Программа занятий с использованием песочной игротерапии «Волшебный песок»
рабочая программа на тему

Иваненко Инна Анатольевна
Использование песочной терапии, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanyatiy_s_ispolzovaniem_pesochnoy_terapii.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий с использованием песочной игротерапии «Волшебный песок»

Пояснительная записка.

Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.

Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме. Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом дети  выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации (Экстериоризация— означает переход действия из внутреннего во внешний план. Это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики).

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми.

У детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как многие заболевания могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).

Песочная игротерапия применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я - концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи: 

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.

Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

Структура занятия:

1.Водная часть.

- Ритуал приветствия.

2. Основная часть.

3.Заключительная часть.

- Рефлексия прошедшего занятия (описание песочного мира, рассказ, рисование).

- Ритуал прощания с песочницей

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.

Правила поведения в песочнице:

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После занятия убрать все игрушки на свои места.

4. После игры в песке надо помыть руки.

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:

1. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры, можно продлить игру в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие завершается.

3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

4. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек, она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Сроки и время реализации программы: 21 день

Развивающий материал для занятий представлен в виде психопрофилактических, дидактических игр-упражнений. Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей 2-3 человека.

Продолжительность одного занятия 30–35 минут.

Периодичность — 2-3 раза в неделю.

Курс песочной терапии — 10 занятий.

Требования к участникам и ведущему программы.

1.Согласие и желание ребенка.

2.Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий.

3.У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

     Вид программы: модифицированная.

Содержание программы.

Основополагающие принципы песочной терапии: минимум инструкций, ненавязчивость психолога, а также «принцип чуткого наблюдения». Наша задача — быть рядом, предлагать интересные задания и принимать то, что создает ребенок. Роль психолога — быть свидетелем и с уважением относиться к трудностям детей. Когда приходит время, строительство закончено, необходимо принести в эту процедуру слова, взять на себя роль посредника.

 От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, ее реконструкция, а также многократное создание сюжетов придает работе определенный вид ритуала.

Тематический план.

Тема занятия

Формы работы

1

Знакомство «Песочное знакомство»

Упражнения, игры, рефлексия

2

«Загадочный круг»

Рисование, игры, упражнения, составление мандал, рефлексия

3

«Песочная страна»

Рисование, презентация рисунков, презентация картин в песке, упражнение, рефлексия

4

«Мы создаем мир»

Упражнение, презентация картин в песке, рефлексия

5

«Добрый песок»

Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия

6

«Дерево желаний»

Чтение сказки, упражнение, презентация картин в песке, рефлексия

7

«Песочное волшебство»

Упражнения в песке, дыхательные упражнения, игры, рефлексия

8

«Сказка»

Игры, придумывание сказок, проигрывание сказок, рефлексия

9

«Мы создаем мир»

Упражнения, презентация картин в песке, рефлексия

10

«Путешествие в Песочный город»

Познавательные игры в песке, рефлексия

Литература.

1.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 1998.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2007.

3.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

4.Кузуб Н., Осипук Э. В гостях у песочной феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.

5.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.

6.Сакович Н.А. Sandplay с маленькой буквы «s». Газета «Школьный психолог», № 9/2006.

7.Соловьева Н. Познавательные игры на песке. Газета «Школьный психолог», № 6/2006.

8.Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Использование песочной терапии на логопедических занятиях.

В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....

"Здоровьесбережение. Песочная игротерапия в начальной школе".

Данная статья знакомит с Песочной игротерапией, с многогранным использованием данной технологии в начальной школе.Рассмотрен вопрос о включении Песочной игротерапии в комплекс работ по здоровьесбереже...

Желтый цвет песочная игротерапия

Желтый цвет песочная игротерапия...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с кинетическим песком «Волшебный песок»

Коррекционно-развивающее занятие с кинетическим песком решает следующие задачи:Образовательные:- стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;- активизировать словарный запас;- фо...

Конспект занятия. Тема: "Волшебный песок"

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР с использованием средств альтернативной коммуникации....

Конспект занятия с использованием арт-терапии. Тема: "Волшебный песок"

Развивающее занятие на основе песочной терапии с элементами сказкотерапии и музыкотерапии....