Родительский клуб в работе педагога-психолога школы
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье описан опыт работы педагога-психолога общеобразовательной школы с родителями учащихся в рамках Родительского клуба.
Также представлена программа работы Родительского клуба "Мы вместе!", реализуемая на базе МОУ СШ №97 педагогом-психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub_v_rabote_pedagoga-psihologa_shkoly.docx | 28.02 КБ |
programma_roditelskogo_kluba_my_vmeste_ssh_97.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб в работе педагога-психолога школы
Ведменская Л.В., МОУ СШ №97 г. Волгоград
Арбузникова М.В., МОУ СШ №89 г. Волгоград
«Каждый ребенок - это «сосуд», который нужно наполнить любовью». Эти слова детского психиатра, доктора с 30-тилетним опытом работы Росса Кемпбелла являются девизом работы нашего Родительского клуба.
Кто и чем наполняет «сосуды любви» наших детей? Иными словами, кто и что влияет на развитие личности ребенка? Представители разных направлений в психологии приоритетными видят различные факторы и составляющие. Но почти все они выделяют роль родителей, стиля общения в семье в процессе формирования личности ребенка.
Еще в середине прошлого столетия ученые выяснили, что дети, лишенные постоянных контактов со взрослыми, плохо развиваются как физически, так и психически (Д. Боулби[1], Э. Эриксон[2] и др.). А мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что гармонизация детско-родительских отношений позволяет разрешить многие проблемы воспитания.
В процессе работы педагога-психолога с родителями в школе постоянно присутствуют проблемы детско-родительских взаимоотношений:
- дефицит общения между родителями и детьми: родители заняты материальным обеспечением семьи и на общение с ребенком у них не остается ни времени, ни сил;
- ориентация родителей на методы воспитания, принятые в их родительских семьях: «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка и, в последующем воспроизводится как естественный»[3];
- низкий уровень психологической грамотности и компетентности родителей в вопросах закономерностей возрастного развития ребенка, индивидуально-психологических особенностях детей различного возраста;
- отсутствие навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми: родители знают, но не могут правильно общаться с детьми.
Обозначение данных проблем и стало толчком для создания Родительского клуба в школе и составление программ его встреч.
Клуб создает пространство, стимулирующее активное участие родителей в воспитательном процессе, вызывающее у них интерес к познанию самих себя и детей, поддерживающее их в развитии психолого-педагогической компетентности, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.
В своей работе мы придерживаемся гуманистического направления в психологии, основатель которого Карл Рождерс подчеркивал, «что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание»[4].
Опираясь на опыт авторов отечественной и зарубежной психологии, занимающихся проблемами взаимоотношений родителей и ребенка (Ю.Б. Гиппенрейтер[5], Т. Гордон[6], Ж. Жизель[7], Р. Кемпбелл[8] и др.), мы разработали примерное тематическое планирование встреч. Однако фактическое планирование работы Родительского клуба происходит на основе анализа запросов родителей и по результатам анкетирования, тестирования, наблюдения и бесед с обучающимися школы.
В ходе взаимодействия педагога-психолога с родителями содержание работы клуба корректируется от встречи к встрече. Важным этапом является подведение итогов работы Родительского клуба за год и планирование тематики встреч на следующий учебный год.
Главной целью создания Родительского клуба в образовательном учреждении является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах гармонизации детско-родительских отношений, воспитания и развития, сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- способствовать повышению психолого-педагогической культуры и грамотности родителей;
- оказывать эмоциональную поддержку родителям в освоении ими новых способов взаимодействия с детьми;
- содействовать обмену положительным семейным опытом, идеями между родителями.
Контингент участников клуба: родители учеников начальной школы.
Режим работы 1 раз в месяц.
Каждое занятие строится по примерной типовой схеме:
- Приветствие. Знакомство (при вступлении новых членов клуба)
- Метафора занятия.
