Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Теремок"
методическая разработка по теме

Макошенко Елена Евгеньевна

Психолого-логопедическое сопровождение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_psihologo-logopedicheskoe_zanyatie.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация

За последнее время в нашей Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате  увеличилось количество детей имеющих сочетанный дефект. Традиционные методики работы с такими детьми оказываются уже малоэффективными. Практика работы с такими детьми показала необходимость разработки комплексных психолого-логопедических занятий, позволяющих использовать весь потенциал ребенка и способствующих  профилактике и коррекции имеющихся нарушений у детей.

Одной из ведущих современных   тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями. Всё это серьезно затрудняет процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе развития специального образования приоритетной задачей для специалистов-практиков является разработка интегрированных образовательных программ, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов на фоне интеллектуальной недостаточности и тяжелых нарушений речи определяют необходимость оказания им своевременной психолого-логопедической помощи с использованием эффективных инновационных педагогических технологий, что обеспечит  комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики ребенка в их системном единстве.

Учитывая взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, определяется оптимальная последовательность включения тех или иных развивающих и коррекционных воздействий. На них в дальнейшем выстраивается и держится сложная многоуровневая конструкция индивидуальности человека. Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, создающим некоторый потенциал для будущей работы и   активизирующим и простраивающим взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Поэтому основополагающим принципом построения занятий является  взаимосвязь речи, музыки и движения.  В сюжете занятий  используются русские народные сказки.

Жесты и движения, выражающие дружелюбие, тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми,  даря им положительные, радостные эмоции. Именно положительное эмоциональное подкрепление во много раз  увеличивает эффективность занятий.

В результате комплексного коррекционно-развивающего обучения у ребенка улучшается память, внимание, речь, мелкая и общая моторика,  формируются и развиваются пространственно-временные представления, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному  контролю, формируется положительный «образ Я» и повышается мотивация к общению и совместной деятельности со сверстниками и  взрослыми.

Опираясь на пласт русской народной культуры,  позволяющей решать развивающие, речевые, этические и эстетические задачи, педагог создает эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, что  активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их речь, способствует личностному становлению детей.

Как показывает наш опыт работы, вовремя начатое и специально организованное психолого-логопедическое сопровождение позволяет  скорректировать имеющиеся проблемы и предотвратить возможные, создает ситуацию успеха,  позволяя ребенку пережить чувство радости от достигнутого,  что способствует более полной реализации социального потенциала детей с ОВЗ.

Интегрированное психолого-логопедическое занятие для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Цели:

  •  Профилактика трудностей освоения ребенком базовых школьных компонентов и дизадаптации в целом
  • Развитие эмоционального общения со взрослым
  • Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков
  • Развитие пространственно-временных представлений
  • Развитие разных видов и операций мышления
  • Развитие всех видов внимания
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы средствами музыкальной деятельности
  • Нравственно-этическое воспитание.

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска,  аудиозаписи для упражнений «Утро начинается», «Тень-тень-потетень».

Раздаточный материал: картинка  «Сказочный лес», цветные карандаши, сюжетные картинки к сказке «Теремок»,  разрезная картинка с изображением теремка, картинка с изображением многоэтажного дома (4Х4), картинки с изображением героев сказки.

.ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная часть

Цели:

  • Повышение у детей уверенности в себе
  • Развитие навыков позитивного социального поведения

Приветствие

Музыкальная ритмическая разминка «Утро начинается»

Цели:

  •  Развитие произвольности
  •  Формирование навыков движения в коллективе, ритмического и координированного движения
  •  Координирование вокально-речевой интонации с движением
  •  Развитие слухового восприятия
  •  Развитие пространственно-временных представлений

Ритмическая разминка

Дети и педагоги выходят в центр комнаты, берутся за руки, водят хоровод и поют песню.

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

(Идем по кругу против часовой стрелки.)

Мы друг другу рады,

(Идем в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу, улыбаемся.)

Все друг другу рады!

(Идем спиной из круга мелкими шагами, продолжаем смотреть в глаза друг другу.)

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

(Идем по кругу по часовой стрелке.)

