рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"
рабочая программа (2 класс) на тему
рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrekcionnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционной работы в начальной школе
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций); психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора); социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей).
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости . Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Цель:
формирование у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи:
- Создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развить групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формировать глубокий, устойчивый интерес к предмету.
- Расширять кругозор учащихся, их любознательность.
- Развивать внимание, логическое мышление, аккуратность, навыки самопроверки учащихся.
- Активизировать слабых учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 34 часа: 1 недельный час.
Планируемые результаты программы:
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях .
Содержание программы:
- Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
- Использовать наглядный материал.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
● контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
● ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
для учащихся 2-х классов
( УМК «Перспективная начальная школа)
№п/п | дата | содержание | Предмет |
Главные и неглавные члены предложения. Постановка вопросов к разным членам предложения | русский язык | ||
Арифметическая сюжетная задача. | математика | ||
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». | литературное чтение | ||
Разные формы слова. | русский язык | ||
Поразрядные способы сложения в пределах 100. | математика | ||
Основа предложения. | русский язык | ||
Н.Носов «Фантазеры». | литературное чтение | ||
Поразрядные способы вычитания в пределах 100. | математика | ||
Построение текста. | русский язык | ||
Устное сложение и вычитание чисел в пределах100. | математика | ||
Н.Носов «Фантазеры». Составление портрета героев рассказа. | литературное чтение | ||
Род слов-названий предметов. | русский язык | ||
Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. | математика | ||
Начальная форма слов-названий предметов, признаков, действий. | русский язык | ||
В.Драгунский «Гусиное горло». Развитие темпа чтения. | литературное чтение | ||
Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. | окружающий мир | ||
Задачи на разностное сравнение чисел | математика | ||
Чередование ударных и безударных гласных | русский язык | ||
Задачи на умножение. | математика | ||
Слова-названия предметов с основой на шипящий звук | русский язык | ||
Написание парных глухих и звонких согласных. | русский язык | ||
Периметр прямоугольника. | математика | ||
Л.Толстой «Акула». Формирование техники чтения. | литературное чтение | ||
Звукобуквенный анализ слова. | русский язык | ||
Увеличение числа в несколько раз. Решение задач. | математика | ||
Написание разделительного ъ и ь. | русский язык | ||
Важнейшие права граждан России | окружающий мир | ||
Написание парных звонких и глухих согласных. | русский язык | ||
Изложение. Его написание по плану. | русский язык | ||
Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Моделирование и решение задач на сложение с помощью уравнений | математика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...
Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...
"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный стандарт педагога». Ор...
«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....