Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
статья на тему
Учитель в статье раскрывает основные психологические связи общей характеристики учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_harakteristika_uchebnoy_deyatelnosti_v_mladshem_shkolnom_vozraste.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте |
Младший школьный возраст - Учебная деятельность |
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. "Не умел" - "Умею", "Не мог" - "Могу", "Был" - "Стал" - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность. Исследуя учебную деятельность, Д.Б.Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень изменений. Он писал: "Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций". Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребенка, а ребенок учится оценивать самого себя. Оценка как внешнее действие, фиксированное на результате, способствует тому, что ребенок выделяет себя как предмет изменений. В учебной деятельности действия совершаются прежде всего с идеальными объектами - буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции. Высшие психические функции, согласно Л.С.Выготскому, развиваются в коллективном взаимодействий людей. Л.С.Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития: "Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, как к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать это положение как закон в полном смысле этого слова...". Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь. Это перенесение внутрь осуществляется при условии совместной деятельности взрослого и ребенка. В учебной деятельности - учителя и ученика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающи...
Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному....
Формирование и развитие коллективного субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Курсовая работа...
Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формировани...
Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
характеристика ценностных ориентиров...
Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»
Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые апробированы и внедрены в практику урочной ...
Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов в ГБОУ СОШ № 1393Подготовила: учитель начальных классовНикифо...