Интегрированное психолого-логопедическое развивающее занятие "Зимние игры и забавы"
план-конспект занятия ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Интегрированное психолого-логопедическое развивающее занятие
«Зимние игры и забавы»
Логопед ГБОУ ЦО № 1858 Бутенко Эллина Александровна
Педагог-психолог ГБОУ ЦО № 1858 Свентицкая Татьяна Анатольевна
Цель: создать условия для развития познавательных процессов в закреплении материала по лексическим темам «Зима», «Зимние забавы».
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить и расширить представление о времени года «Зима», ее признаках. Уточнить с детьми знания о том, что зимой холодно, лежит снег. Дети тепло одеты, они катаются на санках, коньках, лыжах.
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Активизировать употребление слов: зимний, хрустящий, белый пушистый, холодный. Учить детей отвечать на поставленные вопросы.
- Закрепить обобщающие понятия «инвентарь», «зимние игры и забавы».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, умения работать в команде.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, 2 доски магнитных, магниты, снежки или набивные мячики белого цвета (по количеству детей), 2 корзины, предметные картинки (прыгалки, ватрушка, воланчик, коньки, клюшка и шайба, ледянка, снегокат, мяч, лыжи, обруч, санки), музыкальное сопровождение: звуки вьюги, метели, детские мелодии и песни на тему «Зима».
Логика построения образовательной деятельности:
Педагог | Дети |
Психолог беседует с детьми для создания психоэмоционального настроя на занятие, программирует на успех. | Привлечение внимания детей. Как правило, большинство детей сразу заинтересовываются происходящим. |
Психолог активизирует внимание детей, побуждает на монологическую речь: - Ребята как вы думаете: какое сейчас время года? - Как вы узнали, что зима пришла? - Как вы любите зимой играть? | Слушают друг друга, высказывают свое мнение. |
Логопед создает игровую ситуацию для постановки цели: предлагает детям «одеться потеплее и отправиться на улицу», чтобы посмотреть, какая там погода, какие изменения произошли в природе и чем зимой можно заниматься на прогулке (элементы психогимнастики, имитация движений, артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Заборчик», «Ворота открываются», «Блинчик», «Печем блинчик», «Остужаем блинчик», пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»). | Дети с помощью движений имитируют одевание, затем по желанию повторяют за логопедом артикуляционную и пальчиковую гимнастику. |
Психолог предлагает детям разделиться на две команды. | Дети встают парами по собственному выбору и распределяются по командам. Придумывают название команды. |
Логопед загадывает по очереди каждой команде загадки, отгадки появляются на экране, за правильные ответы ребята получают по снежку. Загадки: - Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки) - Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи) - Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки) Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) Если зимнею порою Тучи небо всё закроют, И снежинки полетят – Значит, будет … (Снегопад) В зимний день по снежной корке Он меня катает с горки. С ветерком промчаться рад Мой веселый... (Снегокат). /За правильные ответы команды получают снежки/ | В деятельность вовлекается большая часть детей. Активизируют мышление, развивают смекалку. Дети учатся оценивать правильность своих ответов. |
Психолог обращает внимание детей на мультимедийный проектор, на котором появляются сюжетные картинки. Детям предлагается внимательно посмотреть и подумать о том, все ли правильно изобразил художник на этих картинках (игра «Нелепицы»). За правильные ответы ребята получают по снежку. | Дети рассматривают картинки, обсуждают изображения и определяют, что не соответствует реальности. Развивается внимание, мышление, память, умение высказывать свое мнение, слушать ответы друг друга. |
Психолог: игра «Изобрази движение» (психогимнастика), дети, совместно с психологом изображают различные зимние забавы, которые загадывает им логопед. /Можно использовать музыкальное сопровождение/ | Дети активно повторяют движения, подключая воображение и слуховое внимание /физкульт-пауза/. |
Логопед зачитывает детям предложения, в большинстве из которых содержатся некоторые смысловые ошибки, детям предлагается их внимательно послушать и решить, все ли верно. Сейчас за окном время года – ЛЕТО. Зимой детишки любят кататься НА КАЧЕЛЯХ. После ДОЖДЯ в городе начались снегоуборочные работы. Дворник чистит дорогу ГРАБЛЯМИ. Под снегом птичкам ЛЕГКО найти себе корм. Мальчик катается с горки НА ВЕЛОСИПЕДЕ. Девочка катается по льду НА РОЛИКАХ. Зимой я одену на улицу ШЛЯПКУ. Зимой после ДОЖДЯ появляются сугробы. | Дети внимательно слушают предложения и оценивают его правильность с помощью хлопков и топанья, а кто-то один из команды повторяет предложение, исправив в нём ошибку. В результате, дети активно взаимодействуют со взрослым, активизируют свои мыслительные процессы, внимание, учатся формулировать правильное предложение. |
Логопед и психолог: игра «Выбор». Детям показывают предметные картинки с изображениями инвентаря для зимних и летних игр и забав. Детям предлагается по очереди выбрать изображения инвентаря только для зимних игр и прикрепить их на магнитную доску (работа в группах). За правильные ответы команды получают снежки. | Дети активно взаимодействуют друг с другом, обсуждают свой выбор, активизируют память, мыслительные процессы, учатся работать в команде, активизируют необходимые знания для разрешения ситуации: необходимо правильно сделать выбор. В заключение капитан команды перечисляет названия инвентаря для зимних игр и забав. |
Логопед: «А теперь нас ожидает любимая зимняя забава – игра в снежки!» «Игра в снежки». Дети встают друг за другом, у каждого в руках по снежку. Расстояние до корзины 3 м. По сигналу: «Раз-два! Не зевай! И снежки скорей бросай!» дети начинают бросать снежки в корзину. /Можно использовать музыкальное сопровождение. | Дети развивают двигательную активность, все вовлечены в процесс. |
Рефлексия: Психолог: Вам понравилось сегодня играть? В какие игры вам понравилось играть больше всего? Поблагодарим друг друга за успешную работу! /Аплодируют в ладоши/ | Дети высказываются, обучаясь диалогической речи. |
Литература:
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011
- Синицына Е. Логические игры и загадки. Серия «Дошкольное образование». М., ЮНВЕС. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.
О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников....
Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Теремок"
Психолого-логопедическое сопровождение...
технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"
Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...
Интегрированное психолого логопедическое занятие
Интегрированное психолого - логопедическое занятие по развитию внимания, памяти, и коррекции смешанной формы дисграфии у учащихся с ОВЗ...
Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции»
Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции» Занятие с использова...
Конспект психолого-логопедического интегрированного занятия для 1-го класса. Тема: «Предложение. Составление предложений с использованием нейроподхода»
В уроке представлен материал для 1 класса, где говорится о закреплении формирования понятия предложение как единицы речи....
Коррекционно-развивающее занятие «Любимые осенние забавы»
Конспект занятия педагога-психолога с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов психогимнастики. А так же, с использованием средств визуальной поддержки для учащихся с интеллектуальным...