Программа психолого – педагогического сопровождения ФГОС НОО (в период поступления детей в 1-ый класс и период адаптации)
рабочая программа (1 класс) на тему

Шульцева Тамара Георгиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih-ped_soprovozhdenie_fgos_g._velikie_luki_kursy.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

психолого – педагогического сопровождения

ФГОС НОО

(в период поступления детей в 1-ый класс и период адаптации)

Составила педагог – психолог МБОУ СОШ №17: Шульцева Т.Г.

Г.  Великие Луки, 2014 г.

Программа психолого – педагогического сопровождения

ФГОС НОО. 

Пояснительная записка.

        Разработка концепции развития универсальных учебных действий в

системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью

образования становится общекультурное, личностное и познавательное

развитие учащихся.

       Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого- педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

        Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

        В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

        Работа педагогов и специалистов, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

        Целью психолого – педагогического  сопровождения  является создание социально – психолого - педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

        В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создать специальные социально-психологические ,  педагогические  условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в  развитии, обучении.

Основные  направления деятельности  психолого – педагогического сопровождения:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, коррекционная работа с учащимися,  развитие способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

        Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных

действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося,

обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению

новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные

группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в

диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в

группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2)действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

-целеполагание;

-планирование;

-прогнозирование;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата;

-коррекция;

-оценка

-волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

      Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к

обучению ребенка в школе.

I этап  – поступление ребенка в школу.

 В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка по программе Н. и М. Семаго.  Комплексная диагностика состоит из 5 тестов, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.

     Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты (не готов к обучению в школе), организуется второй «диагностический тур», с применением дополнительных методик.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского

собрания  – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации и памятки родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Консультация педагога будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение  консультаций с педагогами по результатам диагностики, основной целью которых является выработка и реализация подхода к развитию учащихся класса, динамика личностного развития педагога, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

5. Развивающие педагогические занятия с целью подготовки детей к обучению в школе с учетом результатов диагностики («Школа будущего первоклассника».

II этап–(1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь)

предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в  первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников.

Такая работа проводится, как правило, психологом,  педагогами во внеурочное время. В школе проводятся мотивационные беседы, занятия, упражнения, игры психолога в период адаптации с  целью  создания психолого - педагогических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Используется программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников, автор Роза Рахманкулова. В программу входят:

- консультации для педагогов, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Школьная дезадаптация и  связанные с ней трудности обучения»;

- индивидуальные беседы с родителями первоклассников на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;

- выступления на первом родительском собрании по теме «ребенок идет в первый класс»;

- анкетирование родителей (если есть дезадаптация);

- заполнение учителем опросника  «Психологический анализ  особенностей адаптации первоклассников к школе» (проблемные ситуации, дезадаптация);

- проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и высокий уровень дезадаптации;

- проведение занятий  с детьми «Введение в школьную жизнь (см. в программе).

5. Основной формой ее проведения являются различные игры.

Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей

коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

6.   Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап–психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по приобретению  психологических знаний.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же–методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стилеобщения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

       Психолого–педагогичсекое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы

План реализации программы

Наименование

Сроки выполнения

Ответственные  за выполнение

Организационный  работа

1.

Изучение научно-методической литературы, опыта работы других педагогов и специалистов по вопросам сопровождения 1-х классов

В течение года

Психолог, классные руководители

2.

Изучение методик, тестовых материалов известных психологов для составления диагностического пакета.

В течение года

Психолог

Диагностико-коррекционная  работа

1.

Диагностика психолого-педагогической готовности к обучению в школе

Январь-февраль

Психолог

2.

Проведение индивидуальной диагностики  по выявлению УУД  со слабоуспевающими (лист достижений по предметам (учитель), углубленная псих. диагностика)

2-ое полугодие

Психолог, учитель

3.

Психокоррекционные игры, беседы  и развивающие занятия для будущих первоклассников  «Введение в школьную жизнь»

В течение года

Психолог, педагоги

4.

Первичная адаптация

1-ое полугодие

Психолог, учителя

5.

Индивидуальная работа с детьми, направленная на повышение уровня их мотивации

В течение года

Психолог, педагоги

6.

Организация помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных диагностики,   наблюдений.

В течение года

Психолог, педагоги, соц.педагог

7.

