рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"
рабочая программа (2 класс) на тему

Петрова Надежда Аркадьевна

рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционной работы в начальной школе

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями   в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций); психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора); социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей).

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости .  Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Цель:

 формирование у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

  1. Создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развить групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  4. Формировать глубокий, устойчивый интерес  к предмету.
  5. Расширять кругозор учащихся, их любознательность.
  6. Развивать внимание, логическое мышление, аккуратность, навыки самопроверки учащихся.
  7. Активизировать слабых учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Старобачатская  СОШ»,  на изучение предмета  «Математика»  во 2 классе отводится 34 часа: 1 недельный час.

Планируемые результаты программы:

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях .

Содержание программы:

  1. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
  2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
  5. Использовать наглядный материал.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

● контроль  успеваемости и поведения учащихся в классе;

● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

● ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  1. формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
  2. обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
  3. побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;
  4. установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  5. использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  6. максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
  7. разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  8. использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

для учащихся 2-х классов

( УМК «Перспективная начальная школа)

№п/п

дата

                         содержание

Предмет

Главные и неглавные члены предложения. Постановка вопросов к разным членам предложения

русский язык

Арифметическая сюжетная задача.

математика

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

литературное чтение

Разные формы слова.

русский язык

Поразрядные способы сложения в пределах 100.

математика

Основа предложения.

русский язык

Н.Носов «Фантазеры».

литературное чтение

Поразрядные способы вычитания в пределах 100.

математика

Построение текста.

русский язык

Устное сложение и вычитание чисел в пределах100.

математика

Н.Носов «Фантазеры». Составление  портрета  героев рассказа.

литературное чтение

Род слов-названий предметов.

русский язык

Поразрядное вычитание однозначного числа  из двузначного с переходом через разряд.

математика

Начальная форма слов-названий предметов, признаков, действий.

русский язык

В.Драгунский «Гусиное горло». Развитие темпа чтения.

литературное чтение

Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

окружающий мир

Задачи на разностное сравнение чисел

математика

Чередование ударных и безударных гласных

русский язык

Задачи на умножение.

математика

Слова-названия предметов с основой на шипящий звук

русский язык

Написание парных глухих и звонких согласных.

русский язык

Периметр прямоугольника.

математика

Л.Толстой «Акула». Формирование техники чтения.

литературное чтение

Звукобуквенный анализ слова.

русский язык

Увеличение числа в несколько раз. Решение задач.

математика

Написание разделительного ъ и ь.

русский язык

Важнейшие права граждан России

окружающий мир

Написание парных звонких и глухих согласных.

русский язык

Изложение. Его написание по плану.

русский язык

Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Моделирование и решение задач на сложение с помощью уравнений

математика

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...