Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
консультация (3 класс) по теме

Югова Светлана Васильевна

Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx55.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния успешной деятельности на  самооценку обучающихся.

Объект исследования: самооценка младшего школьника.

Предмет исследования: формирование самооценки как фактора успешности деятельности младшего школьника.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что успешность учебной деятельности взаимосвязана с самооценкой детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1.Раскрыть теоретические аспекты самооценки.

2.Изучить влияние проектной деятельности на самооценку учащихся

3.Разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки для учителей начальных классов.

1. теоретическое обоснование

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

В ходе нашей работы  нами было проведено  исследование самооценки школьников 3 класса. Перед началом работы над проектом, школьникам предлагалось оценить самого себя по методике «Лесенка» (В.Г. Щур). После выполнения проекта и опроса учащихся начальной школы, (предлагалось ответить на вопрос: хотят ли они получить такие же магниты») ,  ребятам вновь предложили оценить самого себя. Результаты представлены на графике.

График №1. « Результаты исследования до выполнения проекта»

График № 2 « Результаты  исследования после выполнения проекта и опроса школьников»

Анализируя полученные данные мы видим, что уровень самооценки школьника повышается в результате успешной деятельности и положительной оценки окружающих.

Гипотеза исследования подтвердилась, доказано, что успешность  деятельности взаимосвязана с самооценкой детей младшего школьного возраста. И мы можем определить, что самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Рекомендации учителям

Анализируя литературу по изученной проблеме, я составила  рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
  • Не стоит сравнивать детей, нужно отмечать достижения ребенка, его положительные качества.
  • Необходимо предлагать учащимся самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель
  • педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  • и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  • работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  • педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
  • педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
  •  обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  • предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  • предоставлять детям возможность делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Аннотация  Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...

статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...

Проект по теме: «Трудовая деятельность детей младшего школьного возраста»

Задачи проекта:•Расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях и перелетных;•Воспитывать заботливое отношение к ним;•Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу;•Изготовить кормушки для...

Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формировани...

Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»

Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые  апробированы  и  внедрены в практику  урочной ...

Выступление «Самооценка и рефлексия на уроках у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

У детей младшего школьного возраста учеба является приоритетной деятельностью, именно она влияет на формирования самооценки ребенка, а также напрямую связана с его успехами в учении....

Исследование закономерностей формирования функциональной двигательной асимметрии у детей младшего школьного возраста

В спортивной печати давно ищут ответы на вопросы как у спортсмена своевременно выявить ведущую руку, толчковую ногу. В данной статье даются ответы на функиональную симметрию и асимметрию в познании та...