Игры с психологом.
методическая разработка на тему

Игры на сплочение детского коллектива, поднятия настроения, установления доверительных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры с психологом57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей

Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что сверстник становится лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Вы можете убедиться в этом сами, если попросите детей рассказать вам о сверстниках. В ответ на вопрос: «что он за человек?» вместо описания этого ребенка вы часто услышите: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».

Игры,  предложенные детям отвлекают от фиксированности  на собственном Я дают возможность обратить  внимание на сверстника вне контекста их взаимоотношений. В игре  успешное выполнение правил   требует  пристального  внимания  к  другим  детям:  их  действиям, внешности, мимике, голосу, жестами  и  прочее. В  процессе  игр  ребенок  должен  был  максимально  сосредоточиться  на  другом. Все  игры    направлены   на  развитие  способности  увидеть  другого, почувствовать  общность  с  ним, научится общению.

1. «Эхо»

Дети  сидят  в  кругу. Взрослый  спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий — еще тише, и так — по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его.

2.  Испорченный телефон

Дети сидят в кругу. Взрослый обращается к любому ребенку с просьбой шепотом рассказать своему соседу, что он делал в выходные. Задача — передать это сообщение по цепочке, говоря шепотом друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первоначальный вариант сообщения и то, что услышал последний.

  1. Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем  кругу, придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не  передадут его по кругу.

  1. Передай настроение

Правила  игры – те  же, что  и  в  предыдущей, только  ведущий  должен  придумать  настроение  (грустное, веселое, тоскливое, удивленное  и  т.д.) Когда  дети  передали  его  по  кругу, можно  обсудить, какое  именно  настроение  было  загадано. Затем  ведущим  становится  любой  желающий. Если  кто-то  из  детей  хочет  побывать  ведущим, но  не  знает, какое  настроение  загадать, взрослый  может  помочь  ему, подойдя  и  подсказав  ему  на  ушко  какое-нибудь  настроение.

5. Общий  круг

          Взрослый  собирает  детей  вокруг  себя.  «Давайте  сейчас  сядем  на  пол, но  так, чтобы  каждый  из  вас  видел  всех  других  ребят  и  меня,  и  чтобы  я  могла  видеть  каждого  из  вас». Когда  дети  рассаживаются  в  круг, взрослый  говорит: «А  теперь,  пусть  каждый  из  нас  поздоровается  глазами  со всеми,  по  кругу. Я  начну  первая, когда  я  поздороваюсь  со  всеми, начнет  здороваться  мой  сосед». Взрослый  заглядывает  в  глаза  каждому  ребенку  по  кругу  и  слегка  кивает  головой; когда  он  «поздоровался»  со  всеми  детьми, он  дотрагивается  до  плеча  своего  соседа, предлагая  ему  поздороваться  с  ребятами.

6. Переходы

а) Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т.д.

б) Задание  то  же, что  и  в  предыдущей  игре, только  дети  должны  поменяться  местами  по  цвету  глаз.

7. Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит-. «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто — зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

8. Тень

Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в театр теней. «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (взрослый помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате, и делать вид, будто он в лесу, собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например, украсить новогоднюю елку; сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.

Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, мы исключили возможное  возникновение ссор, споров, договоров и т.д.  В каждой игре вводится свой язык «условных сигналов», которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти «условные сигналы» выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами; спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка; сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т.п. Кроме того, в игры не вводятся никакие предметные атрибуты (посуда, костюмы и т.д.). Если в вашей группе есть ребенок, который ни за что не соглашается отложить свою любимую игрушку во время занятий, вы можете предложить ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как показывает практика, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись игрой.

          Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Больница». Во всех них дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стереотипов мы предлагаем игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.

          Взрослый играет вместе с детьми, показывая  образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. В случае если дети не присоединяются, взрослый не настаивает, на привлечении к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, вы увидите, что к концу игры присоединится большинство детей, а ко 2—3-му занятию — вся группа. Время от времени взрослый может комментировать происходящее и направлять игру, например: «Пришла ночь, звери ложатся спать или: «Выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра».

9. Жизнь в лесу

          Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка. Но ведь надо же нам как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку); когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает); когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

10. Птенцы.

«Вы  знаете, как  появляются  на  свет  птенцы? – спрашивает  взрослый. Они  долго-долго  живут  в  скорлупе, а  потом  в  один  прекрасный  день  разбивают  эту  скорлупу  своими  маленькими  клювиками  и  вылезают  наружу. Им  открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем  в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот гак (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь  исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него,  поглаживает, пищит вместе с ним, радостно   хлопает  «крылышками».

11. Муравьи

Взрослый  рассаживает  детей  вокруг  себя  и  говорит: «Приходилось  ли  кому-нибудь  из  вас  видеть  в  лесу  муравейник? Это  большой  холм  из  сосновых  и  еловых  веток, внутри  которого  день  и  ночь  бурлит  жизнь. Никто  не  сидит  без  дела, каждый  муравьишка  занят  своей  работой: кто-то  готовит  обед, кто-то  воспитывает  детей. И  так – всю  весну  и  лето. А  поздней  осенью, когда  наступают  холода, муравьишки  собираются  вместе, чтобы  заснуть  в  своем  теплом  домике. Они  спят  так  крепко, что  им  не  страшны  ни  снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит  весна   и первые теплые солнечные лучи начинают  пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать спою привычную трудовую жизнь, мурашки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем и их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому общаются жестами». (Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец.)

12.Театр теней

«У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на  пол, берет  следующий, кладет  его  на  предыдущий  кубик, поправляет, подзывает  детей  к  себе, показывает  им, что  получилось, жестами  просит  их  помочь  строить  дальше.

13. Добрые  эльфы

          Взрослый  садится  на  пол  и  собирает  детей  вокруг  себя. «Когда-то  давным-давно  люди  не  умели  спать. Они  работали  и  днем  и  ночью  и,  конечно  же  очень  уставали. И  тогда  добрые  эльфы  решили  им  помочь. Когда  наступила  ночь, они прилетали   к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их   сон – дело рук добрых эльфов, ведь эльфы  не умели  разговаривать   на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до   сих  пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых  эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку  от меня, будут людьми, а те, кто полевую эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали.  Наступила ночь, люди ложатся  спать, а  добрые  эльфы   прилетают и убаюкивают  их».  Дети-люди  лежат па полу и «спят», дети-эльфы подходят  к каждому из них, нежно гладят, тихо  напевают   песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

14. Волны

Взрослый  собирает  детей  вокруг  себя  и  говорит: «В  море  обычно  бывают  небольшие  волны, и  так  приятно, когда  они  ласково  омывают  тебя. Давайте  сейчас  превратимся  в  морские  волны, будем  двигаться, как  будто  мы  волны, так  же, как  они  шелестеть  и  журчать, улыбаться, как  волны, когда  они  искрятся  на  солнце». Затем  взрослый  предлагает  всем  желающим  по  очереди  «искупаться  в  море». «Купающийся»  становится  в  центре, «волны»  окружают  его  и, поглаживая, тихонько  журчат.

16. Ожившие игрушки

Собрав  детей вокруг себя на полу, взрослый  говорит: «Вы наверняка слышали о том, что  ваши   игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь  спать. Закройте глаза, представьте   свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, Бэтмена, лошадку, робота) и подумайте, что она делает  ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Взрослый изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдаем честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый  вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят  по  одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начини ни «разбредаться» по комнате, отступают от правил  игры.   Необходимо собрать детей вокруг  себя  и, сообщив, что игра закончена, предложить   прощаться. В качестве прощания лучше  всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например,  взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ПО ПСИХОЛОГИИ.

Игра:  «Ура!   Мы  -  пятиклассники!»....

Комплексная диагностическая игра педагога - психолога и учителя – дефектолога

Диагностика дошкольной зрелости должна осуществляться в контексте деятельности, в наибольшей степени, отвечающей особенностям и возможностям дошкольного периода развития – игре....

Тема мастер-класса: Развивающая игра «Мир фантазии» в рамках недели психологии.

Тема мастер-класса: « Мир фантазии»Цель мастер-класса: представление опыта работы по  организации  недели психологии  в школе.Задачи мастер-класса:1) создание условий для профессиональн...

Презентация. Развивающая игра "Мир фантазии" в рамках недели психологии.

Развивающая игра   « Мир фантазии» Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии  Возрастная группа:  команды   6-7  классов (по 6 человек от к...

Советы психолога.Игры на развитие внимания.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний......

Занятие -игра по психологии "Релакс-конструктор"

Занятие проводится с использованием игровых и здоровьесюерегающих технологий. Занятие составлено педагогами - психологами: Валгаевой И.А., Свистуновой Е.С., Трояноваой А.Н. Занятие можно проводить как...