Программа занятий с использованием песочной игротерапии «Волшебный песок»
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_s_ispolzovaniem_pesochnoy_terapii.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий с использованием песочной игротерапии «Волшебный песок»
Пояснительная записка.
Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме. Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом дети выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации (Экстериоризация— означает переход действия из внутреннего во внешний план. Это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики).
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Игровые методы применяются:
- с целью диагностики;
- с целью профилактики;
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе продолжительного психологического воздействия;
- на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.
Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми.
У детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как многие заболевания могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.
Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
Песочная игротерапия применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:
- трудности в общении;
- взаимоотношения детей и родителей;
- психологические травмы;
- расстройства настроения;
- кризисные ситуации;
- страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
- проблемы поведения.
Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:
- развить более позитивную Я - концепцию;
- развить самооценку;
- обрести веру в себя;
- овладеть чувством контроля;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
- научить способам самовыражения.
При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:
- Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
- Создавать ощущение дозволенности.
- Понимать и принимать мир ребенка.
- Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
- Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
- Облегчить ребенку принятие решений.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.
Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Для игр с песком используется материал:
- водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
- вода;
- небольшие подносы;
- стаканчики для воды;
- лопаточки;
- формочки;
- мелкие игрушки;
- животные;
- сказочные персонажи;
- транспорт;
- геометрические формы;
- природный материал;
- камешки, ракушки;
- бросовый материал.
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.
Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.
Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.
Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.
Структура занятия:
1.Водная часть.
- Ритуал приветствия.
2. Основная часть.
3.Заключительная часть.
- Рефлексия прошедшего занятия (описание песочного мира, рассказ, рисование).
- Ритуал прощания с песочницей
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
Правила поведения в песочнице:
1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После занятия убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть руки.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:
1. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры, можно продлить игру в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие завершается.
3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
4. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек, она становится посредником для ребенка в играх с песком.
Сроки и время реализации программы: 21 день
Развивающий материал для занятий представлен в виде психопрофилактических, дидактических игр-упражнений. Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей 2-3 человека.
Продолжительность одного занятия 30–35 минут.
Периодичность — 2-3 раза в неделю.
Курс песочной терапии — 10 занятий.
Требования к участникам и ведущему программы.
1.Согласие и желание ребенка.
2.Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий.
3.У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Вид программы: модифицированная.
Содержание программы.
Основополагающие принципы песочной терапии: минимум инструкций, ненавязчивость психолога, а также «принцип чуткого наблюдения». Наша задача — быть рядом, предлагать интересные задания и принимать то, что создает ребенок. Роль психолога — быть свидетелем и с уважением относиться к трудностям детей. Когда приходит время, строительство закончено, необходимо принести в эту процедуру слова, взять на себя роль посредника.
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, ее реконструкция, а также многократное создание сюжетов придает работе определенный вид ритуала.
Тематический план.
№ | Тема занятия | Формы работы |
1 | Знакомство «Песочное знакомство» | Упражнения, игры, рефлексия |
2 | «Загадочный круг» | Рисование, игры, упражнения, составление мандал, рефлексия |
3 | «Песочная страна» | Рисование, презентация рисунков, презентация картин в песке, упражнение, рефлексия |
4 | «Мы создаем мир» | Упражнение, презентация картин в песке, рефлексия |
5 | «Добрый песок» | Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия |
6 | «Дерево желаний» | Чтение сказки, упражнение, презентация картин в песке, рефлексия |
7 | «Песочное волшебство» | Упражнения в песке, дыхательные упражнения, игры, рефлексия |
8 | «Сказка» | Игры, придумывание сказок, проигрывание сказок, рефлексия |
9 | «Мы создаем мир» | Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия |
10 | «Путешествие в Песочный город» | Познавательные игры в песке, рефлексия |
Литература.
1.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 1998.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2007.
3.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.
4.Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.
5.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.
6.Сакович Н.А. Sandplay с маленькой буквы «s». Газета «Школьный психолог», № 9/2006.
7.Соловьева Н. Познавательные игры на песке. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.
8.Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Использование песочной терапии на логопедических занятиях.
В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....
"Здоровьесбережение. Песочная игротерапия в начальной школе".
Данная статья знакомит с Песочной игротерапией, с многогранным использованием данной технологии в начальной школе.Рассмотрен вопрос о включении Песочной игротерапии в комплекс работ по здоровьесбереже...
Желтый цвет песочная игротерапия
Желтый цвет песочная игротерапия...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с кинетическим песком «Волшебный песок»
Коррекционно-развивающее занятие с кинетическим песком решает следующие задачи:Образовательные:- стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;- активизировать словарный запас;- фо...
Конспект занятия. Тема: "Волшебный песок"
Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации....
Конспект занятия с использованием арт-терапии. Тема: "Волшебный песок"
Развивающее занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и музыкотерапии....