Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра
статья на тему

Седых Ирина Олеговна

Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра

от формы и методов проведения учебных занятий

по адаптивной физической культуре

Установленная взаимосвязь процессов моторной (произнесение звуков) и сенсорной (понимание значения речи окружающих) речи позволила М.М. Кольцовой сделать важный вывод о зависимости развития речевых функций ребёнка от развития моторики (двигательная активность в целом, свобода и энергичность движений). Л.В. Шапкова [71], опираясь на исследования П. Губерина, Т.М. Власова, А.М. Пфафенродт и др., описала механизм зависимости между двигательными и речевыми функциями, считая его основным принципом совпадение речи и движений. Исследователь обратила внимание на то, что такие биологические компоненты человеческого существа, как напряжение, интенсивность, ритм и пространственная направленность содержатся как в движении, так и в речи. Она констатировала, что организованное движение обостряет чувство ребенка к разным степеням напряжения, продолжительности, быстроты и развивает ощущения собственного тела, которыми легче управлять в макродвижениях, последовательно переходя к контролю микродвижений артикуляционной мускулатуры. В то же время движения способствуют детскому воображению и эмоциональному подъёму в специально организованных играх, вызывая спонтанный голос и его слуховое осознание как своего голоса. Вместе с тем отмечается, что физкультурная деятельность содержит и воспитывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации, а потому очень важна для воспитания гуманного отношения к себе и окружающим, формирования межличностных отношений и коммуникативного поведения.

По мнению авторитетных специалистов в области занятий ЛФК и АФК с детьми с расстройствами аутистического спектра, исправление негативных тенденций физического развития таких детей должно происходить параллельно с развитием их общей и речевой моторики, учебной мотивации, эмоционально-волевой, актуализационно-деятельностной и интеллектуальной личностных сфер. Занятия по адаптивной физической культуре позволяют сочетать интеллектуальную и физическую активность обучающихся. В ходе этих занятий благодаря интерактивным и игровым методикам происходит принятие обучающимися учебных задач, их ознакомление с целями освоения физических упражнений, осмысление и осознание ими функций двигательных действий, командных установок, развитие их речевых навыков и обогащение словарного запаса в учебном диалоге. Кроме того, исследователи (Д.В. Ивинский, А.А. Дмитриев и др. [33, 40]) отмечают формирование умений школьника взаимодействовать в команде – коллективе как важный фактор развития речи и коммуникабельности.

Н.Н. Малофеев [47] считает негативным фактором, тормозящим развитие коммуникативной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в закрытости, жесткости, безвариативности форм образования и системы специальных учреждений для детей с особыми потребностями, а также в почти полном исключении семьи из процесса их воспитания и образования.

В этой связи Н.В. Астафьев предлагает расширить сферу образовательных услуг для умственно отсталых детей введением дополнительных форм физкультурного образования – например, таких, как «Лыжные гонки» и «Легкоатлетическое многоборье», которые должны изучаться по адаптированным программам дополнительного физкультурно-спортивного образования. Аналогично А.А. Дмитриев [33] указывает на необходимость введения форм дополнительного физического образования и воспитания для названной нозологической группы обучающихся.

Принципиально новыми направлениями в коррекции коммуникативной сферы аутичных детей в процессе физической деятельности являются эрготерапия как обоснованная с медицинских позиций система тренировок по включению дезадаптированного к социуму человека в ритм повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание жизненно важных навыков, (Е.В. Клочкова и др. [41]) и сенсорная интеграция – процесс интеграции чувственного опыта из разных источников восприятия (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус) для последующего использования этого опыта в целенаправленной деятельности (Э.Д. Айрес, А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей и др.[10, 17]).

Н.Г. Блинова [22] настаивает на введении в комплекс упражнений по ЛФК для обучающихся с особыми потребностями кинезиологических упражнений, укрепляющих систему межполушарного взаимодействия в головном мозге, что должно способствовать развитию у них пространственного восприятия, мышления и социально значимых коммуникативно-личностных качеств.

Л.Л. Журавлёва [38] акцентирует внимание на необходимости восполнения дефицита движений детьми с РАС при выполнении физических упражнений. Автор также уделяет большое внимание разнообразию активных видов движений (бег, ходьба по ступеням, ползание, прыжки и др.), физкультурно-оздоровительным и спортивно-подвижным играм в развитии опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, речевых функций, а также в улучшении координации движений и пространственного восприятия окружающего у обучающихся.

Эффективность игровых дидактических методик в развитии как физических способностей, так и коммуникативных качеств, социально-ролевых функций учащихся младших классов с РАС на занятиях по АФК отмечена Э.Ф. Плаксуновой [55]. Исследователем доказано, что целенаправленно подобранные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, точность, дифференцировку усилий, улучшают речевую деятельность, тем самым стимулируя развитие физических, психомоторных, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей с аутизмом. Представляют дидактический интерес рекомендации Э.В. Плаксуновой по методике организации и проведения таких игр. В начале обучения рекомендуется проводить игры на установление контакта между играющими, игры, стимулирующие групповую (совместную) деятельность, стараясь сохранять коррекционно-развивающую направленность игры, соблюдать последовательность овладения основными двигательными действиями, а также учитывать уровень развития психомоторики каждого игрока. Не стоит очень часто менять игры, лучше дополнять их, видоизменяя и усложняя задания, а условия проведения игры оставлять относительно постоянными. В этом случае дети почувствуют себя уверенней, их не будет пугать новая игровая ситуация.

Учёными также выделяются отдельные направления выполнения гимнастических упражнений, которые оптимально подходят для развития речи и коммуникабельности детей-аутистов. С.П. Епифанов, Л.В. Шапкова [37, 71] и др. выделяют фитбол-гимнастику (гимнастика с использованием упругого мяча крупных размеров) как вид гимнастических упражнений, способствующих улучшению коммуникативной и эмоционально-волевой сфер личности. М.И. Чистякова [70] исследовала возможность использования средств выразительности движений и пантомимики в развитии коммуникативных качеств аутичных детей. Н.Г. Блинова, Л.Л. Журавлёва, С.В. Криковцов, Э.А. Коба [38] рассматривают комплексное сочетание спортивных игр и танцевальных упражнений на уроках по физической культуре в качестве эффективной методики коммуникативного развития обучающихся с РАС.

Э.В. Плаксунова [55] при использовании разработанной ею методики обучения детей с расстройствами аутистического спектрапо программе АФК «Моторная Азбука» (основана на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н.А. Бернштейном, С.В. Малановой, Е.В. Максимовой [46])  указывает принципы взаимосвязи двигательных действий на занятиях АФК и коммуникативных средств развития личности детей:

- развитие у детей двигательной рефлексивности, умений осознавать выполняемые действия – учить их называть выполняемые движения, рассказывать о движениях, о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия (при этом важно использовать пошаговую инструкцию, цель и задачи произвольного действия должны задаваться извне взрослым);

- использование речевых актов в инструкции подражания действиям: «Посмотри на меня», «Делай, как я»;

- широкое использование «Я-концепции» (проговаривание выполняемых двигательных действий за ребенка и/или вместе с ребенком от первого лица). Например, «Я ползу», «Я ловлю мяч», «Я бегу» и др. (комментирование двигательной активности ребенка) для развития у него представления о самом себе, формирования схемы тела и физического образа Я