- Выступление психолога по заявленной проблематике.
- Упражнения для родителей.
- Дискуссия по вопросам. (Круглый стол, беседа)
- Поведение итогов занятия. Рефлексия.
- Притча на дом. (Позитивный мотиватор)
- Предоставление рекомендаций, памяток для родителей.
В организации работы родительского клуба мы используем такие методы работы как: лекторий, беседа, дискуссия, круглый стол, ролевые игры, групповая психологическая консультация, совместные занятия детей и их родителей. Использование притч, метафор, сказок также является неотъемлемой частью каждого занятия, так как это «универсальный способ, позволяющий в максимально сжатой форме сообщить человеку нечто чрезвычайно важное» [9], мягко донести до собеседника, возможно, сложную для осознания им новую информацию, являющийся эффективным средством развития самосознания, дающий возможность увидеть свою проблемную ситуацию со стороны.
Повышенным вниманием у родителей пользуются следующие темы:
- Конфликты. Непослушание. Дисциплина.
- Мотивация учения. Низкая успеваемость.
- Возрастные кризисы. Как помочь ребенку в их преодолении?
- Как слушать и слышать ребенка, и чтобы ребенок услышал тебя.
- Детский стресс и его причины.
- Потребности ребенка, потребности родителей.
- Совместная деятельность в семье, игры, сказки в помощь родителям.
Пользуются популярностью и являются востребованными как у родителей, так и у детей совместные занятия детей и родителей в рамках Родительского клуба. После таких занятий родители честно признаются, что часто дома не хватает времени, опыта, чтобы организовать совместную деятельность, приносящую всем позитивные чувства, а клуб предоставляет такую возможность.
Положительным моментом являются отзывы родителей, посещающих Родительский клуб, в которых они отмечают полезность, важность таких встреч, возможность обсудить свои проблемы в группе единомышленников, увидеть свою семейную ситуацию со стороны и получить обратную связь не только от специалиста (педагога-психолога), но и от родителей, имеющих сходные проблемы.
Как правило, встречи способствуют повышению мотивации родителей получить дополнительные индивидуальные консультации у педагога-психолога, так как на занятии родительского клуба они получают более глубокие знания по психологии, через них осознают свою семейную ситуацию по-другому; видят ошибки в воспитании детей и искренне желают улучшить свои отношения с ребенком, прояснить некоторые сложные моменты, о которых ещё не решаются говорить в рамках групповой работы.
Список литературы.
- Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.— 232с.
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М.: Генезис, 2011. – 288с.
- Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. - М.: Издательство «ЛомоносовЪ» 2010. - 512с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 238с.
- Жизель Ж. Детский стресс и его причины.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 192с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- http://books.vmg.pp.ua/
- Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2011.- 336с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2006. - 607с.
- Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Речь, 2000. - 256 с.
[1]Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004.
[2]Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Речь, 2000.
[3]Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
[4] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2006.
[5] Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
[6] Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. - М.: Издательство «ЛомоносовЪ» 2010.
[7] Жизель Ж. Детский стресс и его причины.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
[8] Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.
[9] Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М.: Генезис, 2011
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97
Дзержинского района Волгограда»
Программа родительского клуба
«Мы вместе!»
Автор-составитель:
педагог-психолог МОУ СШ № 97
Ведменская Лариса Валерьевна
Волгоград, 2014г.
Пояснительная записка
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка.
С семьей человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создает свою семью и воспитывает своих детей.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Актуальность программы.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что проблемы воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, установить некий баланс между ее членами. Отцы и матери часто поступают неправильно из-за отсутствия педагогических и психологических знаний.
При взаимодействии с родителями педагогом-психологом школы используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом.
Накопление родителями знаний, а на их основе - умений и навыков, осуществляется через различные формы взаимодействия, в том числе через работу родительских клубов. Чем раньше родители начнут осваивать эффективные способы общения с детьми, тем больше будет вероятность успешности социализации их детей.
Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Поэтому одной из задач является обучение родителей способам эффективного общения с детьми.
Родительский клуб «Мы вместе!» в нашем образовательном учреждении работает для родителей, дети которых учатся в начальной школе. Уже с начальной ступени школы родители научатся принимать и понимать возникающие проблемы свои и своих детей, что будет способствовать «мягкому» вхождению в подростковый возраст и безболезненному переживанию данного возрастного кризиса. Универсальность методов, используемых в программе, не исключает ее реализацию в среднем и старшем звене.
Работа клуба «Мы вместе» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.
Научные, методологические и методические основания программы
Некоторые авторы обращаются к интерактивным способам взаимодействия с семьей. За рубежом наибольшую известность получил Томас Гордон, в России - Ю. Б. Гиппенрейтер, Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, и др.
Книга Ю.Б.Гиппенрейтер сохраняет общую схему программы Т. Гордона, но вместе с тем дополнена идеями и практическими приложениями, разработанными авторами в зарубежной и отечественной психологии (из отечественных ученых – прежде всего Л.С. Выготским, А.Н.Леонтьевым, П.Я. Гальпериным). В наших встречах сохраняется общая схема таких программ. Однако традиционные тренинговые упражнения дополнены играми-драматизациями, деловыми и ролевыми играми, разработанными автором программы – в этом новизна программы.
Цель программы – гармонизация детско-родительских отношений участников клуба, оказание практической психологической помощи и поддержки родителям.
Задачи:
- Содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка.
- Повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей.
- Способствовать развитию навыков продуктивного взаимодействия детей и их родителей.
- Создать условия для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.
- Познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций. Содействовать развитию навыков позитивного реагирования в конфликтных ситуациях.
Перспективной целью данной программы будет являться профилактика бесконфликтного общения в подростковый период, проявления девиантного и деликвентного поведения.
Ожидаемые результаты:
- Развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.
- Повышение актуального статуса учащихся группы риска.
- Снижение количества конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми.
Показатели эффективности работы:
- Положительные отзывы родителей участников клуба.
- Увеличение количества родителей, принимающих активное участие в жизни классных коллективов и школы.
Общие положения.
Родительский клуб «Мы вместе» является одной из форм работы по социально-психологическому сопровождению семей учащихся школы.
Руководителем клуба является педагог-психолог.
Участники клуба: родители учащихся, заинтересованные в общении, повышении психологической грамотности (и их дети на нескольких совместных встречах).
Форма деятельности – открытая.
Основной принцип – добровольность.
Формы работы – групповая.
Методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций, психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия, арттерапия.
Ресурсы, которые необходимы для реализации данной программы. Помещение. Компьютер. Копировальный аппарат. Раздаточные материалы.
Срок реализации программы - 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Периодичность встреч – 1 раз в семестр с октября по май, каждую последнюю субботу семестра. В течение года – 6 встреч.
Место встреч – кабинет педагога-психолога.
Продолжительность одной встречи 1 - 1,5 часа.
Состав группы: 10-12 родителей учащихся начальной школы. Количественный состав – непостоянный.
Способ набора – по заявкам родителей, приглашению педагога-психолога. Однако в состав группы должны быть включены родители, дети которых испытывают не только учебные трудности, но и трудности взаимодействия с миром и самим собой (застенчивые, тревожные, агрессивные, конфликтные, гиперактивные дети и др.)
Члены клуба имеют право вносить предложения по организации работы клуба, тематике встреч, форме их проведения.
Работа родительского клуба проводится в 2 этапа.
Первый этап: на данном этапе происходит знакомство педагога-психолога с группой, рассматриваются правила группового общения. Каждый участник группы рассказывает о себе, семье, своих проблемах, и формирует запрос для психолога. На данном этапе важно установить доверительные, дружелюбные отношения между участниками группы.
