Представление собственного педагогического опыта
материал по теме
В данном материале рассматриваются особенности и технология работы педагога-психолога образователнього учреждения с учащимися с СДВГ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта педагога-психолога МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» г.о. Саранск
Асманкиной Алины Юрьевны
ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
Развитие саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством формирования структуры деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
В последнее время интерес к детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) все увеличивается в связи с его высокой распространенностью среди учащихся, в детских коллективах. На сегодняшний день учащиеся с подобным родом проблем есть практически в каждом классе. Прежде всего, участников образовательного процесса беспокоят трудности в обучении и проблемы поведения таких детей. Кроме этого, психологический портрет ребенка с СДВГ включает в себя избыточную двигательную активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, нарушения развития моторных навыков, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. В целом, проблема имеет большую социальную значимость.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
На своих занятиях педагог-психолог использует современные методы и технологии работы, новый перспективный подход к коррекции СДВГ. У детей с гиперактивностью наблюдается ряд нейрофизиологических особенностей, которые не позволяют им в полной мере контролировать себя. В связи с этим в процессе психологического сопровождения школьников с СДВГ педагог-психолог осуществляет не только психолого-педагогический, но и нейропсихологический подход к коррекции, использует специфические методы:
1. Метод формирования сенсорных эталонов
2. Метод развития пространственных действий
3. Метод формирования конструктивной деятельности
4. Метод конструирования целого из частей
В деятельности педагога-психолога используются современные психолого-педагогические технологии.
Основными технологиями, используемыми в работе, являются:
- Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.
- Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка.
- Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов их решения
- Технология психологической коррекции и психотерапии
- Технология психологического сопровождения
НАЛИЧИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОПЫТА
Методология психологического сопровождения гиперактивных младших школьников основывается на научных трудах авторов, рассматривающих нейрофизиологические механизмы внимания (Н.В. Дубровинская); на теории построения движений (Н.А. Бернштейн); на основах коррекционной педагогики (А.Д. Гонеев; Б.П. Пузанов; А.А. Осипова; В.И. Веневцев); на учении о сложной структуре дефекта и зоне ближайшего развития детей (Л.С. Выготский). В основу технологии положены разнообразные методические приёмы, ядром которых является коррекционно-развивающая система, разработанная в отечественной детской нейропсихологии под руководством таких специалистов, как А.В. Семенович и А.Л.Сиротюк.
Методологической основой нейропсихологической диагностики и коррекции является разработанный в отечественной нейропсихологии системно-динамический подход к локализации высших психических функций (А.Р. Лурия).
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Основной педагогической идеей педагога-психолога является развитие саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью средствами нейропсихологической и психолого-педагогической коррекции.
Реализация данной идеи возможна при соблюдении следующих принципов реализации коррекционной работы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности предполагает учет уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Цели и задачи работы:
1. Мониторинг учащихся с целью выявления детей с СДВГ.
2. Развитие познавательных процессов, навыков саморегуляции и коррекция особенностей поведения.
3. Взаимодействие с участниками образовательного процесса (педагоги, родители) с целью оптимизации социальной ситуации развития ребенка.
Этапы работы:
- Диагностический
- Организация и осуществление комплексной психолого-педагогической работы с ребенком.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психологические средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные программы подбираются с целью развития познавательной сферы (коррекция внимания О.О.Кузнецова, коррекционно-развивающая программа «Будь внимательным» З.Х. Келиматовой). Групповые программы разрабатываются или подбираются для решения проблем поведения, саморегуляции и взаимодействия с окружающими людьми (Программа по коррекции гиперактивности Е.М. Ивановой).
Особое внимание уделяется нейропсихологической коррекции детей с СДВГ. Она включает в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
На данном этапе организуются консультации с учителями и родителями. Осуществляется психопросветительская работа на родительских собраниях и педагогических советах.
3. Определение эффективности работы
На данном этапе определяется эффективность психологического воздействия и пути его корректировки.
ОПТИМАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ
В ходе процесса психологического сопровождения учащихся с СДВГ используются разнообразные методы и средства обучения, которые позволяют достигать положительных результатов работы. К числу наиболее используемых методов относятся: игровые методы психолого-педагогической коррекции, методы арттерапии, методы поведенческой коррекции, методы социальной коррекции и др.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Эффективность работы педагога-психолога определяет улучшение показателей произвольности, внимания, памяти у детей с СДВГ, а конкретно следующие результаты:
1. Развитие навыков конструктивного общения, понимания своих эмоций позволили улучшить взаимодействие детей с коллективом
2. В результате систематических занятий улучшились познавательные процессы у детей, моторика, показатели произвольности и саморегуляции.
3. В результате проведенной работы показатели объема и концентрации внимания увеличились у 28% детей; показатели оперативно-слуховой памяти – у 56 %; наглядно-образного мышления – у 12%; восприятия – у 20%.
ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ.
Опыт педагога-психолога демонстрировался и обобщался в ходе работы методических семинаров различного уровня, выступлений на педагогических советах, научно-практических конференциях и семинарах.
Материалы опыта выставлены на личном сайте http://nsportal.ru/asmankina-alina-yurevna.
ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ОПЫТА
Дети с СДВГ – категория детей, требующая особого подхода. В связи с трудностями саморегуляции, таких учащихся крайне сложно организовать на групповую работу. Данная проблема была решена посредством четкого определения направлений работы с детьми и поэтапного включения учащихся в коллектитвную работу.
АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА
Данный опыт будет полезен педагогам-психологам образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186780-1358958693.jpg)
Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)
Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186780-1358958693.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....
Представление собственного педагогического опыта
Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-385773-1390079120.jpg)
Представление собственного педагогического опыта работы
Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-4831-1413693313.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-423362-1395674604.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...