Мы друг другу рады,

(Идем в середину круга мелкими шагами, смотрим в глаза друг другу.)

Все друг другу рады!

(Идем спиной из круга мелкими шагами, продолжаем смотреть в глаза друг другу.)

День продолжается, солнце улыбается,

Мы друг другу рады, все друг другу рады!

Вечер приближается, глазки закрываются,

Мы друг другу рады, все друг другу рады!

Ночь наступа-а-ет, все засыпа-а-ют,

Завтра будем рады, все друг другу рады!

Дети и педагоги поочередно называют своё имя и отхлопывают слоговой рисунок и  складывают руки у себя на груди. Затем все поднимают руки вверх и говорят: «Все здесь!».

Упражнение «Улыбка»

Цель: формировать умение удерживать губы в улыбке.

Удерживайте сильно растянутые губы в улыбке. Зубы сомкнуты и не видны.

Логопед.

- Дети посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

3.Основная часть

Логопед.

- Ребята, сегодня у нас в гостях русская народная сказка. Давайте угадаем её название.

В поле  дом стоит

Он не низок не высок,

Всех зверей он соберет

И зовётся…..

Дети.

- Теремок.

На доске появляется картинка теремка.

Упражнение «Сказочный лес»

Цели:

  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие внимания, памяти
  • Развитие операций анализа, обобщения и  умения выделять характерные признаки предмета;  делать выводы

Логопед.

- Ребята, перед вами картинка сказочного леса, здесь спрятались герои нашей сказки. Давайте отгадаем загадки о героях сказки и найдем их в сказочном лесу. Слушайте.

Под полом, полом

Шевелит хвостом,

В щели глядится

Вылезти боится.

(Мышь)

- Найдите её на картинке  и обведите черным цветом.

Психолог.

Ему громкий голос дан,

Только он не горлопан,

У него хороший слух —

По утрам поет... (петух).

- Найдите его на картинке  и обведите желтым цветом.        

Логопед.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

- Найдите его на картинке  и обведите серым цветом.

Психолог.

 Я среди лесных "зверей

Поумней и похитрей,

Гордо пышный хвост несу,

Посмотрите на... (лису).

- Найдите её на картинке  и обведите красным цветом.

Логопед.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

- Найдите его на картинке  и обведите синим цветом.

Психолог

Он большой и неуклюжий,

Громко может он реветь.

Чтоб спастись от зимней стужи,

Спит в берлоге кто?

(Медведь)

- Найдите его на картинке  и обведите коричневым цветом. Ребята, а кого из героев сказки мы не назвали? Найдите его на картинке  и обведите зелёным цветом.

Упражнение «Вспомним героев сказки»

Цель: развитие мелкой моторики

Логопед.

-Давайте перечислим  и покажем всех героев сказки.

Логопед и психолог выполняют упражнения вместе с детьми.

Мышка

Кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками  к среднему и безымянному пальцам. Можно делать двумя руками одновременно.

Лягушка

Сложить ладони двух рук. Прижав их у основания, хлопать ладонями.

Петушок

Кончики указательного и большого пальца соединить и вытянуть вперед. Остальные пальцы развести и поднять вверх.

Заяц

Пальцы сжать в кулачок, а затем,  выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами».

Лиса

Средний и безымянный пальцы соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх.

Волк

Сделать «пароходик»,  большие пальцы развести в стороны. Указательные пальцы согнуть внутрь  ладоней, а остальные – в виде «лодочки».

Медведь

Средний и безымянный пальцы согнуть под большой палец. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками  к среднему и безымянному пальцам.

Упражнение «Выложи последовательно»

Цели:

  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
  • Развитие связной речи
  • Развитие операции сравнения
  • Развитие памяти и внимания
  • Развитие пространственно-временных представлений

Психолог.

- Ребята, давайте вспомним с вами эту замечательную сказку.

Педагог рассказывает сказку, показывая картинки по сюжету сказки.

- Ребята, а теперь вы разложите свои картинки  по сюжету сказки.  Молодцы ребята, а теперь посмотрите на доску и сравните правильно ли вы вспомнили сказку.

Вопросы детям:

Какое время года изображено на картинке? Как вы это поняли?

