Особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кочетова Анна Витальевна

Поступление в школу является важным и переломным моментом в жизни ребенка, переходом к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Как отмечает В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особенный период в жизни ребенка, выделившийся исторически сравнительно недавно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебно-познавательной деятельности детей

младшего школьного возраста

Поступление в школу является важным и переломным моментом в жизни ребенка, переходом к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Как отмечает В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особенный период в жизни ребенка, выделившийся исторически сравнительно недавно. Выделение данного возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования [1]. Характерная отличительная черта положения ученика заключается в том, что его обучение считается неотъемлемой, социально и общественно важной деятельностью. За нее он несет ответственность перед педагогом, школой, семьей. Жизнедеятельность учащегося подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил [2].  Учебно-познавательная деятельность – это развитие познавательных процессов и овладение компонентами учебной деятельности.  Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в независимые виды психической деятельности, обладающие собственной целью, мотивом и способами выполнения. Познавательные процессы это и есть особенности познавательной деятельности. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка [1]. На протяжении младшего школьного возраста у детей происходит развитие познавательных процессов, овладение всеми компонентами учебной деятельности. Для того чтобы развитие познавательных процессов проходило систематически, целенаправленно и эффективно, нужна мотивация и заинтересованность в изучении учебного материала. Поэтому для активизации учебно-познавательной деятельности используют игру.

  1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология // Л. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2011.
  2. Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие // В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".

Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО физического ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста....

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Отражена актуальность исследования особенностей мышления младших школьников с задержкой психического развития, приведены результаты диагностического исследования.Ключевые слова: мыслительная дея...

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В настоящее время отмечается значительное увеличение количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой п...

Понятие «математическая речь» и особенности её развития у детей младшего школьного возраста

В общей системе образования начальная школа играет чрезвычайно важную роль. Эта связь, которая должна обеспечить интегральное развитие личности ребенка, его социализацию, возникновение элементарной ку...

Особенности нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста

Механическая дислалия. Актуальность проблемы. Исследовательская работа....