Интегрированные уроки географии в коррекционной школе VIII вида- одно из условий обеспечения психологического комфорта.
статья по теме

Алямова Альфия Розатовна

Статья  об уроке географии в старшей школе 8 вида с конспектом урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_alyamova_a.r.2.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  УРОКИ  ГЕОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА –   ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА.

                         «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка-это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму питания и отдыху. Это, прежде  всего,  забота  о гармонической полноте всех его физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества»

                                                                                                  В.А.Сухомлинский

Забота о психологическом здоровье ребёнка сегодня-не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве- это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

В нашей школе постоянно проводятся профилактические осмотры учащихся педиатрами и специалистами детской поликлиники № 129.Цель профилактических осмотров-выявление ранних признаков нарушения здоровья. Анализ статистических данных позволяет утверждать, что в последние годы прослеживается тенденция ухудшения здоровья молодого поколения .В связи  с этим создание безопасной образовательной среды ,обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентации на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья является приоритетным направлением работы образовательного учреждения.

Психологическое здоровье - как важнейший компонент здоровья в целом,  как условие успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому  педагогам не стоит экономить силы на его укреплении. Известно, что психологическое здоровье всегда рассматривалась как важнейшая составляющая в работе образовательного учреждения. Достаточно вспомнить В.А.Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение всех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье».

Главным критерием психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является  одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, а  энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Что такое комфорт?

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавление личности ребёнка.

Как писал поэт Борис Слуцкий:  «Ничему меня не научит

                                                    То, что тычет, талдычит, жучит».

Задача учителя организовать определённую систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Особенно это относится к детям с интеллектуальной недостаточностью.

Одним из таких уроков, где ребёнок может себя  почувствовать комфортно, и являются уроки географии.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность  оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убеждённости в необходимости глубокого изучения.

Преподавание географии в коррекционной школе VIII вида решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные  особенностями развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учитель коррекционной школы на уроке географии должен в доступной форме довести до сознания учеников учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые дополнительные сведения, а также новые методы и приёмы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего материала.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие  форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель.

Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом  зависит качество овладения самим предметом.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

Межпредметные связи - важнейший принцип обучения  в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина - отсутствие достаточного  количества методических рекомендации при изучении конкретных учебных тем и  курсов.

Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе - интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока:  заранее определяется объём и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому такие уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля  участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

Часто интегрированным  урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным  ученикам по одному предмету или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

Оценка деятельности   обучающихся специфична: если ученик даёт ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определённой теме. На уроках просматривается  смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (работа с мультимедийной установкой, просмотр фильмов), выполнение заданий на закрепление  изученного.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Интеграция становится для всех её участников: учителей, учеников, родителей и администрации - школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.

Интеграция привлекает молодых педагогов новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Она вдохновляет и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. Вероятно, когда – ни будь, станет возможно создание принципиально новых программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.

Интегрированные уроки позволяют учащимся более глубоко понять связь между предметами, особенности каждого предмета, глубже осознать своё место в этом мире, что даёт им осознание своей защищенности, уверенности в себе, психологической безопасности и комфорта.            

Одна из удивительных сторон преподаваемого мной предмета заключается в том, что в детстве каждый ребёнок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

«Велика и поразительна область географии, - писал  Н. В. Гоголь. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!» Но столь «поразительная область географии» конкретизируется для учащихся практикой преподавания учителя географии. И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать слова, сказанные профессором А.И.Капустиным  первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «слишком уж долго сушили географию, усердно превращая её в долбёжно -  зубрёжный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…»

С тех пор минуло немало лет, школьная география перестала быть «чисто номенклатурным» предметом, её содержание значительно изменилось и продолжает изменяться. Но география по-прежнему занимает достойное место в школьном расписании уроков. Задача  учителя - опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

Таким образом, интегрированные уроки наряду с освоением  академической программы позволяют школьнику овладевать навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества. От социальной компетентности ребёнка во многом зависит его физическое и психическое состояние, успешность его самореализации как личности, комфортное ощущение его в социуме.  

