Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал на тему
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmaovz.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Ковдорского района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№25 «Мишутка»
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
на 1 год
(ребенка-инвалида)
старшая группа МБДОУ № 25 "Мишутка" г. Ковдор.
Возраст 5 лет.
Ответственный за реализацию программы
Иорх Лариса Юрьевна
педагог-психолог высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Родитель
__________________
«___»_____________2015г
Ковдор 2015год
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
На ребенка с ОВЗ
(ребенка – инвалида)
Диагноз: синдром Дауна
Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения
Адрес
Сроки пребывания в учреждении
- Общее впечатление о ребенке. Внешний вид опрятный, общительный, добрый, мягкий. Любопытен, живо реагирует на новизну.
- Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка. Словарный запас низкий, Ребенок отличается нормальной подвижностью, он склонен к гримасничанью, у него развита подражательность, хорошо копирует действия окружающих людей.
- Особенности психофизического развития. Общая и мелкая моторика слабо дифференцирована. Ведущая рука правая, нога правая, глаз, правый, ухо левое. Ребенок торпидного типа, на занятиях характерны вялость, заторможенность.
- Характеристика познавательного развития:
- Особенности восприятия. Усвоение сенсорных эталонов цвета, формы на низком уровне, величины - различает большой, маленький, пространственные и временные представления на низком уровне.
- Особенности внимания. Внимание устойчивое. Не может сразу переключится на другой вид работы
- Особенности памяти. Преобладает узнавание.
- Особенности мышления. Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность, сравнивать, обобщать. Теряется, если ему задают непривычный вопрос. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
- Характеристика личностно-эмоционального развития:
- Особенности личности. Самооценка в норме.
- Индивидуально-типологические особенности. Работоспособность в норме. Темп замедленный.
- Особенности эмоционально-волевой сферы Эмоциональный фон в норме. И все же эти эмоции малодифференцированные. Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограниченны
- Особенности коммуникативного развития. В контакт вступает легко. Большей частью он приветлив, проявляет чувство жалости, симпатии, обиды, стыда.
- Особенности игровой деятельности. Игры соответствуют возрасту.
Заключение психолога: Стойкое нарушение познавательной деятельности специфического характера, проявляющееся в плохо сформированных навыках. Клинические проявления нарушений интеллектуального и физического развития.
Рекомендации: Необходимо строить работу с ребенком на основании заключения ПМПК и использовать методы и формы коррекционной работы при обучении с целью развития указанных выше способностей.
- продолжить образовательный процесс по индивидуальному образовательному маршруту,
- необходимо отслеживание результатов обучения и развития воспитанника,
- необходимо посещение коррекционных занятий психолога,
- необходимо посещение занятий логопеда.
-продолжить стимулирование познавательной деятельности ребенка
- продолжить формировать навыки коммуникации с детьми и взрослыми.
- продолжить формировать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.
- продолжить развивать личностные качества.
- продолжить подготавливать ребенка к социализации
- вовлекать родителей в совместную реализацию целей индивидуального плана работы с ребенком
«7» сентября 2015 г.
Психолог МБДОУ№25 «Мишутка» (Иорх Л.Ю..)
Руководитель МБДОУ№25 «Мишутка»
М.П.
Пояснительная записка.
Важную роль в жизни ребёнка с синдромом Дауна играет положительный опыт пребывания в детском саду. В группе ребёнок приобретает разнообразные знания, умения, навыки.
Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в группе дошкольного образовательного учреждения общего типа — это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. В процессе обучения и воспитания ребёнок отрабатывает навыки самообслуживания, навыки общей и мелкой моторики, координацию движений, учится общаться с разными людьми. Одно из наиболее ценных умений, которые ребёнок с синдромом Дауна приобретает в детском саду — это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний: включаясь в группу, дети имитируют действия и поступки нормативных сверстников, учатся делать что-то прямо в процессе игры, они не только управляют происходящими событиями, но и инициируют их.
Дети достигают значительных результатов в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни. Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношениями с членами своей семьи и другими людьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им.
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала;
• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо
объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
• нарушения целеполагания и планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социальной, эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.
В основу программы сопровождения легли: предметность мышления дошкольника, необходимость использовать их чувственный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возможность
индивидуального подхода к ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.
Целью программы является — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка с ОВЗ, подготовка ребенка к жизни.
При организации обучения по данному курсу следует руководствоваться следующими принципами:
- принцип единства обучения означает взаимосвязь задач образования, воспитания и развития. Таким образом, рассматриваемый принцип через основные задачи оказывает опосредованное влияние на все последующие компоненты обучения.
- принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы дошкольник не испытывал интеллектуальных, физических, моральных перегрузок.
- принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от учебных задач. В процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения.
Программа сопровождения является интеграцией идей, принципов нескольких официальных программ:
1) «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Л. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
2) «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б. Баряеева, О.П.Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д.Соколова.
3) «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» под редакцией Т.Б.Филичева Т.В. Туманова.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка в условиях общеобразовательного учреждения должна решать задачи следующего характера: психопрофилактики личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Предполагаемый результат - обеспечение положительной динамики развития.
Для отслеживания уровня развития и формирования программой предусматривается проведение следующих диагностических работ:
педагогом – психологом - наблюдение за спонтанным поведением (карта наблюдений) см. приложение 3. «Диагностика умственного развития» Стребелева Е.А см. приложение 1 и 2.
Оценка - материалы диагностики уровня развития ребенка.
Курс психологического блока рассчитан на 32 часа, по 1часу в неделю.
Тематическое содержание программы.
Блок | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Цель | Элементы содержания |
Психологический | сентябрь | Стартовая диагностика №1 | 1 | Наблюдение за спонтанным поведением. Определить: предметы и виды деятельности, которые привлекают внимание ребенка; каким образом общается с окружающими; проблемы поведения | Психолого-педагогическое обследование при наблюдении в свободной деятельности (карта наблюдений) |
сентябрь | Стартовая диагностика №2 | 1 | Диагностика умственного развития. | Игровые задания для оценки состояния памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики, умения устанавливать контакт ребенка со взрослым. «Дагностика умственного развития» Стребелева Е.А. | |
Развитие познавательной сферы. | |||||
октябрь | Внимание. | 4 | Представление о постоянстве объекта. Развитие произвольного внимания: | Находить 1-2 предмета спрятанные на глазах у ребенка. Находить 3-4 предмета, спрятанные на глазах у ребенка. Игры «Раз, два, три-говори» «Слушай хлопки» «Отзовись, не зевай» «Поехали» | |
ноябрь | Память. | 2 | Развитие моторно-слуховой памяти; - развитие зрительно-моторной и пространственной памяти;- развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти; - развитие зрительной памяти; - развитие кратковременной памяти: | Игры: «Повтори за мной» «Что достать тебе, дружок?» | |
Ноябрь, декабрь | Восприятие. Размер, форма, цвет | 4 | Формирование понятия «одинаковый» | Подбор пар одинаковых картинок. Лото с картинками. Игры: «Разноцветные ленточки» «Разноцветные колечки» «Цветовое поле», «Прыг- скок» «Что нам привёз Мишка?» «Закрой окошко» «Где твой дом?» «Матрёшки» «Разберём и соберём»
«Приходите на лужок» «Раз-два-три-ищи!» «Пирамидки», «Поручения «Принеси и покажи» «Геометрическое лото» | |
декабрь | Восприятие. Слух. | 1 | Целенаправленность звуков речи; - восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов; - дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков. | Игры «Кто разбудил мишку?» | |
январь | Восприятие Сортировка с опорой на образец. | 2 | Сортировка по размеру. Сортировка по форме. Сортировка по цвету. | Разложить большие и маленькие круги в две коробки. Разложить треугольники и квадраты в две коробочки. Разложить детали двух цветов в 2 коробочки. | |
январь | Конструктивная деятельность | 2 | Конструирование по жесткой схеме. Конструирование по образцу. Складывание целого из частей. | Складывать доску Сегена (3-4 формы) Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы ит. Д.) Складывание картину из двух частей, опираясь на анализ сюжета) | |
февраль | Психомоторика | 5 | Развитие движений рук по подражанию действиям взрослого с учётом ориентировки в пространстве (хлопать в ладоши, размахивать руками в разных направлениях, сжимать и разжимать мягкие резиновые игрушки, перекладывать различные предметы из одной ёмкости в другую). Развитие плавности движений рук, умения выполнять ритмичные движения руками. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: действия с мозаикой, мелкими предметами, строительными элементами. Развитие положительного эмоционального отношения к предметам и действиям с ними, обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Побуждение включать движения рук по поверхности предмета в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Развитие внимания и сосредоточения, обучение выделению из фона и узнаванию объекта зрительно, на слух и на ощупь. | Игры и упражнения: «Пальчиковая гимнастика», «Сухой бассейн для пальчиков» «Лабиринт», «Раскраски», «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение «Упражнения для глаз», «Штриховка фигур в разных направлениях», «Раскрашивание фигур», «Письмо по обводке», «Письмо по точкам» «Письмо по показу» «Обводка шаблонов, трафаретов». Другие подвижные игры. | |
Развитие эмоционально волевой сферы. | |||||
Март, апрель | Эмоции и воля. | 8 | Налаживание доверительных, доброжелательных отношений между ребенком и взрослым, подарить минуты радости, безболезненно адаптироваться в новой среде Использования предметов – заместителей, выполнение условных действий с ними. Приобщение к самостоятельному поиску и применению новых способов достижения игровых целей Обучение выполнению игровых действий совместно со взрослым. Стимулирование интереса к образным и предметным игрушкам. Формирование особого отношения к кукле как к ребенку (игровому заместителю человека): Знакомство с предметами, необходимыми для игры с куклой. Обучение совместно со взрослым организовывать место для игры с образными и предметными игрушками. Формирование операционно-технической стороны игры: действовать двумя руками, развитие зрительно-двигательной координации. Развитие звукоподражания. Снятие эмоциональной реактивности; ситуативной агрессии. Снятие напряжённости, невротических страхов. Саморегуляции эмоциональных состояний: успокоение, раскованность, сосредоточение, концентрация; - снятие страхов и тревоги перед угрозой агрессии; - снятие агрессии и страха с помощью воображения; - снятие тревожности в межличностном взаимодействии через опыт совместной деятельности;
| «Я вас в гости приглашу», «Я приготовила всем моим деткам подарочки», «Я всех сейчас спрячу от дождика» говорить ласковые слова, заглядывать в глаза, поглядывать по головке. предметы одежды, посуды, мебели, показ и называние их доступными коммуникативными средствами. удерживать, приближать, поворачивать предметы-игрушки. животным, гулению, плачу куклы, а так же подражания звукам различного транспорта (машина, паровоз, самолет). Релаксации: «Струночка», «Растяжка», «Звезда», «Солнышко» Игры и упражнения: «Поссорились два петушка», «Этюды на выражение эмоций», «Змей-Горыныч», «Темнота» «Раздувайся, пузырь», «Карусель», «Зимний хоровод», «Подарки», | |
май | Итоговая диагностика №1 | 1 | Наблюдение за спонтанным поведением. Определить: предметы и виды деятельности, которые привлекают внимание ребенка; каким образом общается с окружающими; проблемы поведения | Психолого-педагогическое обследование при наблюдении в свободной деятельности (карта наблюдений) | |
май | Итоговая диагностика №2 | 1 | Диагностика умственного развития. | Игровые задания для оценки состояния памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики, умения устанавливать контакт ребенка со взрослым. «Диагностика умственного развития» Стребелева Е.А. | |
Ожидаемый результат к концу учебного года: ребёнок умеет: выбрать предмет определённого цвета по названию из двух предложенных (цвета: красный, жёлтый, синий); выбрать объёмную геометрическую форму из 2-3 предложенных фигур по инструкции: "Возьми такой же" (по одному признаку); выбрать предмет названного размера; действовать с мозаикой, захватывать мелкие предметы, пользоваться ложкой, совочком; уметь удерживать позу пальцев и кистей рук, выполнять соотносящие движения руками. включаться в процесс игровых действий со взрослым. овладение игровыми манипулятивными действиями с предметами обучение пониманию намерения, мотивов поведения персонажа (овладевать техникой перевоплощения). обучение умению передавать характер персонажа, используя движения, жесты и речь, при активной поддержке взрослого. |
Приложение 1.
Психологическая диагностика умственного развития.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных.
Отдельные задания дублируются, т.е. даются несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.
Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка. Поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.
Задания
- Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования. Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!” Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
2. Спрячь шарик. Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования. Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
3. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования. Психолог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение. Психолог берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
4. Разборка и складывание пирамидки.
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.
Проведение обследования. Психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.
Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.
5. Парные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.
Проведение обследования. Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: “Такая у меня, такая же у тебя”, при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка: принятие задания осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость результат, отношение к своей деятельности.
6. Цветные кубики. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.
Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).
Проведение обследования. Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: “Возьми кубик такой, как у меня”. Затем педагог просит показать: “Покажи, где красный, а теперь, где желтый”. Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: “Назови, какого цвета этот кубик”.
Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза.
После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.
7. Разрезные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана
на две (три) части.
Проведение обследования. Психолог показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: “Сделай целую картинку”.
Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.
8. Конструирование из палочек (“молоточек” или “домик”). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.
Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру “молоточек” или “домик” и просят его сделать так же: “Построй, как у меня”.
Обучение. Если ребенок по показу не может создать “молоточек”, экспериментатор просит выполнить задание по подражанию: “Смотри и делай, как я”. Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат, отношение к результату.
9. Достань тележку (скользящая тесемка). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае – рядом со скользящей тесемкой – ложная.
Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку.
Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка.
Оценка действий ребенка. Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат.
10. Нарисуй (дорожку или домик). Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
Оборудование: карандаш, бумага.
Проведение обследования. Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: “Нарисуй дорожку”, “Нарисуй домик”.
Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат.
Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1. Лови шарик.
1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.).
2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.
3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
2. Спрячь шарики.
1 балл – ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2 балла – ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
3. Разборка и складывание матрешки.
1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.
2 балла – ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая Инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла – ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.
4. Разборка и складывание пирамидки.
1 балл – ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.
2 балла – ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука: нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.
5. Парные картинки.
1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.
2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.
3 балла – ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 балла – ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
6. Цветные кубики.
1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.
2 балла – ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
7. Разрезные картинки.
1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.
2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.
3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4 балла – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.
8. Конструирование из палочек.
1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.
2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит “молоточек” только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.
4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.
9. Достань тележку.
1 балл – ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.
2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.
4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.
10. Нарисуй.
1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.
2 балла – у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.
3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.
4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
Бланк результатов обследования | |
Наименование задания | Оценка в баллах |
1. Лови шарик | |
2. Спрячь шарики | |
3. Разбор и складывание матрешки | |
4. Разборка и складывание пирамидки | |
5. Парные картинки | |
6. Цветные кубики | |
7. Разрезные картинки | |
8. Конструирование из палочек | |
9. Достань тележку | |
10. Нарисуй | |
Итого | |
Группа | |
Примечание. Детей, получивших в результате выполнения заданий, 10–12 баллов, относят первой группе; 13–23 балла – ко второй группе; 24–33 балла – к третьей группе; 34–40 баллов – к четвертой группе. |
Приложение 3.
Карта наблюдений
Фамилия, имя ________________________________________________
Дата проведения ______________________________________________
Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности | Наличие | ||
1.Контакт | Контакт полностью отсутствует | ||
Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку) | |||
Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог) | |||
Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка | |||
2. Активность | Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя | ||
Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует) | |||
Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания | |||
Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу | |||
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления | Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции | ||
Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации | |||
Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности | |||
Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность | |||
4. Поведение | Преимущественно полевое поведение без признаков критичности | ||
Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует | |||
На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство | |||
Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений | |||
Блок II. Особенности работоспособности | |||
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий | Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы | ||
Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога | |||
Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий | |||
Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется | |||
2. Переключаемость и устойчивость внимания | Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий | ||
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании | |||
Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях | |||
Выраженных признаков инерции не прослеживается | |||
Блок III. Особенности познавательной деятельности | |||
1. Ориентировочная деятельность | Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта | ||
Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий | |||
Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна | |||
Активные целенаправленные манипуляции с предметами | |||
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь | Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы | ||
Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы | |||
Развернутая речь, но практически недоступен диалог | |||
Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии | |||
3. Целенаправленные действия | Отсутствуют | ||
Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие | |||
Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий | |||
Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий |
Литература:
1) «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Л. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
2) «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б. Баряеева, О.П.Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д.Соколова.
3) «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» под редакцией Т.Б.Филичева Т.В. Туманова.
4) «Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей (2-3лет): Ранняя диагностика умственного развития. Стребелева Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация индивидуальная программа развития ребенка
В презентации рассматривается основные моменты развития ребенка, особенности воспитания с учетом его личностных качеств....
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Данная примерная программа учитывает формирование социальных навыков, коммуникативных умений, коммуникативных функций речи, совершенствование навыков самообслуживания и т.д. Уникальность данной програ...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....
Дефектологическое представление на учащегося. Индивидуальная программа сопровождения.
Дефектологическое представление на учащегося. Индивидуальная программа сопровождения....
Индивидуальная программа сопровождения семьи учащегося 4-б класса Скопинцева Максима на 2022-2023 уч. год
Индивидуальная программа сопровождения семьи разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф...