Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников.
статья

Хут Мулиат Муратовна

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организации в период адаптации первоклассников

ХутМулиат Муратовна

Учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6»

E –mail: mulina.rodnaua@mail.ru

Начальный период обучения в школе является одним из сложных и важных моментов в жизни каждого ученика.  В современном обществе семья играет многофункциональную роль. Она должна помочь ребенку в период обучения в начальной школе, в частности, в ходе адаптации к ней. От того, как проходит привыкание первоклассника к новым условиям, как складываются его отношения с одноклассниками и учителями, во многом зависит и его будущее. В ходе адаптации к школе педагогу важно обратить внимание не только на душевные переживания ученика, его морально-психологическое состояние, но и на отношение к нему родителей, выступающих неким связующим звеном между школой (учителями) и детьми. От гармоничного взаимодействия всех участников процесса адаптации первоклассников (родителей, учеников и учителей) во многом зависит его конечный результат -  уровень адаптированности учащихся.

В настоящий момент в системе образования особое место занимает семейное сопровождение в процессе обучения школьника. Государство уделяет ему большое внимание, так как именно в семье закладываются основы личности школьника. Многие родители ошибочно считают, что с поступлением ребенка в школу их роль в воспитании заканчивается, они перекладывают ответственность за ребенка на школьных учителей. На самом деле эффективность воспитания напрямую зависит от уровня педагогической грамотности родителей и их полноценного участия в нем.  

В начальной школе ученик очень нуждается в поддержке и участии в его жизни самых близких для него людей – членов семьи. Попадая в новую ситуацию, первоклассник испытывает тревогу и стресс из-за незнания и непонимания школьной обстановки, где ему предстоит социализироваться без привычной поддержки родителей. Большое количество информации, необходимость соблюдать школьную дисциплину, взаимодействовать с одноклассниками требуют от ученика высокой мобилизации внутренних личностных ресурсов. При этом родители не всегда готовы оказать ему поддержку.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом, ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Учитель должен рассказать родителям первоклассников, что позитивное развитие эмоциональной сферы их ребенка зависит от взаимоотношений в семье. Обсуждение всех событий, которые произошли с учеником в течение дня, создание доверительных отношений между родителями и им – хороший инструмент воспитания. Теплая семейная атмосфера и забота близких помогут стабилизировать эмоциональный фон учащегося, справиться с возникающими в школе трудностями, а безусловное принятие первоклассника и объективная критика его поступков сформируют в нем правильное отношение к понятиям, помогут понять, «что такое хорошо и что такое плохо», создадут оценочную базу суждений.

Главным  фактором, от которого  зависит уровень адаптации, является  готовность ребенка  к  школе.  Говоря  о готовности  ребенка  к школьному  обучению,  следует

отметить, что она определяется  интеллектуальным,  мотивационным,  коммуникационным и физическим уровнем развития личности. Понятие «готовность к школе» включает в себя два аспекта: педагогический и психологический.

Педагогическая  готовность к  школе характеризуется  уровнем овладения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения в школе, что может облегчить первый этап обучения в ней. Однако наличие высокого уровня педагогической готовности не является гарантией успешного включения ребенка в школьную жизнь и высокого уровня адаптации.

Психологическая готовность к школе – это система взаимосвязанных качеств, таких как особенности мотивации, достаточный уровень познавательного, интеллектуального и речевого развития, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, тип отношений со сверстниками и взрослыми.  Высокий уровень психологической готовности является гарантией благоприятного протекания адаптационного периода.

Внимание педагога к обозначенной проблеме, использование в педагогическом процессе методов и приемов, способствующих снижению трудностей адаптации, позволит минимизировать негативные тенденции в познавательном и личностном развитии учащихся в этот сложный для них период школьной жизни.

Для облегчения процесса адаптации учителю необходимо выбрать оптимальный стиль общения, учитывающий особенности данного периода. Речь идет про разумную и понятную первоклассникам требовательность, эмоциональную сдержанность, тактичность, доверительный тон, четкую и спокойную дикцию.

В работе с младшими школьниками в адаптационный период очень важна похвала и адекватно-позитивная оценка их действий. Не стоит сравнивать успех ученика с заданным эталоном, достижениями его одноклассников. Большое значение в это время имеет поддержка инициативы ученика, стремления ответить на вопрос, высказать свою точку зрения, написать красиво в тетради, помочь товарищу.

Педагогу важно помнить, что вместе с учениками в школу «поступили» и родители, эмоциональное напряжение которых также высоко и напрямую отражается на состоянии детей. Эффективным на этапе адаптации было бы проведение «родительских встреч», на которых можно разъяснить особенности данного этапа школьного обучения, характер связанных с ним трудностей, дать рекомендации, выстроить стратегии совместной работы. Результат воспитания может быть успешным, когда учитель и родители являются союзниками. По классификации Л. В. Байбородовой формы взаимодействия педагогов и семьи бывают:

- коллективными: родительские собрания, лектории, конференции для обмена опытом, вечера проблем и решений, диспуты-размышления по вопросам воспитания, встречи родителей с администрацией школы и учителями, дни открытых дверей;

-  групповыми:  взаимодействия  с  родительским  комитетом,  групповые консульта

ции, практические занятия для родителей с привлечением профильных экспертов;

- индивидуальными: беседы, задушевные разговоры, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка [1].

Свою работу с родителями начинаю с проведения первого собрания в мае по теме:«Готов ли ваш ребенок к школе?» Следующее собрание провожу перед началом учебного года в августе по теме: «Вы и ваш ребенок впервые идете в школу». Для индивидуального знакомства с детьми и родителями приглашаю их на встречу. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребенка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребенок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители. В начале учебного года провожу индивидуальные консультации по инициативе родителей или по своей инициативе.  Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными. Очередное собрание родителей провожу по теме «Особенности физического и психологического развития детей 6,5 – 7 лет.Трудности адаптации». Во втором полугодии провожу собрание «Родителям об особенностях памяти и внимания младших школьников».  Итоговое родительское собрание - «Перелистывая страницы учебного года». На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы педагога, родителей, учащихся за год.  Встреча бывает торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися. К собранию проводится большая подготовительная работа в классе.

В следующих классах начальной школы продолжаю проведение тематических родительских собраний соответственно возрасту учащихся.

Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяют общаться с родителями через сайт «Школьный портал».

Важно, чтобы в начальной школе у ребенка не угасло желание быть хорошим, а у матери не ожесточилось сердце. Учителя ждет успех и в воспитании, и в обучении только тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители твердо уверены, что их ребенок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим такой, какой он есть. При этом ребенок активно постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Добиваясь единства семьи и школы в создании учебно-воспитательного пространства,руководствуюсь выражением: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два – значит, учителя с родителями должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.

Литература

1.  Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия

     развития: Академия Холдинг. 2003.

2.  Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Адаптация первоклассников к школе. // 2018.

      Начальная школа, № 7.

3.  Горская С. В., Юденкова И. В., Швецов Н. В. Роль семьи в адаптации

     первоклассников к школе. // 2019. Начальная школа, №10.

4.  Замуруева Е. Г., Крыжановская О. В. Тематическое родительское собрание как

     средство эффективного взаимодействия семьи и школы. М.: Планета. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Организация уроков в период адаптации первоклассников.

Организация уроков в период адаптации первоклассников....

Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"

Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации

В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Создание оптимальных условий для оказания помощи семьям в период адаптации первоклассников к школе....