САМООЦЕНКА НА УРОКЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА .
статья по теме
Режим обучения в современных условиях должен быть обеспечен не только внешней мотивацией к учению, но и внутренней, связанной с саморегуляцией процесса развития личности, основанной на самооценке.Именно учителю следует помнить о том, что как завышенная, так и заниженная самооценка усложняет жизнь человека. Каждый человек должен научиться правильно относиться к своим способностям,возможностям, личностным качествам и самое главное - научиться реально их самооценивать.Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovko.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « САМООЦЕНКА НА УРОКЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА »
Выполнена:
Головко Натальей Николаевной
учителем
первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 6 с. Саблинского
Александровского района
Ставропольского края
Содержание:
1. Введение. с.3-4
2. Основная часть. с. 5 - 12
2.1. Понятие о самооценке.
2.2. Роль самооценки в развитии личности школьника.
2.3. Значение самооценки в развитии личности.
2.4. Стадии проявления самоконтроля в усвоении учебного материала.
2.5. Организация оценочной деятельности учащихся.
2.5.1. На уроках .
2.5.2. Во внеурочной деятельности.
3. Заключение. с. 13 - 14
4. Литература. с. 15
Введение
В новом законе «Об образовании» и ФГОС второго поколения, в которых провозглашена совершенно новая задача образования и произошла смена смысловых ориентиров деятельности образовательного учреждения. Школьное образование, на современном этапе должно создать условия для становления и развития образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.
Сегодня смысловым ориентиром школы становится развитие личности ребёнка, а не «полученные знания». Приоритетными становятся задачи:
• достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребёнка к образованию;
• достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;
• достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
В ФГОС 2012 года определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы» , саморазвитие личности, в котором играют определяющую роль:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Требованиями ФГОС определены метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с которыми учащиеся должны проявить:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Режим обучения в современных условиях должен быть обеспечен не только внешней мотивацией к учению, но и внутренней, связанной с саморегуляцией процесса развития личности, основанной на самооценке.
2. Основная часть
2.1. Понятие о самооценке
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.
По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей.
Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.
При неадекватно заниженной самооценке индивид оценивает себя ниже реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Как завышенная, так и заниженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным.
2.2. Роль самооценки в развитии личности школьника
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Выбирая ту или иную цель, человек обязательно оценивает ее осуществимость, соотносит трудности ее достижения со своими силами. Под влиянием практики у человека складывается определенное отношение к самому себе, самооценка своих сил и возможностей и основанный на нем уровень притязаний. В дальнейшем эта самооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека в соответствии с условиями.
Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется, и поэтому в большей мере, чем у взрослого, подвергается воздействию, изменению. Школьник – это развивающаяся личность, то при благоприятных условиях в процессе воспитания можно сформировать (скорректировать) правильную самооценку.
2.3. Значение самооценки в развитии личности
Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). Качества личности формируются (либо развиваются) на основе механизмов, среди которых можно выделить уровень притязаний, Я-образ и самооценку. Я-образ связан с формированием идеала, самоконтроля, личных форм поведения и других составляющих системы саморегуляции, а так же с формированием самоуважения, уровня притязаний и инициативы.
Самооценка определяет развитие притязаний человека, таких особенностей характера, как уверенность и неуверенность в своих силах. Самооценка связана с одной из центральных потребностей – в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
Особенно большая роль в становлении и изменении самооценки принадлежит переживанию успеха, связанного с достижением цели. Оценка школьником своих возможностей или личностных качеств, необходимых для дальнейшей деятельности, под влиянием повторяющегося успеха повышается, при неоднократных неудачах, наоборот, эта оценка снижается, а с ней и уверенность в достижении соответствующих целей. Достижение трудных, но посильных для человека целей, как правило, повышают уровень дальнейших его притязаний, готовности браться за более трудные задания. Вследствие переживания успеха происходит максимальная мобилизация внутренних резервов личности. Крайне важно, чтобы ребенок научился себя самоконтролировать. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.
2.4. Стадии проявления самоконтроля в усвоении учебного материала.