Индивидуальная диагностика по запросу

В течение года

Психолог

8.

Групповая диагностика для подведения итогов по адаптации

«2-ое полугодие

Психолог

9.

Консультации на ПМПК для уточнения психического статуса и дальнейшего сопровождения детей в общеобразовательной школе с проблемами в развитии и поведении

Май, начало          2 класса

Психолог, кл.руководители

Профилактическая  и просветительская работа

1.

Проведение родительских собраний «Ваш ребенок стал первоклассником», «Трудности адаптация учеников 1-х классов  к школьной ситуации», «Возрастные особенности детей старшего дошк. и младшего школьного периода»

В течение года

Психолог, кл.руководители

2.

Участие и проведение СД по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу  со стороны педагогов, работающих в классе, по проблемам адаптации

В течение года

Администрация, педагоги, психолог

3.

Беседы по ЗОЖ (режим дня, вредные привычки, ПК)

Февраль-апрель

ЦМП г. Великие Луки

Консультативная работа

1.

Индивидуальные и групповые консультации учеников, их родителей, педагогов, администрации

В течение года

Психолог, педагоги

Повышение квалификации

1.

Участие в городских семинарах УО и др.

В течение года

Педагоги, специалисты

Распространение опыта

1.

Распространение результатов работы через сайт школы

В течение года

Психолог, кл.руководители

Аналитическая работа

1.

Аналитическая работа (рекомендации, заключения, отчет, анализ), направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога, родителей.  

В течение года, май

Педагоги, специалисты

2.

Критерии эффективности программы:

 - Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;

 - Эмоциональное благополучие ребенка в классе;

 -Повышение уровня психологической готовности детей к обучению в школе;

 - Повышение уровня школьной мотивации;

 - Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

 - Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

 - Включение родителей в образовательный процесс.

май

Психолог, педагоги

Тестовый минимум для  оценивая универсальных учебных действий обучающихся.

УУД

Цель диагностики

Диагностический инструментарий

Познавательные

Оценка сформированности звукового и звукобуквенного анализа

«Слова» по программе Н. и М.Семаго

Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесения цифры и количества изображенных фигур, оценка моторных навыков, сформированности понятия «больше» и «меньше».

«Сосчитай и сравни» по программе Семаго

Исследование внимания

Методика Тулуз-Пьерона

Получение ориентировочной информации о способности к обучению (ученики с результатом «условно не готов», «не готов»

Диагностика познавательной сферы (БогдановаТ.Г., Корнилова, составитель Л.М. Фридман

Регулятивные

Произвольная регуляция собственной деятельности.

Выявление уровня развития произвольной сферы, сформированность пространственных действий

«Графичекий диктант» (Д.Б. Эльконин)

Коммуникативные

Причины трудности на этапе адаптации, возрастно – психологический статус, особенности сложившейся социальной ситуации.

Определение характера самооценки ребенка.

Исследование межличностного отношения, социальной приспособленности, взаимодействия с окружающими, оценка коммуникативных проблем и особенностей аффективно-эмоционального развития

«Рисунок человека» Гуденаф

Методика «Несуществующее животное»  М.З. Дукаревич.; «Лесенка»

Проективные методики (сб.Венгер)

Изучение личностно-мотивационной сферы

Анкета Н.Г. Лускановой

Методический инструментарий  для сопровождения ФГОС  НОО.

  1. Программа  психолого –педагогической оценки готовности к началу школьного обучения   Н.М. Семаго  

(газета «Школьный психолог» №9, 2003 год)

  1. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников Розы Рахманкуловой

(газета «Школьный психолог» №18, 2003 год)

  1. Психодиагнстические методы изучения личности: Учебное пособие/Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта.-М: Московский психолого-социальный  институт: Флинта, 2005г. (анкета Н.Г. Лускановой)
  2.  Психологическое  обследование младших школьников.-М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001г. ВенгерА.Л., Цукерман Г.А.
  3. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.- М: Издательский центр «Академия», 2003г, В.С. Мухина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогических компетентностей родителей в период подготовки детей к школе.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагога и семьи в подготовке детей к школе. Моя работа по формированию у детей мотивов учения и положител...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя

Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к  учебной нагрузке. Облегч...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »

Цель проекта: повысить у ребят  уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников.

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников....