«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
консультация

Тавлиханова Наталья Николаевна

«Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курсы : «Психолого – педагогическая коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» Учитель начальных классов: Тавлиханова Наталья Николаевна 2019 год

Слайд 2

Что такое аутизм? Аутизм – общее расстройство развития, которое проявляется до 3 лет и характеризуется качественными нарушениями взаимодействия и коммуникативной ограниченностью интересов, повторяющимся стереотипным поведением.

Слайд 3

Подходы и коррекции к обучению детей с РАС 1. Поведенческий (формирование поведения через внешнее окружение, модель АВС: А – предшествующие обстоятельства, В – собственно поведение, С – последствия)) ТЕАССН (программа «Поддержка аутичных и отсталых в развитии детей», адаптация окружающей среды в соответствии с потребностями) АВА (прикладной поведенческий анализ, уменьшение дезадаптивного поведения путём изменения окружающей обстановки, окружающих условий)

Слайд 4

Подходы и коррекции к обучению детей с РАС 2. Развивающий (эмоционально – смысловой подход, теория «Слепота сознания» проблема понимания эмоций) Стратегии развития: совместное внимание (следование за ребёнком); установление эмоционального контакта; целенаправленное эмоциональное воздействие; развитие понятия; развитие логического мышления.

Слайд 5

Подходы и коррекции к обучению детей с РАС 3. Когнитивный Когнитивные функции - сложные функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивает взаимодействие с ним (развитие воображения, памяти, мышления, восприятия)

Слайд 6

Подходы и коррекции к обучению детей с РАС 4. Сенсорно – перцептивный Сенсорно – перцептивные функции играют важную роль в развитии у ребёнка предметного действия, сенсорных эталонов, восприятия, интеллектуальных способностей (развитие восприятия цвета, пространственных признаков плоских объёмных предметов, восприятие геометрических форм), сенсорная интеграция – насыщение потребностями (делает – стучит)

Слайд 7

Подходы и коррекции к обучению детей с РАС 5. Инклюзивные: видеомоделирование; арт - терапия (музыкотерапия: вокалотерапия, ритмотерапия, фольклоротерапия, логоритмическая гимнастика): проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным предметам);

Слайд 8

Коррекция нежелательного поведения: 1. провести анализ поведения; 2. понять причину; 3. устранение причины: дать образец желательного поведения (социальные истории, видеомоделирование), создание дружелюбной сенсорной среды, визуальное расписание); 4. поощрение за хорошее поведение (использование наказаний возможно только после выявления причины плохого поведения и его устранения)

Слайд 9

Диагностические методики Шкала количественной оценки детского аутизма ( CARS , Schopler , Reichler , Renner , 1988). Диагностическая шкала синдрома Аспергера ( ASDS , Myles , Bock , Simpson , 2001). Психолого-педагогический профиль ребенка ( PEP - R , Schopler , Reichler , Bashford , Lansing , Marcus , 1990). Оценка базовых речевых и учебных навыков ( ABLLS - R , Partington J . W ., 2006). Шкала адаптивного поведения Вайнленд ( Sparrow , Balla , Cicchetti , 1984).

Слайд 10

Подготовка детей с РАС к школе. Цель: формирование учебного поведения. 1.Темп, восприятие, переработка и воспроизведение информации, функции планирования, самоконтроль 2. Способность к имитации 3. Установление взаимоотношений 4. Стереотипное поведение 5. Неумение игнорировать сенсорные впечатления Программа Морозовой « По дороге к школе» (сайт ФРЦ) Пособия Терешковой, Бардышевой.

Слайд 11

Организация внеурочной деятельности Арт – терапия «Особые» театры, студии Мастерские Инклюзивные учреждения Конкурсы Фестивали Музеи (портал aunism – trc.ru организация «Инклюзивный музей» in – museum.ru ) Рекомендации: использование подушек, фотографирование, угощение.

Слайд 12

Организация урочной деятельности Рекомендации: утренний круг; «цветное» поведение; система работы «Улыбка»; визуальная поддержка; задания по принципу «бутерброда»(1 зад – простое, 2 зад – самое трудное, 3 зад – приятное); снятие «двойных» требований; использование разных цветов; дублирование устной инструкции письменной, разбивка инструкции; короткие фразы; использование адаптированого материала (1 лист - 1 задание, использование тетрадей в 4 классе).

Слайд 13

Организация групповых занятий Рекомендации: проведение диагностики по сформированности навыков для групповых занятий; использование игр «Гусь», «У медведя во бору», «Кошки – мышки»; использование договора между детьми: я играю в магазин, я играю в продавца, я играю в покупателя. Использование алгоритма: я играю с куклой, я даю кукле пить, я качаю. Когда я играю, я молодец.

Слайд 14

Работа с родителями Модели воспитания: Гипопротекция (недостаточно опёки и контроля); доминирующая гиперпротекция (не приучен к самостоятельности); потворствующая гиперпротекция (кумир семьи); эмоциональное отвержение (обуза); условие повышенной моральной ответственности; противоречивое воспитание (неординарное воспитание) перфекционистский стиль (защитная позиция);

Слайд 15

Разработка индивидуальных коррекционных программ ИОП – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации образовательных потребностей ребёнка. 4 сферы: 1. Учебная деятельность. (Навыки для обучения: навык имитации, копирование образца, выполнение инструкции, развитие мелкой и крупной моторики, когнитивные представления, вербальная зона). 2. Поведение (социализация). 3. Коммуникация. 4. Внеурочная деятельность. Протокол педагогического обследования (Хаустов А.В.)

Слайд 16

Мониторинг освоения программного материала. 1. Наблюдение за динамикой. 2. Беседа. 3. Письменные занятия ( тесты, компьютерные диктанты) Оценивание: 35 – 50 % удовлетворительно 51 - 65 % хорошо Выше 65 % отлично

Слайд 17

Обучение коммуникативным навыкам Выбор цели. Моделирование ситуации Предоставление времени Предоставление подсказки Подкрепление попытки Закрепление навыков в различных ситуациях при участии нескольких человек. Рецептивная коммуникация – способность распознавать и понимать коммуникативные сигналы другого человека. Коммуникативные сигналы: взгляд, расположение тела, предметы, жесты, вокализация (слова),поведение.

Слайд 18

Памятка стимулирования речевой деятельности Комментируйте действия. Используйте ключевые слова Проговаривайте за ребёнка от его лица Обращайте внимание на те предметы, на которые он сосредоточил своё внимание Используйте жесты и мимику, привлекая внимание к вашему рту, побуждая подражание Пойте Просите вместе с ним Имитируйте движения губ Немедленно отвечайте на речевые обращения, показывайте, что коммуникация всегда действует

Слайд 19

Научный центр психического здоровья. Сектор Семашкова Наталья Валентиновна (запись онлайн) https://autism-frc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

Стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра

Становление и развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре....

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...