программа "Введение в школьную жизнь"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа для первоклассников, предложенная ПМПК г.Краснодара, адаптированная для учащихся школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_shkolnuyu_zhizn._programma_po_adaptacii_pervoklassnikovdoc.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.
Программа для первоклассников, предложенная ПМПК г.Краснодара,
адаптированная для учащихся школы VIII вида
Занятие 1.
Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Соц.педагог представляется, рассказывает о себе.
Предлагает детям представиться, назвать свое имя и фамилию.
Ставится стул в середину круга, один ребенок садиться на стул, остальные говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет наиболее понравившееся.
Игра «Атомы и молекулы»
Соц.педагог. Мы все – отдельные атомы, атомы бродят по одному, им скучно, и им захотелось собраться , соединиться в молекулы по два (затем по три, по пять и т.д., в конце – по количеству детей). Вот какая большая группа собралась, и всем атомам сразу стало веселей!
Рисование
Предложить всем сесть за парты и нарисовать по цветку.
Если ребенок не может или не хочет рисовать, сказать ему: «Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? Я три раза щелкну, и ты начнешь рисовать».
Собрать все нарисованные цветы в один букет и «посадить» (разложить на полу или на столе) – получиться красивый яркий луг.
Игра «Передай тепло цветка другу»
Стоя в кругу, соединить ладони, прочувствовать, как тепло передается по цепочке. В парах: на ощупь определить, какие у партнера руки, лицо, погладить по голове.
Занятие 2.
«Я и мое имя»
Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Соц.педагог. на прошлом занятии мы узнали, как кого зовут. Ребята, вы хотите узнать, что обозначает ваше имя. Мое имя обозначает … (факел …) (Необходимо до занятия узнать, что обозначают имена детей).
Соц.педагог. Ребята, вам нравится, когда вас называют Колька, Машка? А Коленька, Машенька? Почему? Как вас называет мама?
(Дети отвечают по очереди.) Можно предложить детям придумать себе имя: «Как бы вы хотели, чтобы вас называли?»
Игра «Волшебный стул»
Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот стул волшебный, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.
Рисование
Дети рисуют свой автопортрет.
Упражнение на релаксацию
Лежа на полу, дети под классическую музыку представляют себя волшебниками ( сказочными персонажами), вспоминая и повторяя все положительные слова сказанные им окружающими.
Занятие 3.
«Я и моя семья»
Цель: знакомство с членами семьи, общим интересами, традициями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Рисунок семьи»
Сидя в кругу на стуле или на полу, ребенок рассказывает, как зовут родителей, остальных членов семьи (по рисунку или по фотографии) кто, чем любит заниматься.
Игра «Поменяйтесь местами те, у кого…»
Соц.педагог предлагает поменяться местами детям у кого
а) есть старший брат,
б) младшая сестренка,
в) младший брат,
г) старшая сестра,
д) есть и брат и сестра,
е) дедушка и бабушка живут с ними вместе,
ж) дедушка и бабушка живут в деревне.
Методика Рене Жиля
Занятие 4.
«Урок и перемена»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Беседа на тему «Что такое урок?»
Дети высказывают свое мнение.
Соц.педагог. как можно показать, что ты готов к уроку? Например в школе есть правило «Готов к уроку»: по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.
Проигрывание ситуаций
Что нужно сделать:
а) когда учитель (или кто – то старший) входит в класс,
б) когда хочешь что – то сказать;
в) когда кто – то опаздывает на урок;
Игра на внимание
Соц.педагог. на уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза,……………………
Беседа «Что можно сделать за перемену?»
Обобщение ответов детей: за перемену можно приготовиться к следующему уроку, сходить в туалет, переодеться на урок физкультуры, ритмики, вытереть доску, поиграть в игры.
Подвижная игра по выбору детей)
Выработка правил поведения осуществляется самими детьми:
- в школе можно улыбаться и смеяться,
- нельзя ругаться и драться
- …………………………………..
Рисование на тему «Что мне нравится в школе»
Завершение занятия
Соц.педагог. Прозвенит сейчас звонок –
Наш закончится урок.
Урок закончен. В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», то же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.
Занятие 5.
Экскурсия по школе
Цель: научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомиться с сотрудниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство с планом – схемой школы
Соц.педагог. ребята, я принесла план школы. Кто знает, что такое план? Да, это чертеж нашей школы. Кто знает, что такое план? Да, это чертеж нашей школы. Интересно, где же ваш класс находится?
После поиска пути от входа до класса предложить пройти по школе, ориентируясь по плану.
Посещение медицинского кабинета.
Соц.педагог представляет мед.сестру. она проводит беседу по вопросам: «Для чего нужны прививки? Почему нельзя болеть школьнику? Что нужно делать, чтобы не болеть, а быть здоровым?»
Посещение спортивного зала
Учитель физкультуры представляется и задает детям вопросы: «Для чего люди занимаются спортом? Нужна ли физкультура школьнику? Кто делает зарядку по утрам? Кто из детей занимается уже в спортивных секциях?» Затем дети изображают лыжников, пловцов, гимнастов и т.д.
Занятие 6.
