
- развивать позитивное самовосприятие,
- способствовать принятию собственного имени,
- развивать коммуникативные навыки,
- формировать элементарные представления об образе «Я»,
- формировать адекватную самооценку,
- развивать творческое самовыражение при помощи рисования, обучать элементам релаксации и визуализации,
- содействовать сплочению группы.
Форма урока:
беседа, игры, ознакомления с новым материалом.
Оборудование:
презентация, бумага для рисования, мелки, фломастеры, простой и цветные карандаши, ластик, мячик, клубок толстых ниток, магнитная доска, книга «Тайна имени» Зима Дм. и Н.
Ход урока
Организационный момент: Знакомство.
Психолог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Евгеньевна. Я работаю педагогом-психологом. Сегодня я проведу урок психологии, на котором вы, как и на любом уроке, узнаете что-то новое и необычное для вас, это будет открытие себя, вы узнаете о ваших новых друзьях – одноклассниках, о ваших родственниках, о всех тех, кто вас окружает.
Объявление темы и целей урока:
Психолог: прежде чем, я озвучу вам тему урока, отгадайте загадку:
И у бабушки есть, и у дедушки есть,
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
И у лошадки есть, и у собачки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух назвать. (Имя)
Да, правильно, это – ИМЯ.
А вот еще подумайте: Упражнение «Что лишнее»
Иван, Петров, Федор, Василий – что лишнее;
Василиса, Елена, Сидорова, Серафима – что лишнее;
Марина, Максим, Филипп, Сергей – что лишнее;
Наталья, Оксана, Зина, Евгений – что лишнее.
Психолог: как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего занятия? Правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет «Имя моё – МОЁ!»
ЦИТАТА: Любое имя несёт то значение, которое в него вкладывают.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Сегодня на уроке я очень хочу с каждым из вас познакомиться.
Психолог: вспомните все свое имя, я еще не знаю их, но сейчас для начала вы покажите его на пальцах. Закройте глаза, я хлопну в ладоши, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре — кому оно нравится, три — относится спокойно, два — не очень нравится, один — совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза... ( хлопаю в ладоши.) Открываем глаза, посмотрим, что получилось.
Каждый ученик показывает, что у кого получилось.
Психолог: я смотрю у кого сколько пальчиков, большинство показали пять, я могу полагать всем нравится свое имя! А как вы думаете, очень важно, чтобы свое имя нравилось? А почему?
Ребята высказывают свои предположения.
Психолог: Ребята, скажите пожалуйста, вот у каждого есть свое имя, правильно, а как вы считаете, оно вам подходит? Оно ВАШЕ?! Вы узнаете его из тысячи?
Ребята делятся своим мнением.
Психолог: Ну а теперь настало время представиться и произнести каждому свое имя.
Познакомимся играя: я кидаю мяч - ученик ловит мяч, смотрит в глаза ведущему и называет свое имя, отвечает: «Очень приятно познакомиться»(можно дать мяч чтобы и ребята почувствовали себя ведущими).
Беседа о роли своего имени в жизни. О значении имени в жизни человека. Как имя человека влияет на характер.
Психолог: «Имя дается человеку другими людьми и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно. У каждого человека оно своё. Иногда в именах — судьба.
Все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет.
Каждое имя имеет разные формы: кратко, ласково, грубо, строго: Женя, Женечка, Евгений, Женька.
Психолог. Ребята, а вам нравится, когда вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему? Как вас называет мама, папа, бабушка, друзья?
Дети отвечают по очереди.
Можно предложить детям придумать себе имя: «Как бы вы хотели, чтобы вас называли?»
Упражнение «Назови ласково соседа»
А теперь, когда мы все познакомились - давайте сыграем в игру «Назови ласково соседа».
Дети стоят в кругу и по цепочке, передавая клубок, называют «ласково» имя соседа.
А сейчас мы с вами давайте напишем свое имя на белых листиках и повесим их потом на магнитную доску, так и соберем из них яркую поляну ваших красивейших имен.
Раздаю листики и ребята пишут свое имя, рисуя очень красочно, красиво и ярко.( Дети с большим удовольствием выполняют это задание.
Упражнение «Имя»
Вызывается кто-то один по желанию.
