Доклад "Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации"
статья по теме
Общешкольное родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_obucheniya_1_klassa_v_period_adaptatsii.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное родительское собрание 25 октября 2011 -2012 учебный год
Доклад
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации
В современных условиях все более возрастает значение проблемы адаптации человека. Традиционно адаптацией называют приспособление человеческого организма к условиям существования. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видом деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений чаще всего и называют адаптированным.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Поэтому, задачами адаптационного периода являются – помочь учащимся познакомиться друг с другом, учителями, с новой учебной ситуацией, со школой, со школьными правилами.
Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам, одноклассникам и родителям, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация первоклассников может происходить по-разному. Значительная часть детей (50-60 %) адаптируются в течение первых двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителей, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.
От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Опыт первых двух месяцев внедрения ФГОС показал, что наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Время, проведенное в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживленно общаются с педагогами и друг с другом. В классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровье сберегающей образовательной среды. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать свое мнение. В своих ответах учащиеся употребляют такие выражения, как «Я думаю…», «Я считаю, что не прав, потому что…», «Я согласен с…, потому что», «Хочу уточнить ответ…».
Итоги первой четверти
Главная роль учителя на уроке – организатор учебного процесса, организовать его нужно так, чтобы ученик на уроке делал все сам: сам ставил цель, планировал работу, выполнял ее и оценивал себя. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Учебный процесс ведется с учетом здоровье сберегающих технологий: физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку.
За этот период обучающиеся овладели такими учебными действиями как наблюдение за объектом окружающего мира; сравнение предметов по отдельным признакам; умение работать с учебником, понимать иллюстрации, таблицы, схемы. Строят простое речевое высказывание в устной форме, понимают смысл простого текста, умеют задавать вопросы. Все учащиеся понимают учебный материал, усваивают основное содержание программы, проявляют интерес к самостоятельной работе, всегда готовятся ко всем предметам, общественные поручения выполняют охотно и добросовестно.
Внеурочная деятельность ведется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное представлено кружком «Здоровячок», целью которого является укрепление здоровья, развитие двигательных способностей обучающихся.
Научно-познавательное (проектная деятельность) – «Я – исследователь». Цель: знакомство обучающихся с особенностями первых научных исследований.
Художественно-эстетическое представлено кружком «Музей в моем классе». Цель: развивать у детей интерес к истории возникновения музея.
Патриотическое направление представлено кружком «Россия и Тульский край».
В заключение хочу перечислить факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
- Полная семья
- Высокий уровень образования родителей
- Правильные методы воспитания в семье, Отсутствие конфликтной ситуации в семье
- Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса
- Адекватное осознание своего положения в группе сверстников
Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе, ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя
Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к учебной нагрузке. Облегч...
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации доклад для родителей первоклассников...
СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»
Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »
Цель проекта: повысить у ребят уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...
Программа занятий с детьми первых классов в период адаптации их к обучению в условиях коррекционной школы: "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ".
Программа направлена на развитие адаптационных способностей первоклассников, снятие нервно-психического напряжения, обучение детей методам релаксации, активизацию познавательного интереса, развитие ме...