«Психолого-педагогическое сопро-вождение обучающихся 1-х классов в период адаптации в 2020-2021 учеб-ном году».
материал (1 класс)
Доклад для саседания Педагогического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад для саседания Педагогического совета | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26
Выступление на педагогическом совете 19.11.2020.
Адаптация учащихся 1 класса «А» к школе.
Подготовила
Учитель начальных классов
Дружинина Марина Александровна
Орехово-Зуевский городской округ
2020 год
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Это статистика! Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год. Слайд 2
Характеристика детей, поступивших в 1 класс Слайд 3
Обучение проходит по УМК «Школа России»
В 1А классе 31 человек. 14 мальчиков и 17 девочек.
Год рождения | Посеща-ли детский сад | Не посеща-ли детский сад | Уровень подготов-ленности к школе | Не чита-ющие | Чита-ющие | Пред- школь-ная подго- товка | |||||
2012год | 2013 год | 2014 год | 28 чел | 3 чел ( Громов Максим, Нозимова Марям, Ахмадалиев Бекзод) | высокий | выше среднего | средний | низкии | 1 | 30 | 26 |
1 чел | 29чел | 1 чел | |||||||||
11 | 6 | 13 | 1 |
Хочется отметить, что ребята ходили в одни группы в детском саду, многие дружат вне школы. Поэтому, коллектив класса складывается очень хорошо. Ребята поддерживают друг друга, помогают, играют вместе в различные игры.
Психологическая готовность к школе
Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. Предшкольная подготовка детей показала хорошие результаты. Дети на начало учебного года умели читать, печатать некоторые буквы, считать в пределах 10. Эти дети отличаются от других детей: многие читают по слогам, некоторые и целыми словами; у них хорошо развита речь, умеют отвечать полными ответами; они более усидчивы на уроке ,они правильно держат ручку; могут печатать буквы; быстро осваивают элементы написания букв. Слайд 4
Социальный паспорт класса
№ п/п | Статус семьи | Количество детей |
1 | Полная семья | 28 |
2 | Неполная семья | 3 |
3 | Многодетная семья | 10 |
4 | Неблагополучная семья | - |
5 | Дети- инвалиды | - |
Организация режима школьной жизни первоклассников. Слайд 5
Первоклассники обучаются с 8.15, пять дней в неделю. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С октября проводится 4 урока по 35 минут, при этом один из уроков проводится в нетрадиционной форме( урок-игра, урок-экскурсия, урок-соревнование и т.д. )
На каждом уроке в классе проводится по две физкультминутки.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников.
Диагностика учащихся. Слайд 6
В сентябре мною была проведена педагогическая диагностика работоспособности и готовности детей к учебной деятельности с целью выявления стартовых возможностей первоклассников.
1. В классе было выявлено 2 человека с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи. Родителям было рекомендовано обратиться к специалистам (логопед).
2. Уровень развития устной речи :
Высокий уровень - имеет 15 учеников
Средний уровень – 11 учеников
Низкий уровень – 6 учеников
3.Ориентирование в окружающем пространстве: Слайд 8
Дети ответили на 20 вопросов. Результат получился следующим:
Высокий уровень развития 10
Средний уровень-18
Низкий уровень -3 Слайд 7
4.Знание букв, умение читать: 30 человек умели читать, 1 человек не умел читать.
5. Проверка математических знаний показала следующие результаты:
А) Не знали цифры от 1 д о 10 – 1 человек
Б) Не умели считать до 10 и обратно – 2человека
В) Не все дети знают такие геометрические фигуры как овал и ромб.
Г) Решают свободно примеры в пределах 10 - 28
Слайд 9
В целом получились следующие результаты:
Высокий – 11 чел. (34%)
Выше среднего: 6 чел. (18%)
Средний - 13 чел.(40%)
Ниже среднего - 1чел( 3%).
Особенности работы учителя в адаптационный период Слайд 10
Проведение уроков и внеклассных мероприятий.
На уроках использую ИКТ, яркие и интересные наглядные материалы. Учитывая возрастные особенности детей, вовлекаю своих воспитанников в различные формы работы: коллективные; групповые, парные; индивидуальные. Также часто проводим с ребятами беседы о правильном поведении в школе, провели внеклассное мероприятие «Осень, осень, в гости просим».
Слайд 11, 12 Отмечу, что адаптации также способствует преемственность с 4 классом. Ученики часто приходят к нам и проводят беседы-пятиминутки о правилах дорожного движения. Ребята один раз в две недели посещают библиотечный урок. Все это способствует формированию положительного настроя учащихся на учебную деятельность, да и на школу в целом.
Работа с родителями.
В октябре я провела родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника», на котором дала актуальные рекомендации по адаптации детей к школе. Проводятся индивидуальные беседы и консультации родителей по возникающим трудностям.
Индивидуальные занятия с детьми , отстающими в обучении.
Проведение консультаций с школьным психологом.
Итак, подведу итог. Адаптация закончилась в основном у большинства учащихся. Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания и стараются их исправить. Говоря про перемены, должна сказать, что ребятам трудно соблюдать правила поведения в коридоре, это связано с психологическими особенностями возраста и периода адаптации.
Отмечу учащихся, которым трудно дается переход к учебной деятельности. Это Нозимова Марям, Акперов Юсиф, Ли Вадим, Мишкин Леонид, Савин Захар, Ткачев Олег, Ушакова Вероника).
Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этого я регулярно провожу беседы с учениками, родителями; на уроке стараюсь обращать внимание на положительные моменты в работе учащихся, находить индивидуальный подход к детям, испытывающим трудности в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП по Литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 века"(2020-2021 уч г)
КТП по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 века"....
Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»
Повестка:«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»...
«Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке.»
В методической рекомендации освещается вопрос психолого-педагогического обеспечения, создающих условия для формирования компетенций обучающихся в учебном процессе....
Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей.
Презентация к семинару по теме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...
Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»
Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе фо...
Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"
Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"...