Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
статья по теме
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.
МБОУ СОШ № 1г. Лакинск Собинского района Владимирской области
Школьная не успешность, выражающаяся в неуспеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам.
Основными причинами школьной неуспеваемости учащихся являются:
- Психофизиологические нарушения
- Педагогическая запущенность
- Неправильный выбор стиля семейного воспитания
Практика показывает, что у большинства учащихся возникают следующие проблемы:
- Низкая мотивация к познавательной деятельности.
- Затруднения в понимании причинно-следственных закономерностей.
- Недостаточный уровень развития познавательных процессов.
- Недостаточный уровень развития мыслительных операций.
Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с учащимися, испытывающими данные трудности.
Поэтому, мною была разработана коррекционно-развивающая программа для учащихся 2-4 классов, которая состоит из трёх циклов (на каждый год обучения отдельно) и ежегодно реализуется в моей работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Цели программы:
- Компенсация недостатков развития познавательных процессов учащихся.
- Способствование успешному интеллектуальному развитию и обучению детей.
Задачи программы:
- Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности
- Развить мыслительные операции (аналогию, выделение существенных признаков, обобщение, анализ, синтез, классификацию, сравнение, выявление отношения противоположности, установление закономерностей, умозаключение)
- Обучить пониманию причинно-следственных закономерностей
- Развить познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление)
Каждый цикл программы состоит из трёх блоков:
- Первая часть - диагностический блок, а именно – диагностика интеллектуального развития учащихся; диагностика развития познавательных процессов; а также диагностика личностных особенностей учащихся (в разные возрастные периоды используются разные диагностики, соответствующие возрасту).
- Вторая часть - является непосредственно коррекционно-развивающим блоком.
- Третья часть - включает в себя итоговую диагностику, позволяющую сделать заключение об эффективности обучения и динамике развития учащихся.
Каждый цикл программы рассчитан на 12 часов еженедельных занятий по 1 занятию в неделю.
Коррекционно-развивающая программа опирается, в основном, на следующие принципы психокоррекционной работы:
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип нормативности развития.
- Принцип системности развития.
- Деятельностный принцип коррекции.
Пятилетний опыт работы показывает, что систематическая реализация программы играет немалую роль в формировании, сохранении и укреплении психического здоровья учащихся начальной школы.
Эффективность занятий подтверждается результатами диагностических исследований. Более успешными в учебной деятельности становятся более 50% учащихся, получающих коррекционно-развивающие услуги.
Новшеством в моей работе в данном учебном году является приобретение школой игрового творческого комплекта «Пертра», разработанного педагогом Марианной Фростиг, который обладает огромной функциональностью и способствует активному развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи и познавательной активности учащихся. Также, следует отметить, что «Пертра» позволяет проводить коррекцию у детей с отклонениями в развитии (ЗПР, СДВГ, ММД…), тем самым, оказывая огромное влияние на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся"
Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 2 класс", автор педагог-психолог Потапова Н. В.
Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий, приложения....
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...
Ресурсы арт-терапии в сохранении и укреплении психического здоровья школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. ...
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей: взаимодействие педагога-психолога и учителя
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья....
Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".
laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....