Психолог: Ребенок представляется и другие ребята называют все возможные варианты этого имени), а он просто сидит, слушает и выбирает, что ему нравится (и так продолжается по количеству желающих)
Ребята, мы сегодня много говорим про ваши имена, вы заметили, что это не просто набор звуков, что когда к вам обращаются - оно влияет на вас?
Сегодня я хочу вам рассказать, что каждое имя имеет свое значение. (Говорим о значении этого имени по книге Зимы).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Показ имён на экране, какое имя и что обозначает.
(Небольшое слайд шоу ассоциаций для самых распространенных имён).
А еще, ребята, вам будет домашним заданием, о котором я скажу в конце занятия еще, поговорите дома с родителями о том, в честь кого вас назвали, кто выбрал для вас имя, какие были варианты: то есть узнайте историю вашего имени. Вспомните, как называют вас в вашей семье, ведь «у любимого дитятки двести имен».
Упражнение «Представь себе»
Психолог: А сейчас каждый представит себе свое имя. Сядьте поудобнее (ноги стоят на полу, руки свободно лежат на коленях), сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, закройте глаза....
Представьте свое имя. Может быть, вы увидите его написанным или нарисованным. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы видите какие-то образы. Каково ваше имя на ощупь, мягкое или твердое, теплое или холодное. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах. Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад. Откройте глаза, вздохните, потянитесь, сядьте прямо.
Упражнение «Нарисуй имя»
Психолог: а теперь ребята давайте нарисуем свое имя. Возьмите тот листик, на котором вы писали свое имя, мелки или фломастеры и изобразите то, что сейчас увидели. Если не удалось что-то представить, то просто нарисуйте как чувствуете, посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет передать своим одноклассникам.
Работаем 5 минут, пока звучит музыка. За минуту до окончания я предупрежу вас. Приступаем к работе. Когда будете готовы, повесьте сами свой рисунок на доску, куда вам хочется.
На этом этапе психолог получает данные для психологической диагностики ребенка.
Далее проводится обсуждение рисунков.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Психолог: ребята посмотрите, какой у нас получилась цветущая поляна имен. Наши имена — как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка — все прекрасны по-своему. Также и наши имена, и мы сами. Каждый человек неповторим и уникален. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (обращается к ребенку по имени), ты (обращается к другому ребенку по имени). А все вместе мы составляем яркую красочную поляну имен.
Кто хочет, тот может выйти и представить свою работу.
Дети анализируют, что было трудным в выполнении данного задания, а что легко было сделать. И как правило, на этом этапе занятия, выявляется группа ребят, которые не любят свое имя и не принимают себя, с которыми будет проведена отдельная коррекционная работа.
Психолог: ребята, давайте теперь вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока:
“Имя моё – МОЁ!” ? Все то, о чем мы сегодня с вами говорили, это и имя, и внешность, и черты характера, и интересы, это все можно охарактеризовать одним вашим именем! Наши представления о себе составляют образ «вашего имени»?
ЦИТАТА: Жизнь человека коротка, но имя его вечно
Происходит обсуждение.
Упражнение «Паутинка»
Психолог: Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально.
Упражнение, которое я хочу вам предложить, поможет взглянуть на себя глазами другого. Но сегодня я попрошу вас быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее.
Выходите, пожалуйста, и становитесь в круг. Я бросаю клубок, смотрю на человека, обращаюсь к нему по имени и говорю о том, что мне нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д.
Каждый ребенок выполняет задание.
Психолог: Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие дети.
Рефлексия занятия: Ребята, скажите, пожалуйста, что интересного для вас было на уроке? Может быть, кто-то узнал что-то новое или необычное о себе, своем имени, отношении к вам одноклассников? Что вам понравилось? А что показалось трудным?
Происходит обсуждение. выслушиваем каждого по желанию.
Упражнение «Накопительные аплодисменты»
Ребята, спасибо вам за работу, мне было с вами очень интересно. Я хочу, чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи упражнения «Накопительные аплодисменты». Я подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце — мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.
Прощание
Психолог: Все протягиваем в центр круга правые ладошки, кладем их друг на друга, затем так же соединяем левые ладошки. Немного помолчим, а теперь говорим хором: «До свидания»! Всего хорошего, желаю вам успехов!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-спросить у родителей, почему их именно так назвали?
-найти и подготовить информацию о своем имени.
- сделать красочные бейджики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....