Программа курса "Введение в школьную жизнь"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к адаптационному курсу «Ведение в школьную жизнь»
Ребенок пришел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Как показывают исследования, социально-психологическая адаптация первоклассника может проходить по-разному 50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца, 30% детей адаптируются до конца первого полугодия. У 14% детей адаптация длится до года.
Адаптироваться к школе для первоклассника — задача не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. В этом случае возникает дезадаптация, то есть с нарушение механизмов «приспособления к школьной реальности».
Программа курса «Введение в школьную жизнь» предназначена для психологической адаптации ребёнка к школьному обучению. Она включает в себя 40 занятий, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки.
Цель курса: создание педагогической и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в системе школьных отношений.
Задачи курса:
- создание условий для физического и психического здоровья детей,
- создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, а так же сделать наиболее безболезненным пребывание ребёнка в первые дни в школе,
- помочь ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде,
- создание условий для психологическая адаптация детей,
- знакомство с основными школьными правила,
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы,
- обучение элементарным приёмам обратной связи,
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения,
- организация классного коллектива.
Основные принципы работы с детьми:
- учёт психологических особенностей развития детей 6-7 лет,
- учёт индивидуальных особенностей детей, а так же разноуровневой подготовки первоклассников,
- учёт возрастной мотивационной непоследовательности ребёнка,
- учёт нестабильности и непрогнозируемости поведения детей.
Данная программа ориентирована на индивидуальную и коллективную формы работы, как наиболее эффективные. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.
Место курса в расписании
В соответствии с пунктом 2.9.5. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Сан.ПиН 2.4.2.1178 – 02» и разделом «Организация обучения» письма Минобразования России от 25.09ю2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения в 1 четверти ежедневно проводится по три урока. В связи с этим адаптационный курс «Введение в школьную жизнь» проводится 4-ым уроком и включает в себя занятия, направленные на вхождение ребёнка в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. На изучение курса отводится 40 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- наличие положительного эмоционального отношения к школе и поступлению в школу;
-проявление особого интереса к новому, необычному;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых условиях пребывания;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками) при решении различных творческих задач;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к другу.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни;
-ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие устойчивого интереса к учению;
-знание основных правил, поведения в школе;
-готовность применять знания и умения на практике при реализации проектов как в урочное, так и внеурочное время.
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные правила и знаки;
·осуществлять пошаговый контроль своих действий;;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки;
-соблюдению школьных правил поведения на уроке и перемене;
· выполнению режима дня школьника;
-задавать вопросы в культурной форме
Учащиеся получат возможность научиться:
- работать в парах;
- проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий, обосновывая её по критериям;
- выработать умение договариваться друг с другом;
-обращаться друг к другу за помощью
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
-умению выражать свои мысли;
-умению вести дискуссии;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и услышанному;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Игры |
1 | От пера до компьютера. Знакомство. | Упражнение «Здравствуй» Упражнение «Эстафета хорошего настроения» | |
2 | Поговорим о наших именах. Введение знака «Я». | Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» | |
3 | Режим дня школьника. | Упражнение «Мой смешной портрет» | |
4 | Знак «Звонок». Схема класса. | Игра «Подними руку» | |
5 | Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса. | Упражнение «Рисуем настроение» | |
6 | Ювелиры и кружевницы. Развитие мелкой моторики. Симметричное вырезание. | Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | |
7 | Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я». | Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост» | |
8 | Оценка. Введение способа оценки. | Упражнение «Гусеница» | |
9 | Сочиняем сказки. Обогащение словарного запаса. | Упражнение «Волшебная картинка» | |
10 | Изменение схемы класса. Ведение знака «Мы». | Упражнение «Что изменилось» | |
11 | Будем внимательны! Развитие концентрации внимания. | Игры «Три движения», «Хамелен» | |
12 | Парная форма работы. Взаимооценка. | ||
13 | Реакция на реплику. Введение знаков «+, -» | Упражнение «Шарики» | |
14 | Самооценка, критерии, оценка. | Упражнение «Пересядьте все те, у кого...» | |
15 | Сочиняем сказку. Изучение и обогащение словарного запаса детей | Упражнение «Кто на свете всех милее?» | |
16 | Рефлексия введённых ранее знаков «Я», «МЫ», «ХОР» | Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» | |
17 | Столкновение мнений детей: «Как надо и как ненадо спорить» | Показ презентации «Школьные правила» | |
18 | Диагностика и отработка разных критериев оценки. | Упражнение «Что значит быть школьником» | |
19 | Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник». | Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | |
20 | Введение знака «Вопрос», его применение. | Упражнение «Лесные жители» | |
21 | Ювелиры и кружевницы. Обучение техническим приёмам изображения предмета. | Упражнение «Рисунок по образцу | |
22 | Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных усилий. | Упражнение «Ролевая гимнастика» | |
23 | Сочиняем сказку. Обогащение словарного запаса | Упражнение «На одну букву» | |
24 | Понятно ли мы говорим? Средства организации дискуссии. | Упражнение «Бывает ли так?» | |
25 | В гостях у Мнемозины! Развитие памяти, внимания, речи | Упражнение «Отгадай-ка!» | |
26 | Адресованность, понятность сообщения. | Упражнение «Пересказ наоборот» | |
27 | Адресованность действия при групповом взаимодействии. | ||
28 | Сочиняем сказку. Развитие речевой памяти. | Упражнение «Запоминание предметов» | |
29 | Ловушка как элемент учительской диагностики. | Упражнение «Четвертый лишний» | |
30 | Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. | Упражнение «Сложить фигуру» | |
31 | В гостях у Мнемозины! Развитие механической памяти | Упражнение «Бабушка укладывает свой чемодан» | |
32 | Рефлексия знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний». | Игра «Третий лишний». | |
33 | Система недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к другому ученику или группе. | Упражнение «Наш класс – это все мы» | |
34 | Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее. | Упражнение «Портрет школьника» | |
35 | В гостях у Мнемозины! Развитие литературной памяти | Упражнение «Стало сызнова смеркаться…» | |
36 | Рефлексия прошлых занятий | Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля» | |
37 | Критерии оценки, точка зрения оценивающего. | Упражнение «Хрустальное путешествие» | |
38 | Рефлексия знаков, введённых ранее. | Упражнение «Мое настроение в школе» | |
39 | В гостях у Мнемозины! Тренировка зрительной памяти | Игра «Озорной котёнок» | |
40 | Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее. | Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника» | |
41 | В гостях у Мнемозины! Развитие памяти и внимания. | Упражнение «Пуговицы» | |
42 | В гостях у Мнемозины! Развитие зрительной памяти и пространственного мышления | Игра «Дверная скважина» | |
43 | Будем внимательны. Тренировка наблюдательности | Игра «Что изменилось?» | |
44 | Будем внимательны. Воспитание слуховой концентрации | Игра «Рядом, но не вместе» | |
45 | Праздник «Посвящение в ученики». | Игры, конкурсы, викторины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Введение в школьную жизнь"
Программа для первоклассников, предложенная ПМПК г.Краснодара, адаптированная для учащихся школы 8 вида...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
ФГОС. Система Эльконина-Давыдова.1 класс. Рабочая программа Введение в школьную жизнь
Рабочая программа по курсу "Введение в школьную жизнь" составлена в соответствии с новыми стандартами, включает календарно-тематическое планирование, планируемые результаты, УУД, личностные результаты...
Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни
Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...
Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»
Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»Цель программы: профилактика школьной дезадаптацииЗадачи:Познакомить со школой, школьными правиламиФормировать положительную учебную мо...