Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
статья по теме

Потапова Наталья Владимировна

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  ПОТАПОВОЙ Н. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  ПОТАПОВОЙ Н. В.

МБОУ СОШ № 1г. Лакинск Собинского района Владимирской области

    Школьная не успешность, выражающаяся в неуспеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам.

  Основными причинами школьной неуспеваемости учащихся являются:

  • Психофизиологические нарушения
  • Педагогическая запущенность
  • Неправильный выбор стиля семейного воспитания

  Практика показывает, что у большинства учащихся возникают следующие проблемы:

  • Низкая мотивация к познавательной деятельности.
  • Затруднения в понимании причинно-следственных закономерностей.
  • Недостаточный уровень развития познавательных процессов.
  • Недостаточный уровень развития мыслительных операций.

  Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с учащимися, испытывающими данные трудности.

  Поэтому, мною была разработана коррекционно-развивающая программа для учащихся 2-4 классов, которая  состоит из трёх циклов (на каждый год обучения отдельно) и ежегодно реализуется в моей работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Цели программы:

  • Компенсация недостатков развития познавательных процессов учащихся.
  • Способствование успешному интеллектуальному развитию и обучению детей.

Задачи программы:

  • Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности
  • Развить мыслительные операции (аналогию, выделение существенных признаков, обобщение, анализ, синтез, классификацию, сравнение, выявление отношения противоположности, установление закономерностей, умозаключение)
  • Обучить пониманию причинно-следственных закономерностей
  • Развить познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление)

Каждый цикл программы состоит из трёх блоков:

  • Первая часть - диагностический блок, а именно – диагностика интеллектуального развития учащихся; диагностика развития познавательных процессов; а также диагностика личностных особенностей учащихся (в разные возрастные периоды используются разные диагностики, соответствующие возрасту).
  • Вторая часть - является непосредственно коррекционно-развивающим блоком.
  • Третья часть - включает в себя итоговую диагностику, позволяющую сделать заключение об эффективности обучения и динамике развития учащихся.

  Каждый цикл программы рассчитан на 12 часов еженедельных занятий по 1 занятию в неделю.

  Коррекционно-развивающая программа опирается, в основном, на следующие принципы психокоррекционной работы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип нормативности развития.
  • Принцип системности развития.
  • Деятельностный принцип коррекции.

  Пятилетний опыт работы показывает, что систематическая реализация программы играет немалую роль в формировании, сохранении и укреплении психического здоровья учащихся начальной школы.

  Эффективность занятий подтверждается результатами диагностических исследований. Более успешными в учебной деятельности становятся более 50% учащихся, получающих коррекционно-развивающие услуги.

  Новшеством в моей работе в данном учебном году является приобретение школой игрового творческого комплекта «Пертра», разработанного педагогом Марианной Фростиг, который обладает огромной функциональностью и способствует активному развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи и познавательной активности учащихся.  Также, следует отметить, что «Пертра» позволяет проводить коррекцию у детей с отклонениями в развитии (ЗПР, СДВГ, ММД…), тем самым, оказывая огромное влияние на сохранение и укрепление здоровья учащихся.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся"

Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 2 класс", автор педагог-психолог Потапова Н. В.

Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий, приложения....

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическ...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...

Ресурсы арт-терапии в сохранении и укреплении психического здоровья школьников.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. ...

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей: взаимодействие педагога-психолога и учителя

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья....

Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".

laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....