Экскурсия по школе
Цель: научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомиться с сотрудниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Рассказ об уроке музыки – «страны пяти линеек»
Учитель музыки после представления предлагает детям угадать трех китов музыки: играет марш (дети маршируют), затем танцевальную музыку (предлагает потанцевать), по выбору дети поют или слушают песню.
Рассказ об уроке - Изобразительное искусство.
Учитель знакомит детей с «царством карандаша и кисточки»
Дети в парах играют в игру «Скульптор»: один «лепит» животное по своему желанию, затем рассказывает о своей «скульптуре». Затем дети меняются ролями.
Занятие 7.
Экскурсия по школе
Цель: научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомиться с сотрудниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Посещение библиотеки
Соц.педагог. знакомит детей с библиотекарем.
Разгадайте загадки:
Без языка,
Без голоса,
А все расскажет.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Проводит беседу по вопросам: «Для чего нужны книги? Какие книги бывают? Кто их пишет, выпускает? К кого какая любимая книга?» и т.д.
Предлагает записаться в библиотеку тем детям, кто уже умеет читать.
Занятие 8.
Экскурсия по школе
Цель: научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомиться с сотрудниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Посещение столовой
Часть урока проходит в рассказе детям об этикете. Соц.педагог рассказывает и показывает, кому, куда и как правильно сесть, как пользоваться приборами.
Экскурсия на кухню
Здесь готовят нам еду
.
Занятие 9.
Обобщающий урок
Цель: закрепить полученные знания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Пиктограмма
После посещения всех кабинетов дети рисуют слова: школа, класс, учеба, болезнь, вкусная еда, чистота, интересная книга, сила, музыка, игра, рисование и т.д.
Занятие 10.
УЧЕНЬЕ – свет, а не ученье – тьма
Цель: укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Соц.педагог. Ребята, как вы думаете, зачем людям надо учиться? Выслушивает ответы всех детей, делает обобщение.
Игра «Отгадай профессию».
Дети по очереди имитируют движения, которые выполняются при определенной профессии, или говорят, что нужно для этой работы. Остальные дети отгадывают, кем хочет быть тот или иной ребенок, и называют качества, какими должен обладать представитель этой профессии.
Беседа
Дети отвечают на вопросы «А вас можно назвать работником? Кем вы сейчас работаете? Какими должны быть ученики? Что нужно для вашей работы?»
Игра «Алфавит»
Соц.педагог предлагает пройти испытание на звание ученика. Сначала – проверка внимания.
Игра «Чего не стало»
Теперь проверка памяти.
Решение задач на сообразительность
Проверка мышления – решение «хитрых» задач.
Итог
Соц.педагог. Вот какие вы все внимательные, умные, значит – все вы можете учиться хорошо, и всем вам присваивается звание ученика.
Занятие 11.
«Когда всем весело, а одному грустно»
Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Соц.педагог. Во время прогулки в школьном дворе вы увидели грустного мальчика. Ребята, давайте подумаем, почему он грустный?
Ответы детей.
Вам его жалко? А как мы его можем утешить?
Дети предлагают варианты, выбирают наиболее подходящие.
Упражнение «Настроение»
Демонстрация лиц с различным эмоциональным состоянием:
Радости, печали, веселья, злости, удивления и т.д. Предложить детям выбрать и «сделать» какое – либо лицо, спросить, сто ему хочется сделать в этом состоянии, нравится или нет такой человек и почему? Когда у человека бывает такое настроение?
Соц.педагог. За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа. При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он все видит в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение? (Ответы детей) . итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым, красным, светло – зеленым, голубым. Плохое настроение – темные цвета: черный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение.
Рисование
Предложить детям нарисовать лицо мамы, папы, братьев, сестер – какие они чаще всего бывают.
Занятие 12. «Волшебные СЛОВА»
Цель: воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста, и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Беседа
Соц.педагог.
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят: «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова – приветствия вы знаете? А еще как можно приветствовать? (Кивок головой, помахать руками, поклон, рукопожатие).
Предложить детям походить по классу и поприветствовать друг друга. Спросить: чье приветствие больше понравилось, почему?
Драматизации сказки «Заяц и ёж»
Дети слушают сказку в исполнении двух одноклассников.
Вопросы к детям: «Что можно сказать про зайца? Ежа? Кто вам симпатичен? А в жизни встречались вам такие люди? Как вы поступали?»
Соц.педагог.
Слова «До свидания!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым, в троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.
Беседа
Соц.педагог. С кем можно здороваться, а с кем – нет: дома, в школе, на улице? В каких случаях говорим «на здоровье», «пожалуйста», «спасибо», и всегда ли надо их произносить? Вспомните пожалуйста, случаи, когда вам помогли «волшебные слова».
Игра с мячом «Вежливые слова»
Соц.педагог. Чтобы узнать, какие еще вежливые слова вы знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мячик, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...
Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".
Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....
Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни
Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...
Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»
Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»Цель программы: профилактика школьной дезадаптацииЗадачи:Познакомить со школой, школьными правиламиФормировать положительную учебную мо...
Положение о проведении школьного конкурса "Наша школьная жизнь"
Положение о проведении школьного творческого конкурсачастушек собственного сочинения "Наша школьная жизнь" среди обучающихся начальных классов...