Занятие -игра по психологии "Релакс-конструктор"
план-конспект занятия по зож (3, 4 класс)
Занятие проводится с использованием игровых и здоровьесюерегающих технологий. Занятие составлено педагогами - психологами: Валгаевой И.А., Свистуновой Е.С., Трояноваой А.Н. Занятие можно проводить как классный час, занятие по психологии, внеурочное мероприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-igra_relaks-konstruktor.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие - игра для детей 3-4 классов
«Релакс – конструктор»
Цель: формирование навыка сохранения и укрепления психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся
Задачи:
- Психологическое просвещение и поддержка учащихся; профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- Мотивирование к выполнению психогигиенических упражнений;
- Знакомство со способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных эмоций;
- Помощь в решении эмоциональных проблем и вопросов, облегчение состояния тревожности;
- Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
- Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;
Оборудование: магнитофон с записью релакс-музыки, телевизор, интерактивная доска для показа презентации, аромасвечи, магниты, игрушки, схемы релакс- конструктора, оборудование психологического кабинета, заготовки для листов гнева, карандаши.
Участники: учащиеся 3-4 классов. В группе не более 12 человек.
Ход занятия:
- Введение.
Здравствуйте, ребята! Мы очень рада видеть вас сегодня на занятии. Мы сегодня поговорим о психическом здоровье, о факторах, вредно на него влияющих, методах и навыках компенсации негативных психических реакций.
Психическое здоровье - это состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений.
- Мозговой штурм.
Придумайте и расскажите свои методы отдыха, восстановления (релакса). (Дети делятся своим опытом. Совместно подводятся итоги.)
- Теоретическая часть. Подведение итогов мозгового штурма.
Релаксация – это сознательные, контролируемые приемы отдыха, в том числе, уменьшение тонуса мышц. Релаксация – это методика, которая применяется для расслабления организма и общего благоприятного воздействия на него. Существует множество техник релаксации, можно выбрать для себя самый подходящий и активно его использовать.
Занятия:
- искусством (арт-терапия) - рисование, лепка, конструирование, работа с бумагой, фольгой, плетение, вышивание, вязание и др.;
- спортом;
Хобби - способствует улучшению настроения, расслаблению. Сеансы ароматерапии - помогают расслабиться. Успокоительным эффектом обладают эфирные масла мяты, лаванды, кедрового ореха, бергамота и другие Музыка – это самый действенный, распространенный и доступный способ отдыха. Доказано, что слушание классической музыки действует очень успокоительно, способствует снятию напряжения. Существуют даже отдельные специальные сборники музыки для релаксации. При переутомлении хорошо послушать "Утро" Грига или "Полонез" Огинского. Снять гнев и раздражимость поможет "Сентиментальный вальс" Чайковского. Контрастный душ помогает победить вялость, апатию и усталость. Просто подержите руки под водой, умойтесь, сразу станет легче! Напряженное состояние уменьшается, если выпить стакан воды, кружку теплого травяного чая. Обладают успокоительным и расслабляющим эффектом мята, шалфей, мелисса, валериана, ромашка, душица и другие.
Сон - снимает усталость, помогает уменьшить влияние негативных переживаний, сделать их менее выраженными. В момент огромного напряжения порой достаточно хорошо выспаться.
Смех, юмор - самый легкодоступный, распространенный способ расслабления Смех способен вызвать состояние расслабления тела. Дыхание учащается, кровь насыщается кислородом. Клетки мозга ослабляют болевую чувствительность.
Существуют и специальные методы релаксации . Сейчас мы с вами попробуем вместе им научиться.
- Практические упражнения. (педагоги-психологи не только объясняют смысл упражнений, но и обязательно совместно с детьми участвуют в данных упражнениях)
Дыхательные упражнения.
Свеча». Представьте, что перед вами стоит свеча. Сделайте глубокий вдох и одним выдохом задуйте свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, при этом закройте нос пальцами. Присядьте, как бы нырнув в воду. Досчитайте до 5 и вынырните, откройте нос и сделайте выдох.
«Варим кашу» После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово пых и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.
«Дует ветерок» Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение.
Глазодвигательные упражнения.
«Взгляд влево -вверх» Правой рукой зафиксируйте голову за подбородок. Возьмите в левую руку карандаш или ручку и вытяните её в сторону вверх под углом 45 ͦ так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течении 7 секунд. Смотрите на карандаш в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (7 сек). (Упражнение выполняется 3 раза. Затем карандаш нужно взять в правую руку и упражнение повторить.)
«Горизонтальная восьмёрка» Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив большой палец вытянутым. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмёрку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
«Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
«Часики» Глаза двигаются из стороны в сторону, словно тикают.
«Качели» Глаза двигаются вверх, вниз, словно качаются.
«Насос» По 7 секунд смотреть на близкий объект (пальчик около носа), затем на самый дальний (линия горизонта за окном).
Упражнение на релаксацию с помощью образа. Его очень приятно практиковать под специальную релаксирующую музыку. Эта техника включает в себя в первую очередь поиск образов, которые помогают ощутить расслабление. Так, например, это может быть представление, как человек лежит на теплом песке, возле моря, как принимает ванну с пеной, нежится в кровати, или отдыхает под пальмой, ощущает свежесть горного воздуха и другое. Важно найти собственный образ для релаксации.
«Безопасное место» Устройтесь комфортно на стуле, в кресле, которое поддерживает ваше тело. Прежде чем перейти к самому упражнению, важно сначала дать предыдущее упражнение, чтоб максимально погрузить в процесс и расслабить. Инструкция (что нужно говорить): подумай и представь место, куда тебе действительно очень хотелось бы поехать (оказаться). То место, которое самое безопасное и комфортное на земле, во всей вселенной! Это может быть реальное место или выдуманное, возможно место из детства. Самое главное ты должен знать и помнить, что это самое безопасное место, в нем никто не может причинить тебе вреда, боли, обид. Это самое лучшее место! Осмотрись по сторонам, обрати внимание, что тебя окружает, какие предметы, может люди? Просто оглядись и обрати внимание. Это твое место, самое комфортное и безопасное, здесь никто не может причинить тебе вреда и боли! Обрати внимание, как ты себя чувствуешь в нем, как ты чувствуешь себя телесно, какие эмоции испытываешь, просто обрати внимание. А сейчас, если хочешь ты можешь изменить все, что захочешь в этом месте, передвинуть предметы, мебель, изменить его, так как ты хочешь, может что-то убрать вообще или наоборот добавить, может пригласить кого-то в гости или остаться одному. Сделай сейчас это, или если не хочешь ничего менять..можешь не менять ничего в нем.. (дать 30 сек-1 мин), посмотри теперь на это место, как оно изменилось после того, как ты его обустроил, обрати внимание как ты в нем себя чувствуешь – физически (телесно), какие эмоции ты испытываешь? Самое главное помни: это самое лучшее место, это твое место, самое комфортное и безопасное, здесь никто не может причинить тебе вреда и боли! Это чудесное, незабываемое, безопасное местечко, где тепло, комфортно, уютно и спокойно! А теперь после того, как ты его обустроил, почувствовал себя в нем, ты можешь позаниматься в этом месте чем угодно, может поиграть, отдохнуть или…вообщем все, что угодно, все, что придет тебе в голову. Можешь сделать сейчас в этом месте все что хочешь. Получай удовольствие от места, от того что там делаешь! Помни это твое место, самое комфортное и безопасное, здесь никто не может причинить тебе вреда и боли, тебе в нем хорошо, тепло, уютно и спокойно!!! Побудь в этом месте столько сколько тебе нужно и сколько хочется (как правило после этих слов больше 5 минут в нем не находятся), а потом как будешь готов выйти (возвратиться из этого образа) из этого места, потянись ручками и ножками сильно-сильно, как при пробуждении.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Обсуждение что понравилось? Какой метод показался самым интересным?
Сбор личного релакс- конструктора из предложенных упражнений и приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»
Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез» Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной...
Обобщающее занятие – игра по теме «Графический редактор»
Цель: в игровой форме проверить уровень знаний воспитанников по пройденному материалу.Оборудование: карточки с заданиями, компьютеры.Краткое описание:Воспитанникам необходимо собрать картинку, р...
Правовое занятие. Игра-путешествие "Правоград"
Материалы для правового воспитания младших школьников....
Внеклассное занятие: игра-турнир "Здоровое поколение"
Внеклассное мероприятие с использованием ЭОР о здоровом образе жизни....
Внеклассное групповое занятие с детьми начальной школы "Ключи от злости" (Первое занятие. Игры с изобразительными материалами и воздушными шарами)
Данный материал может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста учителем начальных классов во внеурочной деятельности или воспитателем. Цель: коррекция агрессивного поведен...
Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»
Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...