1. Отсутствие всякого самоконтроля. Эту стадию ученик проходит в период начального ознакомления с материалом. Он еще не усвоил материал. Он еще не разобрался, какие вопросы в материале главные, какие – второстепенные, каковы логические связи между его частями. Желаемый образ результата действия по освоению данного материала еще не сформировался, самоконтроль невозможен.
2. Полный самоконтроль. Эта стадия развертывается во время подготовки учеником домашнего задания по данному материалу. У него формируются представления о том, каковы критерии эталонного владения материалом, проявления полученных знаний и сформировавшихся умений. Следуя этим критериям, учащийся проверяет полноту и правильность своего воспроизведения и понимания усваиваемого материала, но не всегда уверен в этой полноте и правильности до конца.
3. Выборочный самоконтроль. Обычно после рассмотрения нескольких тем, составляющих единый раздел курса, проводится контроль знаний учащихся: самостоятельная работа, повторительно-обобщающий урок, зачет и т. п. При подготовке к такому виду работы учащийся восстанавливает в памяти усвоенный материал не в полном объеме, а проверяет только свое понимание главных вопросов, ориентация в которых и служит критерием его усвоения данного раздела.
4. Отсутствие видимого самоконтроля. Если изученный материал применяется для дальнейшего получения знаний, то владение им подразумевается как бы само собой. Учащийся должен быть полностью уверен в том, что он знает этот материал, и не должен прилагать сознательных усилий к его контролю.
2.5. Организация оценочной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
2.5.1. Урок, домашняя работа.
На основе технологий: саморазвивающего обучения Ухтомского А.А. – Селевко Г.К., управления самообучением Леонова Н.Ф., критического мышления, описанную С.И.Заир-Беком разработана и внедрена методическая система «Создание условий для саморазвития личности ученика через самооценку на уроке и во внеурочной деятельности»
На уроке:
- за основу взят системно - деятельностный подход обучения;
- введение самооценки на каждом уроке.
Во внеурочной деятельности:
- создание условий для формирования опыта различных видов деятельности;
- организация, оказание помощи при подготовке и участии в мероприятиях;
- создание и заполнение портфолио ученика.
В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, определяющий виды деятельности обучающихся, такие как: определение критериев оценки, проверка хода и результатов учебной деятельности, сопоставление своего действия или его результатов с эталоном.
В процессе проверки домашнего задания или закрепления темы урока учитель даёт учащимся тест. После его выполнения учащимся даются образцы ответов. Учащиеся сравнивают их со своими ответами (самооценка) или обмениваются тетрадями в паре (взаимоконтроль). Имея критерии оценки учащиеся могут выставить отметки друг другу.
Критерии самооценки за тестовую работу:
до 30% правильных ответов – оценка «2»
от 30 – 53% - оценка «3»
от 54 – 76% - оценка «4»
от 77 – 100% - оценка «5»
Самооценка должна осуществляться на протяжении формирования и развития учебной деятельности учащихся. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Для самооценки используются оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учеником в процессе совместной деятельности. Данный способ развития оценочной деятельности обучающихся может применяться при выполнении письменных работ, в парах и в группах.
Учащимся необходимо объяснить, что такое самооценка, предложить ее критерии:
Критерии за домашнюю письменную или устную работу, самостоятельную, проверочную работу:
«2» - учебный материал воспроизвести не могу
«3» – я знаю и понимаю учебный материал, могу воспроизвести при сопровождении преподавателя.
«4» – я умею и выполняю самостоятельно учебную работу по индивидуальной траектории.
«5» – я исследую учебную проблему, оформляю итоги индивидуальной работы и представляю (презентую) их публично.
Оценка должна быть осмысленным действием ученика и направлена на отслеживание личных достижений каждого учащегося, чтобы была видна динамика собственного роста. Чтобы оценка была развёрнутой и содержательной используется рецензирование ответов учащихся по плану.
Схема рецензии ответов учащихся.
1)Точность приводимых исторических, фактических данных (даты, имена, понятия и т.д.)
2)Полнота содержания
3)Последовательность, логичность ответа.
4)Наличие и обоснованность выводов.
5)Речь, стиль изложения.
6)Привлечение дополнительной информации .
В старших классах используется более развёрнутая схема рецензирования.
Схема рецензии ответа ученика .
1)Правильность, глубина, последовательность и полнота раскрытия темы.
2)Доказательность, научность изложения материала, наличие вывода.
3)Использование наглядности (карты, таблицы, схемы, картины и т.д.)
4)Использование различных источников (текст учебника, художественная литература, периодическая печать, рассказ учителя)
5)Умение использовать в ответе знания, полученные на других предметах.
6)Умение связывать изученный материал с современностью.
7)Правильность использования и объяснения терминов.
8)Качество устной речи (правильность, эмоциональность, логичность, содержательность, выразительность, отсутствие слов-паразитов).
Самооценка и взаимооценка должны быть адекватными, регулирующими учебную деятельность, повышающими статус ученика. Оценочная деятельность выступает как способ познания, процесс сравнения чего-либо с образцом. Важно, чтобы учащиеся знали показатели оценки результатов учебной деятельности.
Оценочная деятельность ученика заставляет его учиться определять, что будут проверять, сопоставлять задания, выделять сложность заданий. Ученик на уроке из пакета заданий может выбрать задание на свой уровень подготовки.
Оценка учеником самого себя даёт возможность видеть, всё ли понял ученик во время объяснения материала. Во время проведения рефлексии ученики оценивают степень усвоения материала на «Дереве познания». Если учащиеся отлично разобрались с темой, то прикрепляется большой листок на дерево; поняли, но не совсем – средний; многое не поняли – маленький.
Оценочная деятельность учащихся создаёт ситуацию успеха, способствует осмыслению своих достижений, заставляет задуматься «Трудно ли проверять себя?». Как результат оценочной деятельности ученику может быть выставлена отметка.
2.5.2. Внеурочная деятельность
В центре внимания всегда должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Все это порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио “показать всё, на что ты способен”.
Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.
3. Заключение .
Самооценка бывает общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценка влияет на особенности поведения индивида в различных ситуациях (общение, учение, труд).
Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складывается отношение к себе и самооценка своей личности. Самооценка также складывается в процессе воспитания.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) учащегося.
В учебной деятельности функция контроля вначале полностью возлагается на учителя, а по мере овладения каждым видом учебных действий учащийся сам формирует в своем представлении его эталонные результаты, и процесс этот основан на усвоении эталонов, предъявляемых учителем.
Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Применение самооценки требует кропотливой работы. Для детализации этого компонента необходимо выделить три составляющие:
1-ая составляющая самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у учеников.
2-ой составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд.
Ученику необходимо раскрыть суть оценочной деятельности. Включение в процесс оценивания будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценке.
3-ей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у школьников реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.
Учителю следует помнить, что необходимо применять самооценку на уроках различного типа, а также на разных этапах отдельных уроков и во внеурочной деятельности.
Учитель обязан создать необходимый психологический настрой обучающихся на анализ собственных результатов. Здесь важно помнить влияние оценочной деятельности педагога, как своего рода установочного фактора, поэтому самооценка учащегося должна предшествовать оценке педагога. Уважение к ребёнку, бережное отношение к его личности лежит в основе СТРАТЕГИИ ПОЗИТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ.
4. Литература.
- Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 2001. 204 с.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
- Григальчик Е.К., Губаревич Д.И , Губаревич И.И., Петрусев С.В.. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - Мн., НО ООО «БИП-С», 2003. – С. 147-153.
- Зачёсова Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся // Школьные технологии. 2007. №2. С. 167- 172.
- Степанова Е.Б. Самооценка в структуре Я-концепции современных подростков: уч.-метод. пособие. М.: Из-во МГОУ, 2007. 20 с.
- Шамова Т.Н., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007. 192 с.
Интернет ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 http://www.garant.ru/hotlaw/federal/307363 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны".
Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"....
Так ли важно рисование в жизни ребёнка?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Ромашка» ...
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...
Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"
Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки" 3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....
Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...
Классный час «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»
Сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя....
Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...