Взаимодействие с гиперактивным ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
консультация по теме
Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ, педагогов и воспитателей коррекционных классов, работающих с данной категорией детей.
В материале представлены: краткая характеристика психологических особенностей гиперактивного ребенка, рекомендации для родителей детей с ОВЗ и педагогов коррекционных классов по эффективному взаимодействию с гиперактивными детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с гиперактивными детьми
Активный – деятельный
Гипер – (с греческого) - над, сверх- превышение нормы.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального возрастного развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, двигательной активностью.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, Пики проявления совпадают с пиками психоречевого развития:
- в 1-2 года ,когда закладываются навыки речи,
- в 3 года увеличение словарного запаса,
- в 6-7 лет формирование навыков чтения и письма.
Проявления гиперактивности имеют основные блоки:
дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей общения, импульсивность несет проблемы восприятия окружающей среды (нарушения обучаемости чтению и письму, проблемы восприятия букв, слов и т.п.) и родительской любви.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает,
импульсивность и невнимательность и рассеянность, несобранность остаются.
Поведенческие нарушения остаются у 70 % подростков и у 50% взрослых., часто переходят в увлечение алкоголем и наркотическими средствами.
В основе настоящей гиперактивности, как медицинского диагноза, а не бытовой активности непослушного, шустрого ребенка, лежит ММД – минимальная (малая) мозговая дисфункция (изменение биоэлектрической активности участка головного мозга, нарушение структуры участка левого полушария (логическое мышление) или недоразвития лобных долей мозга(внимание)), что характеризуется низким психическим тонусом и повышенной истощаемостью, что приводит к недоразвитию тонкой моторики, двигательному возбуждению. При утомлении, внешне незаметном, усиливаются трудности моторики, проявляется тремор, макро- и микрография, трудности артикуляционного аппарата- сложности в проговаривании сложных слов и скороговорок, что может приводить к трудностям в освоении чтения и письма и счета. Т.о. диагноз СДВГ ставится только на основании нейродиагностики специалистом.
Причины возникновения гиперактивности у детей:
- патология беременности и родов (85%),
- инфекции и интоксикации первых лет жизни ребенка,
- генетическая обусловленность.
Основные ошибки в воспитании детей с гиперактивнгостью.
ошибки | содержание | Пути преодоления |
1 | Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом (лечением) | Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры,часто беседовать «по душам» |
2 | Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка | Составить список запретов (для ребенка) и четко ему следовать. Составить список (родителей для самих себя) , что должны проконтролировать родители сегодня, завтра, через неделю |
3 | Неумение воспитывать в детях и себе самом навыков управления гневом | См рекомендации «способы управления гневом» |
4 Главная!!! | Отсутствие режима дня (учебы и отдыха) у ребенка и в самой семье | Составить и соблюдать режим дня (чередование отдыха, игр, учебы, прогулок и сна) |
ЧТО делать?
- Обеспечить наблюдение врача и прием прописанных лекарственных средств, строго по схеме.
- Обеспечить общий эмоционально- нейтральный фон развития и обучения
( нельзя как отрицательных, так и положительных перевозбуждающих факторов ни дома, ни в школе), снижение эмоционального напряжения ребенка (игровые методы обучения, нейтральные интонации в общении)
- единодушное воспитание и обучение (родители+педагоги+медики):
-развитие внимания, контроля поведения,
-отработка конкретных навыков поведения со взрослыми и детьми в конкретных ситуациях (хорошо-плохо)
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА
1.Громко спеть любимую песни (если таковой нет, так найдите ее)
2.Пускать мыльные пузыри
3.Попрыгать в скакалочку или просто потанцевать «летку-еньку»
4.Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5.Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
6.Устроить «бой» с боксерской грушей.
7.Пробежать по коридору школы, детского сада
8.Полить цветы.
9.Помыть посуду (желательно, которая не бьется)
10.Быстрыми движениями руки стереть с доски.
11.Пробежать несколько кругов вокруг дома.
12.Передвинуть в квартире легкую мебель (напр.:журнальный столик).
13.Поиграть в «настольный футбол, баскетбол или хоккей».
14.Постирать белье.
15.Отжаться от пола (сколько можете)
16.Сломать что-нибудь (что не жалко).
17.Скомкать или мелко порвать и потом эмоционально выбросить пару газет.
18.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем жутко «позачеркивать» его, скомкать и выкинуть.
19.Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
20.Продышаться «по-собачьи» (хорошо высунув язык и быстро-быстро дыша (15-30 сек)).
21.Быстро начеркать карандашами на листе бумаги, написать какие-нибудь слова, разглядеть и прочитать все это, затем мелко порвать и выкинуть (только для взрослых или считающих себя взрослыми).
22.Принять (если есть возможность) контрастный душ, заканчивая теплой водой.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
- Постараться отвлечь ребенка от его капризов, переключаа его внимание.
- Задать неожиданный вопрос, что-то сделать неожиданное (не то, к чему привык ребенок) - « взрыв шаблона».
- Выслушать то, что хочет высказать ребенок.
- Попросить ребенка высказать бысто-быстро и теми же словами свою просьбу много раз, только спокойным тоном.
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в момент «капризничанья».
- Оставить в одиночестве (если это безопасно для здоровья ребенка!)
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
- Не читать нотации (дети все равно их не слышат!)
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
1.Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
2.Об истечение времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, телефонный таймер или памятка, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
3.Вы работать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
4.Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения дома, в группе детского сада, в школе.
5.Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
6.Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Анкета «Признаки агрессивности»
№№ | Исследуемый ребенок | да | нет |
1 | Злой дух временами вселяется в него | ||
2 | От не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
6 | Иногда от так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
7 | Он не прочь подразнить животных | ||
8 | Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | ||
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
10 | В ответ на обычную просьбу стремиться сделать все наоборот | ||
11 | Часто не по возрасту ворчлив | ||
12 | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | ||
13 | Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | ||
14 | Неудачи вызывают сильное раздражение, поиск виновных в них | ||
15 | Легко ссорится , вступает в драку | ||
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми | ||
17 | Нередки периоды мрачной раздражительности | ||
18 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19 | Не считается со старшими | ||
20 | Уверен, что любое задание выполняет лучше других | ||
∑ | Сумма ответов «да» |
Результаты:
15-20 баллов – высокая агрессивность
7-14 баллов - средняя
1-4 балла - низкая
- Наблюдалось ли подобное в семье (родители, бабушки-дедушки, дяди-тети и пр.) ранее?______________________________________________________
Если 7 баллов и выше, то Вам необходимо следовать рекомендациям:
Рекомендации:
Перестройка стиля воспитания с «дето-центричного» на – стиль, направленный на окружающих.
Снятие эмоционального мышечного напряжения (ребенка и родителя)
Развитие эмпатии (сопереживания, сочувствия, сострадания)
Развивать навыки общения с окружающими взрослыми и детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"
Методические рекомендации для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Особенности организации работы во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Работа с детьми ОВЗ....
Дистанционное обучение как форма педагогического взаимодействия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье рассматриваются возможности дистанционного обучения как формы педагогического взаимодействия с учащимися, которым рекомендовано обучение в домашних условиях. Описываются особенности дистанцио...
Работа с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья
Теоретические умения и практические упражнения по организации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родит...
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...