Требование к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
- Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
- На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
- Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
- На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
- На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
- Урок должен быть оснащен:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
- На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
- Необходимо введение в обучение компьютеров.
- На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
При подготовке к уроку следует помнить:
- Тема урока.
- Тип урока.
- Основная цель урока.
- Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
- Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
- Формы и методы обучения.
- Оценка учащихся.
- Анализ урока.
Типы уроков
- Урок изучения нового материала.
- Урок закрепления знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок проверки и оценки знаний.
- Комбинированный урок.
- Урок-игра.
- Урок-экскурсия.
- Урок-диалог.
Этапы урока
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Закрепление знаний.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и проверка знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании и выставление оценок.
Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.
Образовательные задачи:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.
Методы обучения:
- объяснение;
- рассказ;
- демонстрация;
- наблюдение;
- работа с книгой;
- игра;
- упражнение;
- лабораторно-практическая работа;
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
- применение технических средств обучения;
- программированное обучение;
- проблемное обучение.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Задачи урока:
- образовательная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитывающая.
Оборудование урока
1) Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):
- по звонку найти свое место;
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- запись числа;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос с вызовом к доске;
- фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
- индивидуальный письменный опрос;
- уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
- практическая работа;
- программированный контроль;
- проверка тетрадей;
- технические средства обучения.
3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
- загадка;
- ребус;
- кроссворд;
- игра "Четвертый лишний";
- словарная работа (связь с новым материалом);
- проблемный вопрос.
4) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
- в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
- самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование беседы и рассказа;
- применение ТСО.
5) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:
- беседа;
- работа с учебником;
- работа с тетрадью;
- практическая работа;
- программированные задания;
- дидактические игры;
- ТСО;
- таблицы, схемы, тесты;
- самостоятельная работа.
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала;
- разбор и запись домашнего задания;
- оценка работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Выступление на ШМО учителей математики...
Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...
Доклад: «Современные требования к уроку и занятиям в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия....
Современные психолого-педагогические требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесс...
Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...
Требование к уроку в специальной коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации учителю, работающему в в специальной коррекционной школе VIII вида...
Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ....