Психологическое занятие для учащихся 4 класса "Проблемы можно решать"
план-конспект занятия (4 класс)

Базга Ольга Михайловна

Задачи:

·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;

·         формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

·         развивать у детей эмпатию, понимание собственных чувств и чувств других людей, возникающих  в проблемных ситуациях;

·         учить детей радоваться мелочам, которые обычно воспринимаются само собой разумеющимися и не замечающих в повседневной жизни;

·         учить детей проявлять терпение и настойчивость в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt._zanyatie_9.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 9

Тема: Проблемы можно решать.

Задачи:

  • учить детей умениям совместного решения поставленной цели;
  • формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
  • развивать у детей эмпатию, понимание собственных чувств и чувств других людей, возникающих  в проблемных ситуациях;
  • учить детей радоваться мелочам, которые обычно воспринимаются само собой разумеющимися и не замечающих в повседневной жизни;
  • учить детей проявлять терпение и настойчивость в достижении цели.

1.Ритуал входа "Приветствие"

2.Упражнение "Новое, хорошее"

Цель: актуализация позитивного опыта участников.

Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни? Что красивого, смешного вы видели?

3. Упражнение "Подними монету"

Цель: сплочение группы, включение в работу.

Материалы: газеты, по одной монете на каждого ребёнка.

Инструкция: дети делятся на две группы по 3 человека и встают всей группой на одну из газет, кладут на свободные края свои монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что- нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать между собой. Команды приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

Обсуждение:

1.Какой команде удалось выполнить задание?

2. От чего это зависело?

Что было самым трудным?

Вывод: работа в команде требует от каждого взаимоподдержки и взаимовыручки.

4. Обсуждение понятия "конфликт".

Цель: осознание ребятами личностного смысла понятия "конфликт".

1. Ребята, я бы хотела узнать, как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт - это явление, возникающее в  результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.

2. Ребята, как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

  • не понимают друг друга;
  • не уступают друг другу;
  • не владеют своими эмоциями;
  • не принимают чужого мнения;
  • пытаются во всём доминировать;
  • не умеют слушать других;
  • хотят умышленно обидеть друг друга.

Вывод: ребята, самое важное при общении с другими людьми, это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать.

5. Упражнение "На мостике"

Цель: развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется "На мостике". Разбейтесь на 2 команды.

Инструкция: Представьте себе, что вы находитесь на мостике, внизу пропасть. Ваша задача- пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. При этом постарайтесь прочувствовать ваши чувства.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

2. Как выглядят со стороны два упрямых человека?

3.К чему приводит взаимное упрямство?

4.  Что можно противоставить такому поведению?

5.  В жизни вы предпочитаете уступить или идти напролом?

6. Ролевое проигрывание ситуации "Дай мне книгу!"

Цель: поиск конструктивных приёмов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Инструкция. Я сейчас зачитаю ситуацию, а вы представьте себя в этой ситуации, и подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации.

"Вы заходите в класс и видите на столе интересную книгу в красивой обложке. Вам очень хочется взять её и полистать, взглянуть на картинки. Вы приближаетесь к столу, но в этот момент книгу                                     берёт ваш товарищ. А посмотреть книгу так хочется. Как вы поступите в этой ситуации".

Обсуждение по кругу: Как бы вы поступили в данной ситуации?

А сейчас разбейтесь на пары. Я зачитаю наиболее распространенные варианты получения книги, а вы проиграете одну из ситуаций.

  • Попытка отобрать книгу силой, вплоть до драки;
  • Намерение овладеть книгой хитростью, обманом;
  • Покупка или бартер (обмен книги на деньги или другую вещь);
  • Просьба ("Дай, пожалуйста" или "Давай вместе почитаем").

Обсуждение: Ребята, какая пара показала наиболее конструктивную форму достижения результата (получение книги)?

7. Беседа: Приёмы - техники выхода из проблемных ситуаций.

Цель: обучение детей техниках выхода из конфликтных ситуациях.

Ребята, что вы испытываете в конфликтных ситуациях, какие внутренние ощущения у вас возникают в эти моменты?

Для того, чтоб сдержаться, быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы - техники, помогающие сдержаться, быстро успокоиться, не довести ситуацию до конфликта.

  • Самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать;
  • Можно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это поза выдержанного, сильного духом человека;
  • Можно сильно до боли сжать кулачки и медленно разжать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?
  • Способов может быть множество. Важно найти свои, те, которые помогут именно тебе.

9. Упражнение "Комплименты".

Цель: развитие эмпатии, повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Материал: мяч.

Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди говорят что - нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме, и что им нравится в нём. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, манера поведения.

Обсуждение:

1. Какие чувства испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие - то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

4. Какие комплименты производят большее впечатление общие или конкретные? Почему?

10. Рефлексия.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?
  • Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?

11. Ритуал выхода "Радуга чувств"или "Улыбка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема "Агрессия"

                          Цель: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.        ...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"

Цель: развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;   формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Упрямство"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема:" Гнев"

Задачи:развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербали...

Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"

Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...

Интегрированное занятие, классный час/психологическое занятие " Что такое конфликт и как его решить?"

    Данное занятие возможно проводить не только во время классного часа, но и на занятиях по психологии,  других внеклассных мероприятия. Классный час  разработан для 4 клас...

Конспект группового психологического занятия для учащихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1).

Разработка  групового психологического занятия для обучающихся с  умственной отсталостью (интелектуальными нарушенимя) . (Вариант1) 1-4 класс...