Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
консультация (3 класс) по теме
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka.docx | 55.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема исследования: Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение влияния успешной деятельности на самооценку обучающихся.
Объект исследования: самооценка младшего школьника.
Предмет исследования: формирование самооценки как фактора успешности деятельности младшего школьника.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что успешность учебной деятельности взаимосвязана с самооценкой детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические аспекты самооценки.
2.Изучить влияние проектной деятельности на самооценку учащихся
3.Разработать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки для учителей начальных классов.
1. теоретическое обоснование
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному.
Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.
В ходе нашей работы нами было проведено исследование самооценки школьников 3 класса. Перед началом работы над проектом, школьникам предлагалось оценить самого себя по методике «Лесенка» (В.Г. Щур). После выполнения проекта и опроса учащихся начальной школы, (предлагалось ответить на вопрос: хотят ли они получить такие же магниты») , ребятам вновь предложили оценить самого себя. Результаты представлены на графике.
График №1. « Результаты исследования до выполнения проекта»
График № 2 « Результаты исследования после выполнения проекта и опроса школьников»
Анализируя полученные данные мы видим, что уровень самооценки школьника повышается в результате успешной деятельности и положительной оценки окружающих.
Гипотеза исследования подтвердилась, доказано, что успешность деятельности взаимосвязана с самооценкой детей младшего школьного возраста. И мы можем определить, что самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Рекомендации учителям
Анализируя литературу по изученной проблеме, я составила рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников:
- Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
- Не стоит сравнивать детей, нужно отмечать достижения ребенка, его положительные качества.
- Необходимо предлагать учащимся самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
Аннотация Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...
статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...
Проект по теме:«Трудовая деятельность детей младшего школьного возраста»
Задачи проекта:•Расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях и перелетных;•Воспитывать заботливое отношение к ним;•Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу;•Изготовить кормушки для...
Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формировани...
Мастер-класс: «Самооценка как фактор успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста»
Цель: раскрыть самооценку младших школьников ,используя в качестве обратной связи инструменты самооценки младших школьников, которые апробированы и внедрены в практику урочной ...
Выступление «Самооценка и рефлексия на уроках у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
У детей младшего школьного возраста учеба является приоритетной деятельностью, именно она влияет на формирования самооценки ребенка, а также напрямую связана с его успехами в учении....
Исследование закономерностей формирования функциональной двигательной асимметрии у детей младшего школьного возраста
В спортивной печати давно ищут ответы на вопросы как у спортсмена своевременно выявить ведущую руку, толчковую ногу. В данной статье даются ответы на функиональную симметрию и асимметрию в познании та...