К сожалению, в научно-методической литературе по адаптивной физической культуре имеется недостаток материала, который непосредственно относится к обучающимся с РАС. Большинство исследований касается проблемы школьного физического образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья или с умственной отсталостью. Поэтому в настоящем исследовании мы опираемся не только на исследования по коррекционной работе с детьми- аутистами на занятиях по адаптивной физической культуре, но и на теоретические выводы, относящиеся к родственной нозологической группе психических расстройств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с. – [Российское законодательство].
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ: с комент. юристов + обзор изменений. – М.: Эксмо, 2014. – 800 с.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра  (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 19 декабря 2014 г., № 1598).
  3. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Резолюция 62 сессии № А/Res/62/139 «Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма» (п. 66-а повестки дня, 76 пленарное заседание, по докладу Третьего комитета), принята 18.12.2007. 
  4. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Резолюция 67 сессии № А/Res/67/82 (п. 127 повестки дня, без передачи в Главные комитеты) «Удовлетворение социально-экономических потребностей отдельных лиц, семей и обществ, затрагиваемых проблемами расстройств аутистического спектра и других расстройств развития», принята 12.12. 2012.
  5. Европейская хартия прав людей с аутизмом. Представлена на 4-ом Конгрессе «Аутизм-Европа» в Гааге 10 мая 1992 года. Принята Европейским Парламентом как письменная декларация 9 мая 1996 г. – Режим доступа: file:///D:/Doc/Downloads/hartia2015%202.pdf
  6. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина. - СПб.: Оверлайд, 1994. – 303 с.
  7.  Агафонова, Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма: (характеристика по результатом диагностического и динамического обследования) / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 1. - С. 12-30.
  8. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья / сост. Г.И. Гербцова. - СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  9.  Айрес, Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Д. Айрес; пер. с англ. – М : Теревинф, 2010. - 272 с.
  10.  Алмазова О.В. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма Текст. / О.В. Алмазова, СЛ. Мазалова // Специальное образование: Научно-методический журнал Екатеринбург, 2002 - №1 - С.47-54.
  11. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
  12.  Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; пер. с англ. – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.
  13. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная пед. академия, 1994. – 216 с.
  14.  Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  15.  Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе (материалы к спецкурсу) / под ред. С.А. Морозова. - М.: СигналЪ, 2002. -246 с.
  16.  Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей; пер. с англ. и науч.ред. Д.В. Ермолаева. М.: Теревинф, 2017. - 768 с.
  17. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
  18.  Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
  19. Бейкер, Б.Л. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Б.Л. Бейкер, А.Дж. Брайтман. - М.: Теревинф, 2002. - 320 с.
  20.  Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм; пер. с англ. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. – 784 с.
  21.  Блинова, Н.Г. Психофизиологическое сопровождение обучающихся с ранним детским аутизмом / Н.Г. Блинова, Н.Н. Кошко, Р.М. Акбиров // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 32-34.
  22.  Богдашина, О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учеб. пособие / О.Б. Богдашина; под науч. ред. Е.А. Черенёвой, И.В. Сухоруковой; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск: КрГПУ, 2012. – 248 с.
  23.  Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития: проблемы и перспективы / С.С. Бубен // Дефектология. — 1996. — №5. - С. 3-11.
  24.  Веденина, М.Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка / М.Ю. Веденина // Дефектология. - 1994. - №1. -  С. 59-65.
  25. Викторук, Е.Н. Дефиниция аутизма: от диагноза до незавершённой медицинской истины / Е.Н. Викторук, А.Ф. Гох // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 34-39.
  26.  Волкмар, Ф.Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей (в 3-х кн.). Кн. 1 / Ф.Л. Волкмар. Л.А. Вайзнер; пер с англ. - М.: Рама Паблишинг, 2014. - 224 с.
  27. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений Л. С. Выготского: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. С. 332–342.
  28.  Гилберт, К. Аутизм у детей: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберт, Т. Питерс. - СПб.: ИСП и П, 1998. - 124 с.
  29.  Гиренок, Ф.И. Аутография языка и сознания / Ф.И. Гиренок. – М.: МГИУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - 245 с.
  30. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова  – Архангельск : ПГУ, 2001. - 21 с.
  31.  Дименштейн, Р.П. О перспективах интегративных процессов в дезинтегрирующей среде / Р.П. Дименштейн, О.А. Герасименко// Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования: сб. науч. трудов и проектных материалов / под ред. В.И. Слободчикова. — М.: Инт педагогических инноваций РАО, 1995. – С. 226-335.
  32.  Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб..-метод. пособие / А.А. Дмитриев ; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. – М .: МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  33.  Дмитриева, Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. – М.: Центр, 2002. – 224 с.
  34.  Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студ. вузов / В.И. Дубровский— 2-е изд., стер. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 608 с.
  35.  Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие для вузов и средних проф. учеб. заведений / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М: Советский спорт, 2000. – 240 с.
