«Психолого-педагогическое сопро-вождение обучающихся 1-х классов в период адаптации в 2020-2021 учеб-ном году».
материал (1 класс)

Марина Александровна Дружинина

Доклад для саседания Педагогического совета

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

Выступление на педагогическом совете  19.11.2020.

Адаптация учащихся 1 класса «А» к школе.

   

Подготовила

Учитель начальных классов

Дружинина Марина Александровна

Орехово-Зуевский городской округ

2020 год

            Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Это статистика! Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

     Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.  Слайд 2

Характеристика детей, поступивших в 1 класс  Слайд 3

 Обучение проходит по УМК «Школа России»

  В 1А классе 31 человек. 14 мальчиков и 17 девочек.

Год

рождения

Посеща-ли детский сад

Не посеща-ли детский сад

Уровень подготов-ленности к школе

Не чита-ющие

Чита-ющие

Пред-

школь-ная подго-

товка

2012год

2013  год

2014  год

28 чел

3 чел

( Громов Максим, Нозимова Марям, Ахмадалиев Бекзод)

высокий

выше среднего

средний

низкии

1

30

26

1

чел

29чел

1 чел

11

6

13

1

Хочется отметить, что ребята ходили в одни группы в детском саду, многие дружат вне школы. Поэтому, коллектив класса складывается очень хорошо. Ребята поддерживают друг друга, помогают, играют вместе в различные игры.

Психологическая готовность к школе 

      Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже  с первых дней собственно учебная. Предшкольная  подготовка детей показала  хорошие результаты. Дети на начало учебного года умели читать, печатать некоторые буквы, считать в пределах 10. Эти дети отличаются от других детей:  многие  читают по слогам, некоторые и целыми словами;  у них хорошо развита речь, умеют отвечать полными ответами; они более усидчивы на уроке ,они правильно держат ручку; могут печатать буквы; быстро осваивают элементы написания букв. Слайд 4

Социальный паспорт класса

п/п

Статус семьи

Количество детей

1

Полная семья

28

2

Неполная семья

3

3

Многодетная семья

10

4

Неблагополучная семья

-

5

Дети- инвалиды

-

Организация режима школьной жизни первоклассников. Слайд 5

      Первоклассники обучаются  с 8.15, пять дней в неделю. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре  проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С октября проводится 4 урока по 35 минут, при этом один из уроков проводится в нетрадиционной форме( урок-игра, урок-экскурсия, урок-соревнование и т.д. )

 На каждом уроке в классе проводится по две физкультминутки.
  Также в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено
расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников.  

     

Диагностика учащихся. Слайд 6

  В сентябре мною была проведена педагогическая диагностика работоспособности и готовности детей к учебной деятельности с целью выявления стартовых возможностей первоклассников.

1.  В классе было выявлено 2 человека  с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи. Родителям было рекомендовано обратиться к специалистам (логопед).

2. Уровень развития устной речи :

Высокий уровень -  имеет 15 учеников

Средний уровень – 11 учеников

Низкий уровень – 6 учеников

3.Ориентирование в окружающем пространстве:  Слайд 8

Дети ответили на 20 вопросов. Результат получился следующим:

Высокий уровень развития   10

Средний уровень-18

Низкий уровень -3       Слайд 7

4.Знание букв, умение читать: 30 человек умели читать, 1 человек не умел читать.

5. Проверка математических знаний показала следующие результаты:

А) Не знали цифры от 1 д о 10 – 1 человек

Б) Не умели считать до 10 и обратно – 2человека

В) Не все дети знают такие геометрические фигуры как овал и ромб.

Г) Решают свободно примеры в пределах 10 -  28    

Слайд 9

В целом получились следующие результаты:

Высокий – 11 чел. (34%)  

Выше среднего: 6 чел. (18%)

Средний  - 13 чел.(40%)  

Ниже среднего  - 1чел( 3%).

Особенности работы учителя в адаптационный период Слайд 10

Проведение уроков и внеклассных мероприятий.

На уроках использую ИКТ, яркие и интересные наглядные материалы. Учитывая возрастные особенности детей, вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы: коллективные; групповые, парные; индивидуальные. Также часто проводим с ребятами беседы о правильном поведении в школе, провели внеклассное мероприятие «Осень, осень, в гости просим».

Слайд 11, 12 Отмечу, что адаптации также способствует  преемственность с 4 классом. Ученики часто приходят к нам и проводят беседы-пятиминутки о правилах дорожного движения. Ребята один раз в две недели посещают библиотечный урок. Все это способствует формированию положительного настроя учащихся на учебную деятельность, да и на школу в целом.

Работа с родителями.

В октябре я провела родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника», на котором дала актуальные рекомендации по адаптации детей к школе. Проводятся индивидуальные беседы и консультации родителей по возникающим трудностям.

Индивидуальные занятия с детьми , отстающими  в обучении.

Проведение консультаций с школьным психологом.

         

Итак, подведу итог. Адаптация закончилась в основном у большинства учащихся. Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания  и стараются их исправить.  Говоря про перемены, должна сказать, что ребятам трудно соблюдать правила поведения в коридоре, это связано с психологическими особенностями возраста и периода адаптации.

      Отмечу учащихся, которым трудно дается переход к учебной деятельности. Это  Нозимова Марям, Акперов Юсиф, Ли Вадим, Мишкин Леонид, Савин Захар, Ткачев Олег, Ушакова Вероника). 

  Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этого я регулярно провожу беседы с учениками, родителями; на уроке стараюсь обращать внимание на положительные моменты в работе учащихся, находить индивидуальный подход к детям, испытывающим трудности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по Литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 века"(2020-2021 уч г)

КТП по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 века"....

Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»

Повестка:«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»...

«Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке.»

В методической рекомендации освещается вопрос психолого-педагогического обеспечения, создающих условия для формирования компетенций обучающихся в учебном процессе....

Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей.

Презентация к семинару по теме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»

Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе фо...

Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"

Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"...