Возможно проведение предварительной диагностики родителей с использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния; тест-опросник родительского отношения к детям; диагностики учащихся - с использованием проективной методики: тест «Кинетический рисунок семьи».
Второй этап: Включает в себя встречи с родителями (а в конце полугодий с детьми). Встречи проходят по программе клуба, родители получают домашние задания и полезную информацию, полученную в ходе встреч (на бумажном носителе).
Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой диагностики учащихся и их родителей.
Структура встречи
1. Ритуал приветствия
Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка
Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3. Основное содержание
Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.
4. Рефлексия
Ретроспективная оценка встречи в двух аспектах: эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему); эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и сейчас).
5. Ритуал прощания
Способствует завершению встречи и укреплению чувства единства в группе.
Тематическое планирование
№ | Тема встречи | Цель | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Я и мой ребенок» | Установочная встреча с элементами тренинга. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | 1-1,5 | |
«Жизнь вместе. Я тебя понимаю» | Встреча с использованием элементов сказкотерапии. Актуализация опыта семейного взаимодействия. | 1- 1,5 | |
«Наши эмоции и чувства» | Совместное занятие родителей и детей с элементами арт-терапии. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Развитие умения сопереживать, понимать чувства другого. | 1- 1,5 | |
«Терпение. Нежность. Внимание. Поиски взаимопонимания» | Дискуссия на актуальные проблемные темы. Создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и детей. | 1- 1,5 | |
«Жизнь без конфликтов» | Встреча с включением лекции-беседы. Развитие умения понимать чувства другого, доверять в семье друг другу, находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций. | 1- 1,5 | |
«Общаться с ребенком. Как? Приёмы активного слушания» | Совместное занятие родителей и детей с элементами ролевой игры. Развитие навыков конструктивного общения, коммуникативных навыков, партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком, приобретение навыков активного слушания. Подведение итогов занятий. | 1- 1,5 | |
ИТОГО | 6 - 9 |
Список литературы
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002
- Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» М., 2006
- «Воспитываем терпимость» Максим Демиденко, Ольга Кулькова «Школьный психолог» М., 2002г, №15
- Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ, 2007
- Губкина Т. «Родительский клуб», «Школьный психолог» №25, 2000 г.
- Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1. М: «Ось - 89», 2005г
- Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. СПб.,1997
- Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. – М: «Эксмо», 2008г
- Марковская И.М. «Практика групповой работы с родителями» С-Пб., Институт тренинга, 1997 г.
- Марковская И.М.Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2,1998
- Монина Г. ,Осипова Е, Чуменко Е Конфликты и методы их преодоления //Библиотечка 1 сентября// Школьный психолог вып. 5 (17) – М: Чистые пруды, 2007
- «Мозговой штурм», «Школьный психолог» М., №9, 2001 г.
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М.:ТЦ «Сфера», 2001
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002)
- Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под ред.Т.Л.Бука, М.Л.Митрофановой) М.,2008
- Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб.: Ювента, ИТ,1999
- «Радужный камень» Марина Битянова, Игорь Вачков «Школьный психолог» М.,2002г, №35
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья : практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – Москва : Гном и Д, 2000. – 160 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., «Генезис», 1998.
- Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М: «Генезис», 2004 г
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.:Генезис, 2001
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила клуба «Мы вместе!»
1. Доверительный стиль общения.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.
3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время встреч, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время встречи. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
5. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.
6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.
7. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
8. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
Коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе.
Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка. Система коррекционн...
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...
Пример согласия родителей на работу педагога-психолога в школе
Данный образей заявления для родителей раздается на первом родительском собрании для индивидуального заполнения родителями учащегося. Оригиналы хранятся в кабинете педагога-психолога школы....
Работа педагогов-психологов по ФГОС. Деятельность педагога – психолога МБОУ «СОШ №3» Быковой В.Л. в соответствии с ФГОС.
Работа педагога -психолога в соответствии с ФГОС...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...