  36.  Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей / Е.А. Епифанов. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 528 с.
  37.  Журавлёва, Л.Л. Занятия лечебной физкультурой обучающихся с расстройством аутистического спектра / Л.Л. Журавлёва, Н.Г. Блинова, С.В. Криковцов, Э.А. Коба // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 67-69.
  38.  Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб. : Дидактика Плюс, 2004. – 80 с.
  39.  Ивинский, Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ивинский Дмитрий Владимирович. – Тамбов, 2007
  40. Клочкова, Е.В. Физическая терапия и эрготерапия лоя детей с РАС [электронный медиаресурс], 2016. – Режим доступа:  http://autizmru.ru/physical-therapy-and-occupational-therapy-for-children-with-asd-ekaterina-klochkova/
  41.  Клюев, Е.В. Речевая коммуникация. / Е.В. Клюев. -  М.: Приор, 1998. — 224 с.
  42.  Лаврентьева, Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Лаврентьева Наталья Борисовна. – М., 2008. - 26 с. 
  43.  Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342 с.
  44.  Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: учеб. изд. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
  45.  Максимова, Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна / Е.В. Максимова. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.
  46.  Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 256 с.
  47.  Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
  48.  Морозова, С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. - М.: Владос, 2007 - 176 с. - [Коррекционная педагогика].
  49.  Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – 8-е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
  50.  Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки / Н.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2003. – 160 с.
  51.  Оринчук, В.А.Основы адаптивного спорта: учеб. пособие для студентов по направлениям подготовки: «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья», «Физическая культура» / В.А. Оринчук, Е.Н. Фомичева, М.В. Курникова. – Н. Новгород: Фил. Сочинского гос. ун-та в г. Нижний Новгород, 2015. - 293 с. 
  52.  Питерс, Т. Аутизм: от терапевтического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. – М: Владос, 2003. – 240 с.
  53.  Плаксунова, Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. — 2008. — № 2. — С. 50-62.
  54.  Плаксунова, Э.В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 1. — С. 64-68.
  55.  Поршнева, Н.Г. Практики соседства в институциальной системе помощи людям с аутизмом: автореф. дис. … канд социол. наук: 22.00.04 / Поршнева Надежда Геннадьевна. – Саратов, 2013. – 20 с.
  56.  Ремшмидт, Х. Аутизм. Клинические прявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт; пер. с нем. — М: Медицина, 2003. — 120 с.
  57.  Романцов, М.Г. Здоровье как проблема гуманитарного знания / М.Г. Романцов, Н.И. Лисовская. – Калининград: Издательство КГУ, 2004. – 199 с.
  58.  Семаго Н.Я. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС / Н.Я. Семаго, Е.А. Саломахина // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15. - № 1. – С. 4-14.
  59.  Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Н.Я. Семаго, Н.М. Семаго / отв. ред. С.В. Алехина / под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
  60.  Специальная психология: учебное пособие для студентов пед. вузов / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. / под общ. ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
  61.  Старкин, А.Н. Средства физической культуры в социальной адаптации школьников-олигофренов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Н. Старкин.- М., 1996. -27 с.
  62.  Сухорукова, И.В. Использование метода прямого наблюдения для определения начального уровня коммуникативных навыков ребёнка с расстройством аутистического спектра / И.В. Сухорукова, А.В. Костюк // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 109-113.
  63.  Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – Изд. 2-е / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Тревинф, 2017. – 432 с.
  64.  Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студ. вузов, специальностей: «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика» / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. — М.: Академия, 2002. — 174 с. 
  65.   Хаустов, А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Хаустов Артур Валерьевич. –М., 2005.  – 20 с.
  66.  Царевский, Л.П. Здоровьесохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты / Л.П. Царевский, Н.Н. Алалыкина, М.Г. Романцев – М.: Русаки, 2003. – 264 с.
  67.  Царёв, А.М. Организация образования на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / А.М. Царёв // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 114-121.
  68.  Черенёва, Е.А. Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России / Е.А. Черенёва // Сибирский вестник специального образования. – 2016. - № 1-2 (16-17). – С. 3-5.
  69.  Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. МИ. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  70.  Шапкова, Л.B. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным развивающим занятиям детей с отклонением в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова; под ред. С.П. Евсеева. М.: Сов. спорт, 2001. – 152 с.
  71.  Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб.: Образование, 1996. – 65 с.
  72.  Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е.А. Янушко.— М.: Теревинф, 2004. - 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра....

Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Нарушение коммуникативного взаимодействия является одним из базовых отклонений, которое и определяет специфику развития ребенка с РАС. А именно эта невозможность самовыражения и непонимание языка окру...

Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...

Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...