Какой из сказочных персонажей пришёл к теремку утром? Днем? Вечером? Ночью? Как вы это поняли?

Логопед.

- А теперь, дети, придумайте по одному предложению к картинкам.

Упражнение «Построим теремок»

Цели:

  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие концентрации внимания

Психолог.

- Дети, давайте с вами подумаем, что же делать теперь героям нашей сказки. Правильно они построят  новый теремок, где места уже хватит всем и сказочные герои в нём дружно будут жить. Давайте  и мы поможем построить теремок.

Детям предлагается разрезная картинка с изображением теремка (в зависимости от цели занятия дети складывают одну большую картинку вместе или картинку небольшого размера индивидуально).

Артикуляционная гимнастика

Логопед.

- Ребята, а как вы думаете, каким образом герои сказки отпразднуют новоселье. Правильно, звери пригласят своих друзей и сядут пить чай за одним празднично накрытым столом. Давайте и мы с вами присоединимся к ним.

 «Жуем блинчик»

Цель: вырабатывать умение при расслаблении мышц языка удерживать его широким распластанным.

- Язычок устал играть — Можно блинчик пожевать.

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы, выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10—15 раз. Упражнение фиксирует язык в распластанном положении, нужном для свистящих звуков.

«Чашечка»

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать его боковые края к верхним коренным зубам.

 - Выпить чашку чая надо...

Улыбнуться, открыть рот, приподняв края языка к верхним зубам. Удерживать в таком положении под счет от «1» до «5—10». Упражнение учит детей удерживать язык в форме «чашечки» у верхних зубов.

 «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать умение удерживать широкий язык вверх-вниз по кругу.

- Съесть вареньица из ягод.

 Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизывать губы, делая движения сверху вниз и слева направо. Упражнение отрабатывает движение широкой передней части языка в форме «чашечки» вверх, укрепляет мышцы языка.

Песня «Тень-тень-потетень» (слова и музыка народные)

Цели:

  • Отработка правильного речевого дыхания
  • Обучение формам выражения эмоциональных состояний, используя выразительные интонации,  движения и тембровые эффекты.

Психолог

- А теперь, когда мы с вами попили чай, можно и потанцевать.

Дети и педагоги выходят на середину комнаты. Поют и танцуют под музыку

1. Тень-тень, потетень,

(«Пружинка» с поворотами.)

Выше города плетень.

(Поднимаем руки вверх — в стороны.)

Сели звери под плетень,

(Сели, обхватив руками колени.)

Похвалялися весь день.

(Встали, наклоны вправо-влево.)

2.Похвалялася лиса:

(«Пружинка» с поворотами.)

«Всему лесу я краса!»

(«Оглаживаем» себе воображаемый хвост.)

Похвалялся зайка:

(«Пружинка» с поворотами.)

«Пойди, догоняй-ка!»

(Прыжки на двух ногах.)

3. Похвалялися ежи:

(«Пружинка» с поворотами.)

«У нас шубки хороши!»

(«Оглаживаем» себе голову сверху вниз.)

Похвалялись блохи:

(«Пружинка» с поворотами.)

«И у нас неплохи!»

(Прыжки с выбросом ног вперед.)

4. Похвалялся медведь:

(«Пружинка» с поворотами.)

«Могу песни я петь!»

(Переваливаемся с боку на бок.)

Похвалялася коза:

(«Пружинка» с поворотами.)

«Всех длинней мои рога!»

(«Бодаемся».)

5. Тень-тень, потетень,

(«Пружинка» с поворотами.)

Выше города плетень.

(Поднимаем руки вверх — в стороны.)

Сели звери под плетень,

(Сели, обхватив руками колени.)

Похвалялися весь день.

(Встали, наклоны вправо-влево.)

Упражнение «Расселим  зверей»

Цель:

  • Овладение двухмерным пространством, используя  порядковые числительные и понятия  сверху…; снизу…; слева…;  справа
  • Закрепление представлений: выше всего…; ниже всего…; выше, чем…; ниже чем… и предлогов: над, под, между
  • Развитие зрительной памяти

Психолог.

- Дети, положите картинку с изображением мышки - сверху первая строчка, справа второе окно; положите картинку с изображением лягушки - сверху вторая строчка, слева первое окно; положите картинку с изображением зайчика – сверху третья строчка, слева второе окно;  положите картинку с изображением петушка – снизу четвертая строчка, справа третье окно; положите картинку с изображением лисы - снизу вторая строчка, слева четвертое окно; положите картинку с изображением волка - сверху четвертая строчка, слева первое окно; положите картинку с изображением медведя – снизу первая строчка, слева третье  место».

Вопросы детям

Скажите, кто из героев сказки живёт выше всех? Ниже всех? Кто живёт выше, чем…? Кто живёт ниже, чем…? Кто находится справа от …? Кто находится слева от…?

После заполнения матрицы, предлагается собрать картинки, а затем по памяти разложить их в том же порядке.

Логопед.

- Дети, посмотрите на доску и проверьте правильно ли вы выполнили задание. Кто допустил ошибки, исправьте их.

3.Заключительная часть

Рефлексия занятия

Цель: развивать способность детей к рефлексии

Психолог.

- Понравилось ли вам ребята наше занятие? Что понравилось больше всего? Какие задания были трудными для вас? Как вы оцениваете сегодня вашу работу?

Прощание

Логопед.

- Ребята,  сказка с нами прощается. Давайте и мы попрощаемся со сказкой и нашими гостями.

Дети и педагоги, взяв музыкальные инструменты, в такт музыки «Тень-тень-потетень»  делают круг по комнате и выходят.

Список используемой и рекомендуемой литературы

  1. Ивановская О.Г., Петрова Е.А. Савченко С.Ф. Репка: Логопедическая сказка для развития речи: Сказка в природосообразном образовании. Книга для логопедов, учителей начальной школы и родителей/ под ред. А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО,2007. – 52с.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192с.
  3. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 112с.
  4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий:[Пособие для учителя-дефектолога]/ М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 128с.
  5. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 64с.
  6. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно – игровых занятий/ Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С.. - М.: Теревинф, 2006. - 72 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой// Библиотека «NLP-BOOK» [Электронный ресурс]:  URL:  www.lib.eliseeva.com.ua (дата обращения 15.02.2013)

Анкета автора

Калиновская Наталия Алексеевна

Дата рождения 12.04.1974г.

Место работы (учебы): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 8 вида»  г. Елизово Камчатского края

Должность: учитель-логопед

Ученое/почетное звание: не имею

Ученая степень: не имею

Адрес: Камчатский край г. Елизово ул. Красноармейская 2 кв. 10

Телефон: 89147837073

E-mail : Alex.Kalinovskiy@mail.ru

Паспорт 30 04 335052 выдан Отделом внутренних дел Елизовского районного муниципального образования Камчатской области 28.09.2005г.

ИНН 410-500-701-065

Номер страхового пенсионного  свидетельства 044-933-691-77

Макошенко Елена Евгеньевна

Дата рождения 24.09.1969г.

Место работы (учебы) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 8 вида»  г. Елизово Камчатского края

Должность педагог-психолог

Ученое/почетное звание не имею

Ученая степень не имею

Адрес: Камчатский край г. Елизово ул. Набережная 13 кв. 47

Телефон 89004395110

E-mail  makoshenkoel@yandex.ru

Паспорт 30 02 199267 выдан ОВД Елизовского РМО Камчатской области 26.12.2002г.

ИНН 410-503-001-103

Номер страхового пенсионного свидетельства 060-771-253-47



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Активизация коммуникативно-речевой сферы ребёнка с задержкой речевого развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовы...

технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"

Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...

Интегрированное психолого логопедическое занятие

Интегрированное психолого - логопедическое занятие по развитию внимания, памяти, и коррекции смешанной формы дисграфии у учащихся с ОВЗ...

Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции»

Конспект интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения учащихся 3-х классов по теме: «Лучший подарок - положительные чувства и эмоции» Занятие с использова...

Конспект психолого-логопедического интегрированного занятия для 1-го класса. Тема: «Предложение. Составление предложений с использованием нейроподхода»

В уроке представлен материал для 1 класса, где говорится о закреплении формирования понятия предложение как единицы речи....