Из вышесказанного видно, что интегрированные уроки являются одним из важнейших составляющих психологической безопасности в специальной коррекционной школе VIII вида.

Методика интегрированных уроков является перспективным направлением в педагогике и требует дальнейшей разработки методических рекомендаций по изучению конкретных тем и курсов, создание принципиально новых программ,

 

Интегрированный урок на тему:

«Географическое положение Южной Америки.    Из истории открытия и исследования».

8 класс

(география-история)

Цель: познакомить учащихся с материком Южная Америка, историей открытий и исследований.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: закрепить знания о материках, продолжить знакомство с современной политической картой мира, закрепить знания о частях света, определять по картам географическое положение Южной Америки, расширить знания учащихся об истории открытия и исследований Америки.

Коррекционно-развивающие:

обогатить  словарный  запас, корригировать речемыслительную деятельность и  произвольное внимание.

Коррекционно-воспитывающие:

воспитывать интерес к учёбе, окружающему миру,

Оборудование:

Карты настенные» Северная Америка» (физико-географическая, политико-административная), «Карта полушарий».

Атлас  7 класс Изд. Дрофа

Контурные карты  7 класс. Изд., Дрофа

Учебник для 7 класса «География материков и океанов» Т. М Лифанова изд. Просвещение М ,2005

Мультимедийная установка

                                                                       

  Ход урока

      I.Организационный момент

Сегодня мы встретились с вами на не совсем обычном уроке- уроке географии и истории, поскольку вопросы сегодняшнего урока по этим двум дисциплинам очень тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом

II.Подготовка в восприятию нового материала

Учитель.

1)Ребята, какие материки мы с вами уже изучили.(Мы изучили Африку, Австралию, Антарктиду, Северную Америку)

2) К каким материкам они все относились по географическому положению? (К южным-Африка, Австралия, Антарктида  )

3) А какие северные материки вы знаете? (Северная Америка)

А сегодня мы  с вами поговорим ещё об одном материке, который в основном находится в южном полушарии.

II. Изучение   нового материала

Итак, сегодня мы с вами приступаем к изучению следующего материка – Южная Америка.

Ребята,  рассмотрим вначале  историю этого  материка.

Историк.

В Южной Америке до прихода европейцев существовали развитые цивилизации. Задолго  до образования государств в Европе, в Южной Америке уже существовали высокоразвитые государства, жители которых обладали уникальными знаниями и умениями. Многое, дошедшее до нас из глубины веков, до сих пор поражает и удивляет современного человека.

(Слайдовая презентация о цивилизации инков)

1.Из истории открытия. Европейцы несколько раз открывали для себя южноамериканский материк.  Первым кто достиг южноамериканского побережья были испанские мореплаватели во главе с Христофором Колумбом.

Христофор Колумб - самый знаменитый первооткрыватель в мире. Но своё величайшее  открытие - открытие Америки - он сделал по ошибке.

Родившись в 1451  г. В Генуе (Италия), Колумб ещё мальчиком совершил своё первое плавание. В 1479 г. он поселился в Лиссабоне (Португалия), женившись на дочери местного аристократа. Из Лиссабона  Колумб отправлялся во многие морские путешествия и стал искусным мореплавателем. Колумб мечтал открыть путь на Дальний Восток. Он надеялся добыть редкостные пряности: корицу, мускатный орех и перец. Этот мотив был общим для многих европейцев той эпохи.

В 1492г. Колумб со своей экспедицией на трёх кораблях отплыл из Испании. Через два месяца корабли достигли острова у побережья Америки. Колумб был убеждён, что достиг берегов Китая. До конца своих дней Колумб не допускал и мысли об ошибке, и не осознал значения своего открытия.

2.Исследование  и освоение Южной Америки в 15-19 веках. (Рассказ учителя)

3. Население. ( Рассказ учителя)

4.Современная политическая карта Южной Америки (Рассказ учителя)

Физминутка.

Географ.

А скажите мне, пожалуйста, Колумб открыл Америку, а называется она  не Колумбией. Почему? Итак, ребята, мы свами целый урок вспоминали историю открытия и исследования  материка Южной Америка.

