Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации
статья
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий), и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii_po_autizmu_mo_mart_2022.docx | 178.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации»
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ) – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие препятствия в получении образования без создания специальных условий. Для устранения отклонений в развитии необходима система коррекции и воспитания.
К детям с ОВЗ относят и нозологическую группу, именуемую: дети с РАС (расстройством аутистического спектра).
В 2007 года Генеральная Ассамблея ООН установила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма и отмечается ежегодно 2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий), и, по данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей.
О детях с нарушениями аутистического спектра говорят: Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека». Настолько эти дети разные.
Однако выявлены параметры, которые позволяют объединить таких детей в группы по признакам.
Три основных признака: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия (стереотипии).
Часто не появляются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте, нет согласованности с партнёром по общению.
Нередко детей с РАС сопровождает умственная отсталость. Встречаются и высокофункциональные люди с данным расстройством.
Давно и успешно ведутся исследования данного феномена, разрабатываются программы диагностики и коррекции нарушений развития. Многие отечественные и зарубежные учёные разрабатывают пути подхода к исправлению недостатков искажённого развития с целью оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС.
В настоящее время в нашей стране для классификации аутизма используют методику О.С.Никольской, которая даёт представление о формах проявления аутизма.
Исследования способствует выбрать нужные подходы для обучения детей с РАС, определения видов работы с ними. Основной целью работы является формирование у обучающихся жизненных компетенций.
Поступая в школу многие из учащихся не могут себя правильно (по возрасту) обслужить, не видят причин соблюдать элементарные условия взаимодействия с о сверстниками и взрослыми, требуют заботы, постоянного контроля и оказания своевременной педагогической и психологической помощи.
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоциональной комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Существуют этапы включения ребенка с РАС в процесс обучения.
- социальная интеграция (нахождение в классе, общешкольные мероприятия), параллельно должны проходить дополнительные индивидуальные занятия с учителем и специалистами.
- посещение отдельных уроков с детьми условной нормы или приближенных к ним (физкультура, музыка, изобразительное искусство).
Определяются требования к организации пространства для обучения детей с РАС.
- наличие отдельной парты в классе;
- наличие «места уединения»;
- наличие визуального расписания.
В процессе работы используется система альтернативной коммуникации PECS – это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребенка учат как вступить в коммуникацию, как быть настойчивым в общении, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос и как комментировать – и все это с помощью изображений. Более того, сами родители могут освоить и использовать этот подход.
КАК УЧИТЬ РЕБЁНКА с АУТИЗМОМ ?
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки,
- избегать переутомления,
- четко организовывать пространство,
- использовать подписанные системы хранения,
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок,
- обращаться к ребенку по имени,
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,
- использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом),
- постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
В процессе обучения также используется прикладной анализ поведения (АВА – терапия).
Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Одним их методов коррекции при аутизме являются занятия в сенсорной комнате. После таких занятий дети с аутизмом чувствуют себя намного лучше, поскольку сенсорные стимуляторы, которые находятся в комнате, воздействуют на обоняние, зрение, осязание, вестибулярный аппарат. На сегодняшний день многие специалисты в области аутизма рекомендуют детям занятия в сенсорной комнате, поскольку они дают положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Доклад на тему «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с нарушениями речи в образовательных организациях в соответствии требованиям ФГОС НОО для обучающихся c ОВЗ»
Логопедичекое сопровождение детей в Хотьковской школе-интернате....
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации»
1. В статье раскрываются функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС. Рассматривается сопровождение учителе...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...