Программа курса "Введение в школьную жизнь"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Гуськова Наталья Владимировна

Программа адаптационных занятий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_shkolnuyu_zhizn.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к адаптационному курсу «Ведение в школьную жизнь»

Ребенок пришел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Как показывают исследования, социально-психологическая адаптация первоклассника может проходить по-разному 50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца, 30% детей адаптируются до конца первого полугодия. У 14% детей адаптация длится до года.

Адаптироваться к школе для первоклассника — задача не из легких. Происходит это у всех по-своему и, увы, не всегда гладко. В этом случае возникает дезадаптация, то есть с нарушение механизмов «приспособления к школьной реальности».

       Программа курса «Введение в школьную жизнь» предназначена для психологической адаптации ребёнка к школьному обучению. Она включает в себя 40 занятий, каждое из которых направлено на формирование и развитие таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также предполагает привитие детям коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции  детей, устойчивой самооценки.

Цель курса: создание педагогической и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в системе школьных отношений.

Задачи курса:

  • создание условий для физического и психического здоровья детей,
  • создание специальных педагогических и социально – психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую работу с детьми, а так же сделать наиболее безболезненным пребывание ребёнка в первые дни в школе,
  • помочь ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде,
  • создание условий для психологическая адаптация детей,
  •  знакомство с основными школьными правила,
  • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы,
  • обучение элементарным приёмам обратной связи,
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения,
  • организация классного коллектива.

Основные принципы работы с детьми:

  • учёт психологических особенностей развития детей 6-7 лет,
  • учёт индивидуальных особенностей детей, а так же разноуровневой подготовки первоклассников,
  • учёт возрастной мотивационной непоследовательности ребёнка,
  • учёт нестабильности и непрогнозируемости поведения детей.

Данная программа ориентирована на индивидуальную и коллективную формы работы, как наиболее эффективные. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку (понравилось, не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, что они делали в прошлый раз, что особенно понравилось, зачем они это делали.

     Место курса в расписании

В соответствии с пунктом 2.9.5. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Сан.ПиН 2.4.2.1178 – 02» и разделом «Организация обучения» письма Минобразования России от 25.09ю2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения в 1 четверти ежедневно проводится по три урока. В связи с этим  адаптационный курс «Введение в школьную жизнь» проводится 4-ым уроком и включает в себя занятия, направленные на вхождение ребёнка  в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. На изучение курса отводится 40 часов.

  Планируемые результаты

Личностные результаты:

- наличие положительного эмоционального отношения к школе и поступлению в школу;

-проявление особого интереса к новому, необычному;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в новых условиях пребывания;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие со сверстниками) при решении различных творческих задач;

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение друг к другу.

 Метапредметные результаты:

-наблюдение за различными явлениями жизни;

-ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

-умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном разнообразии.

Предметные результаты:

-развитие устойчивого интереса к учению;

-знание основных правил, поведения в школе;

-готовность применять знания и умения на практике при реализации проектов как в урочное, так и внеурочное время.

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные правила и знаки;

·осуществлять пошаговый контроль своих действий;;

· вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки;

-соблюдению школьных правил поведения на уроке и перемене;

· выполнению режима дня школьника;

-задавать вопросы в  культурной форме

Учащиеся получат возможность научиться:

- работать в парах;

- проводить самооценку и оценку выполненных заданий, действий,  обосновывая её по критериям;

- выработать умение договариваться друг с другом;

-обращаться друг к другу за помощью

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

-умению выражать свои мысли;

-умению вести дискуссии;

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к увиденному и услышанному;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Календарно-тематическое планирование

 Дата

урока

                Тема урока

Игры

1

От пера до компьютера. Знакомство.

Упражнение «Здравствуй»

Упражнение «Эстафета хорошего настроения»

2

Поговорим о наших именах. Введение знака «Я».

Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

3

Режим дня школьника.

Упражнение «Мой смешной портрет»

4

Знак «Звонок».  Схема класса.

Игра «Подними руку»

5

Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса.

Упражнение «Рисуем настроение»

6

Ювелиры и кружевницы. Развитие мелкой моторики. Симметричное вырезание.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

7

Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».

Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост»

8

Оценка. Введение способа оценки.

Упражнение «Гусеница»

9

Сочиняем сказки. Обогащение словарного запаса.  

Упражнение «Волшебная картинка»

10

Изменение схемы класса. Ведение знака «Мы».

Упражнение «Что изменилось»

11

Будем внимательны! Развитие концентрации внимания.

Игры «Три движения», «Хамелен»

12

 Парная форма работы. Взаимооценка.

13

Реакция на реплику. Введение знаков «+, -»

Упражнение «Шарики»

14

Самооценка, критерии, оценка.

Упражнение «Пересядьте все те, у кого...»

15

Сочиняем сказку. Изучение и обогащение  словарного запаса детей

Упражнение «Кто на свете всех милее?»

16

Рефлексия  введённых ранее знаков «Я», «МЫ», «ХОР»

Упражнение «Меня зовут... Я люблю себя за то, что...»

17

Столкновение мнений детей: «Как надо и как ненадо спорить»

Показ презентации «Школьные правила»

18

Диагностика и отработка разных критериев оценки.

Упражнение «Что значит быть школьником»

19

Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».

Упражнение «Рисуем настроение» Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

20

Введение знака «Вопрос», его применение.

Упражнение «Лесные жители»

21

Ювелиры и кружевницы. Обучение техническим приёмам изображения предмета.

Упражнение «Рисунок по образцу

22

Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных усилий.

Упражнение «Ролевая гимнастика»

23

Сочиняем сказку. Обогащение словарного запаса

Упражнение «На одну букву»

24

Понятно ли мы говорим? Средства организации дискуссии.

Упражнение «Бывает ли так?»

25

В гостях у Мнемозины! Развитие памяти, внимания, речи

Упражнение «Отгадай-ка!»

26

Адресованность, понятность сообщения.

Упражнение «Пересказ наоборот»

27

Адресованность действия при групповом взаимодействии.

28

Сочиняем сказку. Развитие речевой памяти.

Упражнение «Запоминание предметов»

29

Ловушка как элемент учительской диагностики.

Упражнение «Четвертый лишний»

30

Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

Упражнение «Сложить фигуру»

31

В гостях у Мнемозины! Развитие механической памяти

Упражнение «Бабушка укладывает свой чемодан»

32

Рефлексия знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний».

Игра «Третий лишний».

33

Система недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к другому ученику или группе.

Упражнение «Наш класс – это все мы»

34

Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее.

Упражнение «Портрет школьника»

35

В гостях у Мнемозины! Развитие литературной памяти

Упражнение «Стало сызнова смеркаться…»

36

Рефлексия прошлых занятий

Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля»

37

Критерии оценки, точка зрения оценивающего.

Упражнение «Хрустальное путешествие»

38

Рефлексия знаков, введённых ранее.

Упражнение «Мое настроение в школе»

39

В гостях у Мнемозины! Тренировка зрительной памяти

Игра «Озорной котёнок»

40

Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее.

Упражнение «Волшебная подушка для первоклассника»

41

В гостях у Мнемозины! Развитие памяти и внимания.

Упражнение «Пуговицы»

42

В гостях у Мнемозины! Развитие зрительной памяти и пространственного мышления

Игра «Дверная скважина»

43

Будем внимательны.  Тренировка наблюдательности

Игра «Что изменилось?»

44

Будем внимательны.  Воспитание слуховой концентрации

Игра «Рядом, но не вместе»

  45

Праздник «Посвящение в ученики».

Игры, конкурсы, викторины

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Введение в школьную жизнь"

Программа для первоклассников, предложенная ПМПК г.Краснодара, адаптированная для учащихся школы 8 вида...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

ФГОС. Система Эльконина-Давыдова.1 класс. Рабочая программа Введение в школьную жизнь

Рабочая программа по курсу "Введение в школьную жизнь" составлена в соответствии с новыми стандартами, включает календарно-тематическое планирование, планируемые результаты, УУД, личностные результаты...

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»Цель программы: профилактика школьной дезадаптацииЗадачи:Познакомить  со школой, школьными правиламиФормировать положительную учебную мо...