- Откройте карту атласа «Население», определите плотность населения. Одинаковая ли она на всей территории Южной Америки? Где выше? Где больше крупных городов?

- А почему плотность населения выше на востоке материка, а не на западе? ( На востоке равнинный рельеф, а на западе - горный, природные факторы играют решающую роль.)

Но не только природа определяет плотность населения, но и исторические факторы.

Ведь освоение Южной Америки европейцами шло с востока на запад. И мы с вами сегодня убедились в этом.

Почти всю территорию Южной Америки занимают Бразилия, Аргентина, Перу,Венесуэла,Колумбия.

По политической карте определите столицы этих государств. Подпишите  

названия государств и их столиц на контурной карте (с.48 школьного географического атласа. 7 кл.М.,Дрофа,2010).

Работа с контурной картой.

Историк.

Вся территория Южной Америки представляла собой испанские колонии. Только Бразилия была португальской колонией. В начале 19 века в результате войны за независимость образовались современные независимые государства

 Географ.

На восточном и западном побережьях  находятся маленькие по площади государства. Это Парагвай, Уругвай, Гайана, Суринам, Эквадор.  

  Все эти государства находятся на низком уровне развития. На уровень развития стран оказывает влияние  выгодное географическое положение. Вот и давайте, определим по картам атласа географическое положение материка Южная Америка.

Откройте атласы. Какие карты нам понадобятся для изучения сегодняшней темы?

(Карта Южной Америки)

От какого материка он образовался?

Охарактеризуйте по физической карте мира особенности географического положения Южной Америки.

( Ответ учащихся)

Хорошо. Давайте, определим, чего больше – сходства или различия в географическом положении Южной Америки и Африки (Австралии)

Молодцы. А теперь найдите крайние точки материка. Давайте их подпишем на контурной карте.

Северная-м. Гальинас

Южная – м. Фроуэрд

Западная - м. Париньяс

Восточная - м. Кабу-Бранку

А теперь по климатической карте определите, в каких климатических поясах лежит Южная Америка?

- Ребята, а какие из этих поясов основные? Какие переходные?

Давайте совершим с вами путешествие вдоль береговой линии Южной Америки.

-Какие океаны и моря омывают материк?

Подпишите их на контурной карте.

А теперь определите, как расположен материк относительно других материков?

(С Южной Америкой материк соединён Панамским перешейком, от Евразии отделён Панамским перешейком, от Евразии отделён Беринговым проливом, а от Африки  и Азии - Атлантическим океаном)

- Молодцы!

Географ.

Ребята, как вы  думаете, почему мы совместили сегодня вопросы географии и истории?

Потому что история освоения материка и его географическое положение  оказывают огромное влияние на уровень развития экономики.

Ребята, на следующем уроке  мы  с вами будем говорить, на чём создавалась богатство отдельных стран Америк

VI. Закрепление

Географ.

А сейчас, ребята, чтобы проверить, как вы усвоили материал урока, решим географический кроссворд. Если вы ответите на все вопросы правильно, то по вертикали у вас получится слово- Америка.

Ребята решают кроссворд.

                   V. Домашнее задание

По учебнику стр. 123-125.Записать в тетрадь рамочку на стр. 124. Выписать в словарик новые географические термины из параграфа.

VI. Итог урока

Итак, сегодня мы с вами убедились, что вопросы исторического прошлого играют огромную роль в развитии любого континента, любого государства. Поэтому, чтобы лучше понять настоящее, предугадать будущее, нужно хорошо знать прошлое и в истории развития населения материка, и в истории развития географических процессов, и в истории развития растительности и животного мира континента.

Ребята, сегодня вы молодцы!  (Выставление оценок)

Алямова А.Р. учитель начальных классов и  географии высшей категории  ГБОУ СкОШ № 309( VIII вида) СВАО г. Москвы

Resource id #5036

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых и дифференцированных технологий на уроках математике в коррекционной школе VIII вида

Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на групп...

Сообщение «Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII вида»

«Словарная работа на уроках письма в коррекционной школе VIII  вида»...

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...