Программа коррекционной работы в начальной школе в рамках ООП НОО
рабочая программа
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционной работы в начальной школе в рамках ООП НОО | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Таёжный
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В РАМКАХ ООП НОО
Составила:
Бревнова Наталья Михайловна
Педагог-психолог
п. Таёжный
Содержание:
- Пояснительная записка ……………………………………………………………..……….3
- Теоретико-методологические основания программы коррекционной работы…………..8
- Принципы программы коррекционной работы …………………………………..…..……8
- Планируемые результаты…………………………………………………………………...10
- Направление работы ……………………………………………………………….……….11
- Структура программы коррекционной работ
6.1.Концептуальный модуль………………………………………………………………..12
6.2.Диагностико-консультативный модуль………………………………………………..12
6.3.Коррекционно-развивающиий модуль…………………………………………………13
6.4.Лечебно-профилактический модуль…………………………………………………...13
6.5.Социально-педагогический модуль……………………………………………………13
7. Этапы реализации программы …………………………………………………………………..14
8. Требования к условиям реализации программы:
8.1. Психолого – педагогическое обеспечение……………………………………………..14
8.2. Программно – методическое обеспечение…………………………………….............14
8.3. Кадровое обеспечение…………………………………………….………………….....15
8.4. Материально – техническое обеспечение………………………………………….….15
8.5. Информационное обеспечение…………………………………………........................15
9. Механизмы реализации программы:
9.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения..……………………..16
9.2. Социальное партнерство……………………………………………………………...…16
9.3. Психолого – медико – педагогическое сопровождение (ПМПк)..………………...….16
10.Форма содержание работы:
10.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися…………………...17
10.2. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда………………………………..17
10.3. Коррекционно-развивающая работа психолога-педагога……………………………..18
11. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы………………….19
12.Ожидаемые результаты введения программы ………………………………………………. 19
13.Приложение………………………………………………………………………………………20
1. Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
- Закон РФ «Об образовании». «Об образовании» (от 13 января 2006 с последующими дополнениями и изменениями);
- Проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 15 июля 2011 года).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010г., рег. №16299.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010г. регистрационный № 18638.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011г., рег.№19676.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011г., рег. № 19993, опубликовано 16марта 2011г.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
11.Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001
12.О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
13.Устав образовательного учреждения МБОУСОШ п.Таёжный.
При определении структуры, содержания, ресурсного обеспечения, этапов и результатов программы коррекционной работы инвариантными являются следующие позиции:
- программа коррекционной работы основана на положении ФГОС НОО о необходимости учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (п.2);
- программа коррекционной работы является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования и разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно (п.16.8 ФГОС НОО);
- объективным основанием для разработки программы коррекционной работы, определения особенностей организации образовательного процесса является наличие в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к которым относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания:
- дети-инвалиды (при наличии подтверждающих документов установленного образца);
- другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания;
- обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению ими образования без создания для этого специальных условий (в редакции Проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по состоянию на 15 июля 2011 года);
- программа коррекционной работы должна предусматривать коррекционно-развивающее сопровождение освоения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования только тем детям с ОВЗ, потребности и возможности которых позволяют освоить программы общеобразовательной школы;
- содержание коррекционной работы может быть только вариативным, соответствующим диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования;
- структура программы коррекционной работы, конкретизация ее содержания определяется Примерной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения (раздел 7);
- программа строится с учетом принципов коррекционной педагогики;
- программа коррекционной работы в соответствии с требованиями к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, определенными приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106, должна обеспечить наличие в образовательном учреждении системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
Задачи | Комплекс мероприятий | Ожидаемый результат |
1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья | 1. Диагностический минимум: 1.1.диагностика речевых нарушений школьников (сбор информации об основных компонентах речи); 1.2.степень сформированности познавательных процессов:
1.3.степень сформированности эмоционально – личностной сферы:
1.4. изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. 2. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностического минимума | 1. Формирование групп на основе оценки контингента обучающихся для определение специфики и образовательных потребностей. 2. Включение родителей в процесс и (или) направление коррекционной работы. 3. Сведения о степени сформированности: уровня речевого развития, познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. |
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов | 1.Социальное партнерство:
2. Определение ЗБР ребенка и выявление его резервных возможностей через школьный консилиум. 3. Заполнение индивидуального маршрута развития ребенка с учетом:
| 1.Индивидуальная карта развития ребенка. |
3.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности | 1. Выбор:
2. Определение роли по взаимодействию УОП, в том числе с внешними ресурсами различных институтов общества:
| 1. Режим обучения, в том числе коррекционных, релаксационных и здоровьесберегающих занятий. 2. Форма обучения (очная, дистанционная, на дому) 3. Набор эффективных методик и приемов обучения детей:
взаимодействие специалистов |
4.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении | 1. Отбор кадрового потенциала по критериям:
2. Разработка системы методического обучения, используя внутренние школьные резервы и возможности социального партнерства. 3. Просветительная деятельность (лекции, беседы, круглые столы, методический калейдоскоп, тематические выступления). 4. Формирование УМК (программ, учебников, учебных пособий, в том числе цифровых ресурсов и информационных фондов). 5. Наличие сетевых ресурсов. 6. Обеспечение здоровьесберегающих условие (ЛФК, фиточай, витаминизация, сенсорная комната, динамический час и (или) динамические перемены, ). 7. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях). 8. Обеспеченность материально – технической базы. | 1. Кадровое обеспечение. 2.Система (постоянно действующего) семинара и (или) консилиума. 3. Программно – методическое обеспечение. 4. Информационное обеспечение. 5. Здоровьесберегающий режим. 6. Материально – техническое обеспечение. 7. Введение в содержание обучения специальных разделов (колонка по коррекции в КТП) 8. Наличие программ коррекционной работы у специалистов |
5. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) | 1. Занятия специалистов в соответствии с:
| 1. Таблица «Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ» (индивидуальная карта развития ребенка) |
6. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии | 1. Корректировка ИУП с учетом индивидуальных особенностей ребенка (групп) 2. Введение в содержание обучения специальных разделов по коррекции | 1. Программа коррекционной работы 2.Учебный план 3. Рабочие программы |
7.Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг |
| 1. Режим дня 2. Расписание |
8.Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья | Реабилитация:
| 1.Уровень навыков бытовой деятельности 2. Социально – средовой статус 3. Самообслуживание |
9.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | 1. Выработка совместных мероприятий специалистами по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ 2. Консультативная помощь по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения 3. Беседы, круглые столы, тематические выступления, родительские собрания для родителей 4. Сотрудничество с родительской общественностью 5. Включение ребенка во внеурочную деятельность (участие в воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и других мероприятиях) | 1. Пакет рекомендаций |
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Категории детей с ОВЗ, обучающиеся в школе:
- Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения;
- Дети с нарушениями речи;
- Дети с нарушениями интеллекта;
- Дети, имеющие трудности в обучении обусловленные ЗПР
- Соматически ослабленные дети
- Дети слабовидящие и (или) с пониженным зрением
- Дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.
2.Теоретико-методологические основания программы коррекционной работы:
Теоретико-методологическими основаниями программы коррекционной работы является взаимосвязь трёх подходов:
- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
- комплексного, обеспечивающего учёт психолого-педагогических знаний о ребёнке;
- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределённую деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребёнка, отражающую специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы педагогов, психологов, учителей-логопедов
3. Принципы программы коррекционной работы :
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития. Закон неравномерности, гетерохронности развития личности ребенка означает, что каждый отдельный ребенок может находиться на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде:
-на уровне благополучия, соответствующего норме развития;
-на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития;
-на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо понимать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционно-развивающую работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося развития при отсутствии объективных данных о ребенке, о причинах и характере ограничений в возможности освоения им ООП НОО.
Коррекционно-развивающая работа требует постоянного систематического контроля и фиксации происшедших изменений (или их отсутствия) и, как следствие, контроля динамики хода и эффективности коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения в целом.
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей деятельности целесообразно рассматривать в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С.Выготский, который видел в этом "новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".
Д.Б.Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр – это "социальная ситуация развития" (по Л.С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Второй параметр – уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Третий параметр – уровень развития ведущей деятельности младшего школьника, играющей решающую роль в его развитии, без учета которой довольно трудно построить коррекционный процесс.
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения означает, что ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка – результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы, следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с младшим школьником без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова).
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
4.Планируемые результаты:
Обеспечение условий для достижения детьми с ОВЗ результатов обучения:
-личностных, в том числе:
•самоопределение;
•смыслоообразование;
• морально-этическая ориентация;
-метапредметных, среди которых:
•способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
•самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
•умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
•умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
•умение использовать знаково-символические средства
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических задач;
•способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
•умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
-предметных в максимально возможном по состоянию здоровья соответствии с планируемыми результатами ООП НОО
Ориентиром коррекционной работы, помимо метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО ребенком с ОВЗ, для образовательного учреждения должны стать ключевые личностные (социальные результаты), такие как:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества ребенка с ОВЗ со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Складывающаяся в соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки качества специального (коррекционного) образования подразумевает:
- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
-переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и социализацию – в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учётом возрастной ступени обучения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ.
Основой реализации программы коррекционной работы как составной части основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения должен стать индивидуальный подход, минимизирующий в процессе обучения риски для здоровья и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность реализации в повседневной жизни школы их полноценного образования.
5. Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
6.Структура программы коррекционной работы:
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
6.1.Концептуальный модуль
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи:
- защита прав и интересов ребенка;
- диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование всех участников образовательного процесса
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
6.2.Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
6.3.Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.
Коррекционно-развивающая работа включает:
Своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно – развивающий этап включает в себя:
1. Психологическое сопровождение – коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.
2. Логопедическое сопровождение – коррекция и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.
3. Педагогическое сопровождение – коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
6.4.Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, посещение бассейна, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
6.5.Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
7. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
8. Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
8.1.Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий;
- обеспечение специализированных условий;
- обеспечение здоровьесберегающих условий;
- обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
8.2. Программно-методическое обеспечение
- Специальные (коррекционные) образовательные программы начального образования для детей с ОВЗ VIIвида;
- коррекционноразвивающие программы;
- диагностический инструментарий;
- Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологниями. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
- Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями/ О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
- Гилленнбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников/ К. Гилленбранд; пер. с нем. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
- Лаут Г.В., Брак У.Б. Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. I. Стратегия и методы/ Пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста А.Б. Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.Ф. Ялпаева; под. ред. В.А. Сластёнина. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
- Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся/ А.Г. Зикеев. – 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
- Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций)/ Под общей ред. В.В. Пустоваловой. – Томск, 2008. – 256 с.
8.3. Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание школы введены ставки педагога-психолога, социального педагога, логопеда.
Педагоги проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
8.4. Материально-техническое обеспечение
- сенсорная комната;?
- кабинет психолога
- логопункт;
- фитобар?
- спортивный зал;
- тренажерный зал;
- медицинский кабинет;
- спортивная площадка;
- спортивное оборудование;
- лыжная база;
- столовая;
- библиотека;
- комбинированная учебная мастерская;
- кабинет обслуживающего труда;
8.5. Информационное обеспечение
- создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей к информационно-методическим фондам
9. Механизмы реализации программы
- взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ;
- социальное партнёрство;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ
9.1. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
9.2. Социальное партнёрство
Социальное партнёрство, предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья (РЦ «Солнышко», Центр «Доверие», «Берегиня», Управление соц. защиты населения, Отдел опеки и попечительства);
- взаимодействие со специалистами ПМПК, МСЭК, КДН;
- сотрудничество с родительской общественностью.
9.3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и детей с ОВЗ
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в задачи которого входит:
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии.
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.
- Выявление резервных возможностей развития.
- Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей.
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния уровень школьной успешности.
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят учитель - дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, учитель начальных классов, зам. директора по УВР, школьный врач (по необходимости приглашаются педагоги – предметники). Заседания консилиума проводятся один раз в четверть. Согласно плана работы психолого-педагогического консилиума ведётся работа по нескольким направлениям:
- мониторинг адаптивности учащихся 1, 5-х классов. Выявление детей «группы риска»;
- взаимодействие с классными руководителями по выявлению учащихся «группы риска»;
- осуществление психологической диагностики детей с девиантным поведением и школьной неуспеваемостью;
- разработка коррекционно-развивающего плана сопровождения данных детей;
- работа с семьями учащихся 1 класса, имеющих устойчивую дезадаптацию; перспективы взаимодействия семьи и школы по вопросам преодоления трудностей в развитии и обучении ребёнка.
10.Формы и содержание обучения
Обучение детей с ОВЗ осуществляется в режиме:
- общеобразовательных классов;
- обучения на дому.
Учащиеся, поступившие в общеобразовательные классы, обследуются всеми специалистами консилиума с целью выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи. На каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, в которой для детей с ОВЗ предусмотрен коррекционный блок.
Для детей-инвалидов, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении, о чём свидетельствует справка, заверенная амбулаторно-поликлиническим учреждением, организовано обучение на дому.
10.1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися:
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися. Ее проводят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель, педагог дополнительного образования.
10.2. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда:
Система преодоления нарушений речи на первоначальном этапе обучения детей с речевой патологией решает важнейшую задачу – подготовку этой категории учащихся к дальнейшему обучению в среднем и старшем звене, что является необходимым условием их интеграции в систему общего образования.
Основная цель логопедических занятий – создание предпосылок для овладения учебным материалом основной общеобразовательной программы,
оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
- развитие ручной и речевой моторики;
- развитие речеслухового восприятия;
- постановка и автоматизация звуков;
- дифференциация фонетически сходных звуков;
- формирование слогового и фонематического анализа и синтеза слов;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- развитие лексико-грамматического строя;
- формирование связной речи;
- развитие зрительно-пространственных представлений.
Выбор направлений работы индивидуально ориентирован в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности.
В зависимости от логопедического статуса учащихся в МБОУСОШ п.Таёжный логопедическая помощь реализуется в условиях двух организационных форм:
- индивидуальные логопедические занятия с учащимися с ОВЗ, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида. Коррекционная логопедическая работа проводится в форме индивидуальных занятий с периодичностью занятий два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.
В 1, 2 классах основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. В 3, 4 классах основное место занимает работа по коррекции нарушений письменной речи и устранению оставшихся недостатков устной речи, также проводится профилактика дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи школьников, на каждом занятии ставятся комплексные задачи, направленные как на коррекцию, так и на развитие всех компонентов речи.
При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Развитию речи», «Произношению», «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».
На каждого учащегося составляется индивидуальный план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.
- работа логопункта
Коррекционная логопедическая работа с учащимися с ОВЗ, обучающимися по общеобразовательной программе, проводится в форме групповых занятий. В группы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта.
Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется структурой речевого нарушения. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся три раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им, два раза в неделю; с детьми, имеющими фонетическое недоразвитие речи, работа проводится консультативно.
Продолжительность группового логопедического занятия 40 минут.
При планировании работы учитывается тематика и программный материал по «Обучению грамоте», «Литературному чтению», «Русскому языку».
На каждую группу учащихся составляется план работы, содержание которого определено структурой и характером речевого нарушения.
10.3. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
Система коррекционных занятий формируется в индивидуальной образовательной программе ребенка решением заседания ПМПк. Она включает в себя развивающие упражнения и комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух основных формах – индивидуальной и групповой по различным аспектам деятельности:
- По видам деятельности.
- По предметному содержанию деятельности.
- По уровню выполнения конкретного действия.
- По способам и средствам выполнения действий.
Основополагающими понятиями для эффективной коррекционно-развивающей работы являются понятия возрастной и индивидуальной нормы.
Большое значение уделяется активному привлечению ближайшего социального окружения ребенка к участию в его коррекционной программе, поскольку это является важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка. Это определяет зону его ближайшего развития, нацеленную на формирование психологических новообразований.
Коррекционная работа осуществляется в трех направлениях:
- «Делай, как я» - обучение эффективному способу выполнения задания до соответствия с образцом.
- «Давай сделаем вместе» - осознание ребенком своих возможностей и совместное нахождение эффективного способа выполнения задания.
- «Давай подумаем, как сделать лучше» - предельное расширение возможностей ребенка в выборе способа выполнения задания и его освоения.
Целесообразность каждого направления определяется конкретными задачами коррекционно-развивающей работы, поставленными перед специалистами после проведения всех диагностических мероприятий, в том числе после обработки данных контрольно-диагностических работ учащихся. Сформированные отчеты содержат в себе перечень заданий, выполнение которых позволяет ликвидировать учебные проблемы ребенка. Задания помещены в методическом сборнике, на каждое из них подобрано 20 упражнений, которые расположены простого к сложному.
Основное содержание психологических групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие детей и решение конкретных психологических проблем; на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального занятия – 20 минут. Периодичность проведения – дважды в неделю.
11.Показатели результативности и эффективности коррекционной работы
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:
— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ (показатели общей и качественной успеваемости по предметам);
— динамика индивидуального речевого развития учащихся с ОВЗ (положительная динамика в развитии устной и письменной речи);
— динамика развития познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий, кадровое обеспечение);
— взаимодействие педагогических работников образовательного учреждения в работе с обучающимися с ОВЗ ;
— сравнительная характеристика данных психолого-педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
— выбор направлений внеурочной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся;
— включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, направленный на реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.
12. Ожидаемые результаты реализации коррекционной программы:
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
Приложение № 1
Структура
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в МБОУСОШ п.Таёжный
Приложение № 2
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут обучающегося _класса_ ОУ на 2013- учебный год
Ф.И.О. обучающегося с ОВЗ:
Ф.И.О., должность педагога, члена школьного психолого-медико-педагогического консилиума,
ответственного за коррекционную работу:
Заключение специалистов внешнего ПМПК (шифр):
Заключения специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума :-педагога-психолога_-учителя-логопеда_-социального педагога_
Программа коррекционной работы с обучающимся:
Специалист | Направления коррекционной работы | Программа | Форма занятий | Рекомендации | Результат | ||
Педагог- психолог | Низкий уровень развития произвольных процессов. Низкая интенсивность учебной деятельности. | Хухлаева «Тропинка к своему я». Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-220с. | подгрупповая | Соблюдение охранительного режима; дозирование учёбной нагрузки; выполнение заданий по частям или с использованием заданного внешнего алгоритма | Повышение качества обучения, чёткое соответствие учебной нагрузки, способность адекватно судить о причинах своего успеха. | ||
Учитель-логопед | Нарушение речи системного характера, уровень речевого развития 3: воспитание слухового внимания, фонематического восприятия, развитие артикуляционной моторики, постановка звуков, дифференциация звуков, формирование умений и навыков речи. Словарь. Смысловая сторона речи. | Р.И. Лалаева Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., «Просвещение» 1983 Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. М. Просвещение, 1984. Фомичёва М.В. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.1996. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М. 2000. | подгрупповая | Учить звуковому анализу и синтезу на уровне слога, слова, предложения, фразы; развивать фонематический слух | Все звуки поставлены и автоматизированы. Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы. Чтение фразовое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Иннервация речевого аппарата в норме. Словарный запас соответствует возрастной норме. | ||
Учитель | Развитие внимания. Низкая работоспособность | Шабанова А.А. «Коррекционно развивающиеся занятия с учащимися начальной школы» М.:1998 «Инновационные подходы» (конспекты уроков. упражнения, занимательные задания ) | Индивидуально - подгрупповая | Положительная оценка не только успехов, но и прилежания, переключение на другой вид деятельности при затруднениях | Списывание и письмо по слуху выполняет с незначительным количеством ошибок (1-3). | ||
Социальный педагог | Культура поведения, самоконтроль | Вербицкая Е.П. «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения в процессе игровой деятельности» | Индивидуально-подгрупповая | Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребёнка в учебной деятельности, в быту и в досуговой деятельности, изучение особенностей социальной адаптации. | Правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения. |
Рекомендации медицинского работника_
Подписи членов внутришкольной ПМПК
Подпись родителя (законный представитель) обучающегося с ОВЗ:
«с ИКОМом ознакомлен , одобряю, готов оказывать содействие в его реализации, выполнять рекомендации специалистов«____»____________200__г.
