Представление собственного педагогического опыта
материал по теме

Безунова Алина Юрьевна

В данном материале рассматриваются особенности и технология работы педагога-психолога образователнього учреждения с учащимися с СДВГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта  педагога-психолога МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» г.о. Саранск

Асманкиной Алины Юрьевны

ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Развитие саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью посредством формирования структуры деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

          В последнее время интерес к детям  с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) все увеличивается в связи с его высокой распространенностью среди учащихся, в детских коллективах. На сегодняшний день учащиеся с подобным родом проблем есть практически в каждом классе. Прежде всего, участников образовательного процесса беспокоят трудности в обучении и проблемы поведения таких детей. Кроме этого, психологический портрет ребенка с СДВГ включает в себя избыточную двигательную активность, расстройства внимания и импульсивность поведения, нарушения развития моторных навыков, которые сопровождаются слабой успеваемостью в школе, заниженной самооценкой.

         Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.  В целом, проблема имеет большую социальную значимость.

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

На своих занятиях педагог-психолог использует современные методы и технологии работы, новый перспективный подход к коррекции СДВГ. У детей с гиперактивностью наблюдается ряд нейрофизиологических особенностей, которые не позволяют им в полной мере контролировать себя. В связи с этим в процессе психологического сопровождения школьников с СДВГ педагог-психолог осуществляет не только психолого-педагогический, но и нейропсихологический подход к коррекции, использует специфические методы:

1. Метод формирования сенсорных эталонов

2.  Метод развития пространственных действий

3. Метод формирования конструктивной деятельности

4. Метод конструирования целого из частей

В деятельности педагога-психолога  используются современные психолого-педагогические технологии.

Основными технологиями, используемыми в работе, являются:

  1. Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.
  2. Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка.
  3. Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов их решения
  4. Технология психологической коррекции и психотерапии
  5. Технология психологического сопровождения

НАЛИЧИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОПЫТА

         Методология психологического сопровождения гиперактивных младших школьников основывается на научных трудах авторов, рассматривающих  нейрофизиологические механизмы внимания (Н.В. Дубровинская);  на теории  построения движений (Н.А. Бернштейн); на основах  коррекционной педагогики (А.Д. Гонеев;  Б.П. Пузанов; А.А. Осипова; В.И. Веневцев); на учении о сложной структуре дефекта и зоне ближайшего развития детей       (Л.С. Выготский). В основу технологии положены разнообразные методические приёмы, ядром которых является коррекционно-развивающая  система, разработанная в отечественной детской нейропсихологии под руководством таких специалистов, как А.В. Семенович и А.Л.Сиротюк.

        Методологической основой нейропсихологической диагностики и коррекции является разработанный в отечественной нейропсихологии системно-динамический подход к локализации высших психических функций         (А.Р. Лурия).  

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Основной педагогической идеей педагога-психолога является развитие саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью средствами нейропсихологической и психолого-педагогической коррекции.

Реализация данной идеи возможна при соблюдении следующих принципов реализации коррекционной работы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности предполагает учет уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

Цели и задачи работы:

1. Мониторинг учащихся с целью выявления детей с СДВГ.

2. Развитие познавательных процессов, навыков саморегуляции и коррекция особенностей поведения.

3. Взаимодействие с участниками образовательного процесса (педагоги, родители) с целью оптимизации социальной ситуации развития ребенка.

Этапы работы:

  1. Диагностический
  2. Организация и осуществление комплексной психолого-педагогической работы с ребенком.

По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психологические средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные программы подбираются с целью развития познавательной сферы (коррекция внимания О.О.Кузнецова, коррекционно-развивающая программа «Будь внимательным» З.Х. Келиматовой). Групповые программы разрабатываются или подбираются для решения проблем поведения, саморегуляции и взаимодействия с окружающими людьми (Программа по коррекции гиперактивности Е.М. Ивановой).

Особое внимание уделяется нейропсихологической коррекции детей с СДВГ. Она включает в себя: растяжки, дыхательные упражнения,  глазодвигательные упражнения,  упражнения для языка и мышц челюсти,  перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,  упражнения для развития мелкой моторики рук,  упражнения для релаксации и визуализации,  функциональные упражнения,  упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,  упражнения с правилами.

На данном этапе организуются консультации с учителями и родителями. Осуществляется психопросветительская работа на родительских собраниях и педагогических советах.

3.  Определение эффективности работы

На данном этапе определяется эффективность психологического воздействия и  пути его корректировки.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ

В ходе процесса психологического сопровождения учащихся с СДВГ  используются разнообразные методы и средства обучения, которые позволяют достигать положительных результатов работы. К числу наиболее используемых методов относятся: игровые методы психолого-педагогической коррекции, методы арттерапии, методы поведенческой коррекции, методы социальной коррекции и др.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 

          Эффективность работы педагога-психолога определяет улучшение показателей произвольности, внимания, памяти у детей с СДВГ, а конкретно следующие результаты:

       1.  Развитие навыков конструктивного общения, понимания своих эмоций позволили улучшить взаимодействие детей с коллективом

       2.  В результате систематических занятий улучшились познавательные процессы у детей, моторика, показатели произвольности и саморегуляции.

       3. В результате проведенной работы показатели объема и концентрации внимания увеличились у 28% детей; показатели оперативно-слуховой памяти – у 56 %; наглядно-образного мышления – у 12%; восприятия – у 20%.

ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ.

Опыт педагога-психолога демонстрировался и обобщался в ходе работы методических семинаров различного уровня, выступлений на педагогических советах, научно-практических конференциях и семинарах.

Материалы опыта выставлены на личном сайте http://nsportal.ru/asmankina-alina-yurevna.

ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ОПЫТА

Дети с СДВГ –  категория детей, требующая особого подхода. В связи с трудностями саморегуляции, таких  учащихся крайне сложно организовать на групповую работу. Данная проблема была решена посредством четкого определения направлений работы с детьми и поэтапного включения учащихся в коллектитвную работу.  

АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА

Данный опыт будет полезен педагогам-психологам образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание межкультурной толерантности школьников в этнокультурном образовании (представление собственного педагогического опыта)

Выступление на Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции знакомит с методами воспитания межкультурной толерантности школьников....

Представление собственного педагогического опыта

Актуальность и перспективность собственного педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)....

Представление собственного педагогического опыта

Данный материал содержит описание собственного педагогического опыта....

Представление собственного педагогического опыта работы

Обобщение опыта работы по теме «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности младшего школьника»....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...