Общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности) "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии СанПиН (от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14), Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области «О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерльного государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова) «Основы финансовой грамотности» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015), постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Устава МБОУ Купинской школы – интерната №1.
Основы финансовой грамотности – одно из инновационных направлений общеразвивающих программ внеурочной деятельности, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере (вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты использования денежных средств), помочь стать социально адаптированной личностью.
В процессе реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» большое внимание уделяется экономическому воспитанию обучающихся. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начальных классов начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Программа внеурочной деятельности соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Имея социально экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 150.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………..……………….3
- Пояснительная записка………………………………………………………………………3
- Цель и задачи общеразвивающей программы внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………………..6
- Содержание общеразвивающей программы внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»....................................................................................7
- Планируемые результаты общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………………………………..12
- Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»…………...18
- Условия реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»………………………………………………………..18
- Методические обеспечение общеразвивающей программы внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности»………………….……….…………. 19
- Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы внеурочной
деятельности «Основы финансовой грамотности»………………………………………..19
- Оценочные материалы………………………………………………...…………………...20
Список литературы……………………………………………………………………...….22
- Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы внеурочно деятельности «Основы финансовой грамотности»
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии СанПиН (от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14), Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области «О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерльного государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова) «Основы финансовой грамотности» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015), постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Устава МБОУ Купинской школы – интерната №1.
Основы финансовой грамотности – одно из инновационных направлений общеразвивающих программ внеурочной деятельности, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере (вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты использования денежных средств), помочь стать социально адаптированной личностью.
В процессе реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» большое внимание уделяется экономическому воспитанию обучающихся. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Обучающиеся начальных классов начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Программа внеурочной деятельности соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Имея социально экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Актуальность общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» заключается в построении правильных отношений обучающихся к собственным финансам и финансам своей семьи. Программа ставит своей целью формирование человека, способного адекватно оценивать финансовые ситуации, поэтому начало этому процессу должно быть положено, как можно раньше. Реализация данной программы в начальной школе должна стать первой ступенью в формировании правильного отношения к финансовым вопросам. Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и успеху!
Новизна программы заключается в том, что занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Уникальность заключается в том, что обучающие материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями и особенностями развития обучающихся, включают в себя задачи, практические задания и игры. В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания.
Основные содержательные линии программы:
− деньги, их история, виды, функции;
− семейный бюджет.
Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика, литература и окружающий мир. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями и особенностями развития детей, включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения программы формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане
Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Цель:
формирование экономического образа мышления обучающихся (способных адекватно оценивать финансовые ситуации), воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения денег, их видами и функциями, а также ролью денег в семейной и общественной жизни;
- научить анализировать структуру семейных доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения;
- развивать творческие способности обучающихся, интерес к исследовательской деятельности.
- Содержание общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Содержание программы (Первый год обучения)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика.
Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 часа): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 7 | 2 | 5 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | - | 4 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 1 | 3 |
8 | Задачи от Гнома - Эконома | 2 | - | 2 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы (2-ой год обучения)
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика».
Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
Тема 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;
Тема 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;
Тема 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием;
Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Знакомство с Бурундуком и компанией | 2 | 1 | 1 |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Торговля | 12 | 4 | 8 |
4 | Графики | 3 | 1 | 2 |
5 | Деньги | 4 | 2 | 2 |
6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 |
7 | Экономические задачи | 4 | 2 | 2 |
8 | Аренда | 1 | 1 | - |
9 | Банки. Вклады | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание программы (3-ий год обучения)
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы (4-ий год обучения)
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
№ п/п | Темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
- Планируемые результаты освоения общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Результаты 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
– что изучает экономика;
– что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
– отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
– для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
– что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
– что такое маркетинг.
Должны уметь:
– выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
– пользоваться деньгами;
– классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
– определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
– выделять физиологические и духовные потребности;
– виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
– что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
– что такое сделки и посредники; доля посредника;
– для чего нужен график; виды графиков;
– что такое аренда, виды аренды;
– крупные банки страны, функции банков, виды вкладов.
Должны уметь:
– определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
– чертить элементарные графики доходов и расходов;
– отличать настоящие деньги от фальшивых;
– решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
– что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
–что такое акционерное общество, как оно создается;
– почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
– виды рекламы, правила рекламы;
– как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
– налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
– различать качественный и некачественный товар,
– чертить кривую развития экономики,
– определять вид ценной бумаги,
– составлять рекламный текст;
– решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
– что такое акционерное общество, как оно создается;
– почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
– виды рекламы, правила рекламы;
– как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
– налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
– различать качественный и некачественный товар,
– чертить кривую развития экономики,
– определять вид ценной бумаги,
– составлять рекламный текст;
– решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной школы должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Личностные результаты:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
– развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- понимать цели своих действий;
- составлять простые планы с помощью учителя
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- составлять текст в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Обучающийся научится:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет, определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения, проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности» отобрано с учетом возрастных особенностей и особенностей развития обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов: Гном - Эконом (1-2 классы), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Учитывая возрастные особенности и особенностью развития детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
- Комплекс организационно-педагогических условий общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
2.1 Условия реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения:
- мозаика;
- «один — два — вместе»;
- дерево решений;
- мозговой штурм;
- мини-исследование;
- кейс, аукцион.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальный – одновременная работа со всеми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра;
- образно-ролевые игры;
- проектная и исследовательская деятельность;
- урок-практикум;
- дискуссия, обсуждение.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, нужно обеспечить несколько условий:
- в работу вовлечены все участники;
- используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
- обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
2.2. Методические обеспечение общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Для успешной реализации программы используются:
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Учебно-наглядные пособия: демонстрационный материал, методические пособия, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации.
- Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Промежуточная аттестация:
• викторина;
• тест.
Итоговая аттестация:
• творческая работа;
• проект.
2.4 Оценочные материалы
Система оценивания программы «Основы финансовой грамотности» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Виды работы | A | B | C | D | E | F | G | Максимальное количество баллов. |
Тест | ||||||||
Решение задачи | ||||||||
Ролевая игра | ||||||||
Доклад, сообщение | ||||||||
Графическая работа | ||||||||
Список литературы:
1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018
6.Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.— М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
7. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Материалы для родителей
8. Основные направления развития финансовых технологий на период 2019-2014 гг. Центральный банк РФ, 2018
9. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
10. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
11. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-ресурсы
1. www.cbr.ru - Банк России
2. http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России
3. http://вашифинансы.рф/ - сайт «Дружи с финансами»
4. http://moex.com – Московская биржа
5. http://www.asv.org.ru/ - Агентство по страхованию вкладов
6. http://napf.ru/ - СРО НАПФ
7. http://www.naufor.ru/ - СРО НАУФОР
8. http://www.partad.ru/ - СРО ПАРТАД
9. http://www.nfa.ru/ - СРО НФА
10. http://www.raexpert.ru/ - Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
11. http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Программа внеурочной деятельности социального направленности "100 добрых дел" для 1-3 классов
Программа предназначена для обучающихся 1-3 классов. Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего ...
Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"
Программа внеурочной деятельности социального направления "Введение в мир профессий"...
Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «В мире профессий»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предусмотрена для уча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Азы финансовой грамотности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности социального направления«Азы финансовой грамотности»...
Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 кл: "Финансовая грамотность", "Введение в искусственный интеллект", "Разговоры о важном"
Рабочие программы внеурочной деятельности для учащихся 1-4 кл...