Приложение № 3
Модель индивидуальной психолого-педагогической карты
обучающегося с ОВЗ
Ф.И.О.______________________________________________
Год рождения_____________________________________________
Год поступления в школу (в какой класс поступил, из какого учреждения)
___________________________________________________
Заключение внешней ПМПК______________________________________
Рекомендации внешней ПМПК ____________________________________________________
Рекомендовано посещение следующих занятий (отмечено знаком +) | ||||||||||
Учебный год: | ||||||||||
Внеурочные занятия | ||||||||||
Занятия в объединениях дополнительного образования в ОУ | ||||||||||
Занятия в объединениях дополнительного образования в других ОУ | ||||||||||
Посещение группы продленного дня школы полного дня) | ||||||||||
Индивидуальные (групповые) занятия у педагога-психолога | ||||||||||
Индивидуальные (групповые) занятия у педагога-дефектолога | ||||||||||
Индивидуальные (групповые) занятия у учителя-логопеда | ||||||||||
Медицинская коррекция | ||||||||||
Помощь социального педагога |
Приложение № 4
Программа первичного обследования обучающегося с ОВЗ социальным педагогом
Дата обследования: «____»____________200__г.
Общие сведения
ФИО обучающегося_______________________________
Дата рождения_____________________________
С какого времени, класса обучается в ОУ __________
Жилищные условия:
□ отдельная квартира □ дом
□ квартира снимается □ комната в общежитии
□ нет жилья □ прочее ________
Учебное место обучающегося / место для отдыха:
□ отдельная оборудованная комната □ собственный детский уголок
□ собственный письменный стол □ условий для занятий и отдыха нет
Кто осуществляет воспитание:
□ мать □ бабушка, дедушка
□ отец □ сестра, брат
□другие _______________________
Категория семьи обучающегося:
□ благополучная, □ малообеспеченная, □ неполная,
□ опекаемая, □ многодетная, □ учащийся является ребенком-инвалидом, □ неблагополучная (педагогически несостоятельная; злоупотребляющая алкоголем; конфликтная; жестокое обращение в семье; попустительское отношение; нужное подчеркнуть)
Внеурочная, внеучебная занятость обучающегося:
□кружки______________□ секции_______________________
□внеурочные занятия__________________________________________
Вид профилактического учета:
□ на учете не состоит □ «группа риска»: (нужное указать)
□ учет ОДН РУВД □часто пропускает учебные занятия
□ педагогический учет □склонность к бродяжничеству,
□склонность к воровству □не посещает учебные занятия
□склонность к вымогательству □суицидальное поведение
□другое _____________________________
Наличие вредных привычек:
□ к курению _________________ □ к наркомании_________
□ к распитию спиртного ___________□ к сквернословию __
□ к токсикомании ________________ □ другое____________
Уровень социальной адаптации:
□ успешный □ адаптация затруднена
□ испытывает незначительные трудности
□ испытывает значительные трудности
Имеющиеся проблемы обучающегося, его семьи на момент обследования:
Заключение:_________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________
Динамическое наблюдение социальным педагогом в процессе коррекционно-профилактической работы
Приложение № 5
Возникшие проблемы у обучающегося, его семьи
20__-20__г | 20__-20__г | 20__- 20__г | 20__-20__г | 20__-20__г | 20__-20__г | 20__-20__г | 20__-20__г | 20__-20__г | 20__-20__г | |
□ семья с недееспособными родителями; | ||||||||||
□ поставлен на учет в ОДН; | ||||||||||
□ неблагополучная семья; | ||||||||||
□ поставлен на педагогический учет; | ||||||||||
□ родители не справляются с соц.ситуацией; | ||||||||||
□часто пропускает учебные занятия; | ||||||||||
□ конфликтная семья; | ||||||||||
□ не посещает учебные занятия; | ||||||||||
□ ребенок самовольно уходит из дома; | ||||||||||
□ склонность к бродяжничеству; | ||||||||||
□ появилась угроза жизни детей в семье; | ||||||||||
□ склонность к воровству; | ||||||||||
□ деградация родителей; | ||||||||||
□ склонность к вымогательству; | ||||||||||
□ занятия проституцией; | ||||||||||
□ суицидальное поведение; | ||||||||||
□ зависимое поведение; | ||||||||||
□сложная жизненная ситуация (указ.) | ||||||||||
□ другое |
Приложение № 6
Проделанная в отношении обучающегося работа
□ индивидуальная коррекционно-воспитательная работа; | ||||||||||
□ выход в семью | ||||||||||
□ профилактические беседы/беседы с инспектором | ||||||||||
□ разбор проблем учащихся на классных часах | ||||||||||
□ малые педагогические советы | ||||||||||
□ ведение дневника «группы риска» | ||||||||||
□ совет профилактики; | ||||||||||
□ постановка на профилактический учет | ||||||||||
□ подано ходатайств | ||||||||||
□ привлечение к решению проблем общественности | ||||||||||
□ заседания ПМПК школы | ||||||||||
□ межведомственное взаимодействие в отношении учащегося и его семьи: УСЗН, КДН, ИДН, Учреждения здравоохранения, СРЦ, другое | ||||||||||
□ другое |
Приложение № 7
Итоги социально-педагогической работы
□ снят с учета | ||||||||||
□ поставлен на учет (указать вид) ___________ | ||||||||||
□ патронирование семьи | ||||||||||
□ продолжен социально-педагогический контроль и надзор | ||||||||||
□ не пропускает учебные занятия | ||||||||||
□ нет проявлений девиации в поведении | ||||||||||
□ изъятие ребенка из семьи | ||||||||||
□ проведен курс лекций, консультаций и практических занятий специалистами службы сопровождения по педагогическому просвещению родителей и повышению их воспитательного потенциала | ||||||||||
□ ученик (ца) выполняет свои прямые обязанности школьника | ||||||||||
□ разрешилась сложная жизненная ситуация ребенка _________________________________ | ||||||||||
□ другое _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Приложение № 8
Динамическое наблюдение развития ребенка педагогом-психологом
Параметр исследования | Характеристика параметра | 20__-20__ | 20__-20__ | 20__-20__ | 20__-20__ | 20__-20__ | |||||
Н/Г | К/Г | Н/Г | К/Г | Н/Г | К/Г | Н/Г | К/Г | Н/Г | К/Г | ||
Познавательная сфера | |||||||||||
Внимание | Концентрация и объем (корректурная проба) | ||||||||||
Распределяемость (пробы Шульте) | |||||||||||
Средний балл | |||||||||||
Память | Зрительная непроизвольная | ||||||||||
Зрительная произвольная | |||||||||||
Слуховая произвольная | |||||||||||
Средний балл | |||||||||||
Мышление | Обобщение невербальное | ||||||||||
Обобщение вербальное | |||||||||||
Установление причинно-следственных связей | |||||||||||
Анализ, синтез | |||||||||||
Беглость, гибкость | |||||||||||
Средний балл | |||||||||||
Личностная сфера | |||||||||||
Тревожность | |||||||||||
Структура мотивации | Учебный мотив | ||||||||||
Мотив достижения | |||||||||||
Мотив общения | |||||||||||
Игровой мотив | |||||||||||
Устойчивость системы | |||||||||||
Волевая регуляция | в структуре моторной деятельности | ||||||||||
Самооценка | |||||||||||
Уч.год | Характеристика коммуникативной сферы |
Выводы, рекомендации
Приложение № 9
Первичное обследование обучающегося учителем-логопедом
Дата обследования _____________
Звукопроизношение: -не нарушено -нарушено: отсутствуют звуки замена звуков смешение звуков искажение звуков Состояние просодики: -темп нормальный быстрый медленный -ритм нормальный нарушен -голос нормальный тихий громкий -дыхание нормальное прерывистое -речь чёткая невнятная Слоговая структура слова: -не нарушена -искажения слоговой структуры: (сокращение, упрощение, опускание, добавление, перестановка) Фонематическое восприятие: - не нарушено - снижено незначительно - снижено -резко снижено Звуко-буквенным анализом и синтезом: - владеет самостоятельно - владеет с помощью - владеет слабо - не владеет Словарь: - достаточный для данного возраста - ограничен бытовой лексикой - бедный | Грамматический строй речи: - не нарушен -нарушен незначительно - нарушен - значительно нарушен Чтение: - нарушений нет - не читает - техника чтения (вычитывает, не вычитывает) для данного класса - ошибки при чтении не сливает в слоги, чтение слоговое, замены букв, искажения слов) - понимание прочитанного (понимает, не понимает, понимает только с помощью,не всегда понимает) Письмо: - букв не знает -не пишет - знает несколько букв - письмо по слуху: логопедических ошибок нет, пропуски и перестановки, замены: звонкие\глухие твёрдые\мягкие свистящие\шипящие соноры замены букв __________________ |
Заключение логопеда: |
Рекомендации: |
Приложение № 10
Динамическое наблюдение учителем-логопедом
в процессе коррекционных занятий
Параметры наблюдения | _________ учебный год | _________ учебный год | _________ учебный год | _________ учебный год | _________ учебный год | _________ учебный год | |||||||||||
Артикуляторная моторика | |||||||||||||||||
Звукопроизношение | |||||||||||||||||
Фонематическое восприятие | |||||||||||||||||
Грамматический строй речи | |||||||||||||||||
Звуко-слоговая структура слова | |||||||||||||||||
Словарь и словообразование | |||||||||||||||||
Логико-грамматические отношения | |||||||||||||||||
Навык языкового анализа | |||||||||||||||||
Чтение | |||||||||||||||||
Письмо | |||||||||||||||||
Общий балл | |||||||||||||||||
Динамика | |||||||||||||||||
Рекомендации |
Приложение № 11
Первичное обследование обучающегося учителем – дефектологом
Дата обследования__________
1.Эмоциональное реагирование в ситуации обследования: | 4.Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций: |
1.1.контактность | 4.1.целенаправленность деятельности |
-хорошая | целенаправленная |
-средняя | нецеленаправленная |
-низкая | 4.2наличие ориентировочного этапа |
-не идет на контакт | присутствует |
1.2.негативизм | отсутствует |
-проявляет | 4.3.использование рациональных способов действий |
-не проявляет | использует |
1.3.реакция на неуспех, похвалу | не использует |
-присутствует | 4.4.самоконтроль |
-отсутствует | -осуществляет |
1.4.наличие аффективных реакций | -осуществляет частично |
-присутствует | -присутствуют элементы самоконтроля |
-отсутствует | -не осуществляет |
2.Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно: | 5.Темп работы: |
-понимает сразу | высокий |
-после повтора | средний |
-после разъяснения | ниже среднего |
-не понимает | низкий_________________ |
3.Обучаемость: | 6.Работоспособность: |
3.1.восприимчивость к помощи | высокая_______________ |
стимулирующая | средняя_______________ |
направляющая | низкая_______________ |
обучающая | |
3.2.способность переноса на аналогичные задания | |
переносит__________________ | |
после разъяснения___________ | |
не переносит________________ |
Заключение учителя-дефектолога: |
Рекомендации: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...
рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"
рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам...
Планирование воспитательной работы в начальной школе в рамках программы "Я и дружная семья"
Реализация воспитательной программы «Я и дружная семья» в начальной школе по различным направлениям позволяет активно привлекать родителей в школьную жизнь. Планирование составлено по разл...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа по воспитательной работе с 1- 4 классы...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....