Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Базга Ольга Михайловна

Цель:

  •  развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;
  •    формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях;
  •   обучение детей техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obida._zanyatie_4.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обида

Цель: 

  • развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;
  • формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях;
  • обучение детей техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.

1. Приветствие "Привет Саша".

Участники берутся за руки, каждый участник по очереди называет своё имя, например, Саша,  а остальные кричат "Привет Саша".

 2. Упражнение «Новое, хорошее».

Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.

Ребята, что хорошее, новое  произошло у вас за прошедшие дни (обсуждение по кругу).

 3. Обсуждение понятия "Обида".

Цель: осознание личностного смысла понятия «обида», её позитивных и негативных сторон.

Ребята, что значит для вас "обида", или какие ассоциации вызывает у вас это слово? (ответы детей)

Психолог: У всех нас обида бывает разной. У одних из нас, обида быстро забывается, тает, как снежинка на тёплой руке. А у других она живёт долго, и тогда она напоминает иголку в ботинке - постоянно колет нас и заставляет нас грустить или злиться на обидчика.

Обсуждение:

1. Помните ли вы долго свою обиду или быстро прощаете обидчика?

4. Ролевое проигрывание ситуации "Меня обидели".

Ребята вспомните какой - нибудь конфликт со сверстниками или взрослыми, который произошел у вас, и расскажите как вы себя вели в данной ситуации (ответы детей).

Сейчас я вам раздам ситуации агрессивного поведения, ваша задача проиграть ситуацию, и выбрать наиболее подходящий способ разрешения конфликта.

Образцы ситуаций для ролевого проигрывания на занятиях.

Ситуация 1

Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Что ты сделаешь, чтобы разнять их?

Ситуация 2

Ты очень обидел своего друга. Попробуйте помириться с ним.

Ситуация 3

Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой (предметом), как у одного из ребят из вашего двора. Как можно попросить её?

Ситуация 4

Катя и Света на школьной площадке. Они находят на земле яркую ручку. Обе тянутся к ней. Света выхватывает ручку из руки Кати. Она настаивает, что увидела ручку первая и, значит, имеет на неё право. Света прячет ручку за спину и кричит, что ручка её. как помирить девочек?

Ситуация 5

Вы одолжили учебник своему другу, и он его потерял. Что вы чувствуете? Как поступите со своим другом?

Ситуация 6

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нём. Что вы чувствуете? Как попытаетесь решить ситуацию?

Ситуация 7

Сосед по парте во время тестирования заглядывает к вам в листок и навлекает на вас неприятности. Что вы чувствуете? Что будете делать, чтобы избежать неприятностей?

Ситуация 8

Ваша мама заставляет вас мыть посуду, когда вы опаздываете в кино. Как вы поступите?

Ситуация 9

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась. Как поступить Свете в этой ситуации?

Ситуация 10

Одна когда Лёня был в школе он поссорился и затеял драку со своим одноклассником Пашей. Учительница поставила Лёне плохую оценку за поведение и сообщила по телефону его маме о том, что Лёня устроил драку в школе. Что делать Лёне?

В роли обидчика, и в роли обиженного должны побывать все участники.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали находясь в роли обидчика?

2. А что вы чувствовали находясь в роли обиженного?

3. Как вы считаете, всегда ли обидчик преследует цель причинить моральную или физическую боль?

4. Что чувствует обидчик получая агрессивный отпор?

Вывод: Практически всегда, независимо от причины конфликта, многие из нас используют однообразный набор реакций, это в основном проявление вербальной и физической агрессии: это прибегание к грубым формам оправдания, к оскорблениям, либо вступление в драку.

Ребята, подумайте и назовите другие возможные варианты реагирования в конфликтных ситуациях (ответы).

По проигрыванию ситуаций, мы видим, что существует бесконечное множество вариантов реагирования на конфликты, и нужно уметь найти и выбрать один из наиболее безопасных для окружающих.

5. Арт- терапия "Чемодан с обидой".

Закройте глаза и представляйте себе то, что я буду читать.

"Представь, что у тебя в комнате есть большой чемодан, который закрывается на ключ. Может быть, это старомодный кожаный чемодан или современный пластиковый либо металлический. Представь себе ключ от него... Это волшебный чемодан, в которой ты хранишь всё, что тебя волнует, беспокоит или раздражает. Можешь нарисовать это внутри чемодана или возле него".

Дети рисуют - 3 минуты, а потом показываю свои рисунки друг другу.

Представляете, какой груз мы носим с собой!

Обсуждение:

1. Что меня больше всего обижает?

2. Какие мелочи меня нервируют?

3. Что я делаю, когда волнуюсь?

4. Что я могу сделать, чтобы восстановить душевное равновесие? (отложить решение на некоторое время, чтобы достаточно хорошо обдумать его).

6. Упражнение "Посчитай до десяти"

Ребята, для того чтоб быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы- техники, помогающие быстро "выпустить пар", когда человека разозли, обидели. самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать.

Ребята, вспомните своё внутреннее состояние в одной из проигранных ситуаций (обиду, злость, гнев) и попытайтесь воспроизвести его ответы детей). А теперь задержите дыхание и, прежде чем начать что- то делать или говорить, посчитайте до десяти.

Обсуждение:

1. как вы себя чувствуете?

2. Изменилось ли первоначальное намерение выбора способа реагирования?

3. Каким оно было изначально и каким стало сейчас?

4.Кому это упражнение помогло сдержаться?

7. Креативное письмо "То, что дарит мне радость"

Материал: разрезанные пополам по вертикали листы бумаги формата А4 (2 половинки листа для каждой группы) и склеенные между собой так, чтобы получилось подобие длинного папируса. Наверху получившегося "папируса" надпись "То, что дарит мне радость".

Психолог: Иногда мы чувствуем себя беспокойными, ранимыми и тревожными, а порой даже злыми и ожесточенными, забывая о тех вещах, которые делают жизнь приятней, интересной, счастливой и ценной. Часто это мелочи, о которых мы обычно вспоминаем только если они отсутствуют. таким образом, в повседневной жизни мы упускаем возможность почувствовать себя по - настоящему счастливыми. Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую - наше внутреннее состояние?

Разбейтесь на 2 группы.

Инструкция: Вспомните радостные мгновения в своей жизни и запишите их на папирусе. В этом списке могут быть мимолётные переживания - тёплый весенний воздух, запах свежего хлеба в пекарне. Каждый, кому что- то приходит в голову, записывает это на листе. На выполнение задания даётся 10 минут. Каждая группа должна записать как можно больше "мелочей".

Затем дети собираются вместе, каждая четверка рассказывает о своей работе и показывает свой список или кто - то из участников четверки зачитывает его вслух.

Обсуждение:

1. Удалось ли вам (каждой группе) живо описать как можно больше "мелочей", которые дарят нам радость?

2. Наслаждаетесь ли вы каждым мгновением или постоянно находитесь в спешке?

3. Как вы понимаете пословицу: "Каждый сам кузнец своего счастья"? (каждый из нас делает себя счастливым или несчастным).

        10. Рефлексия.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?

11. Ритуал выхода "Радуга чувств" или "Улыбка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема "Агрессия"

                          Цель: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.        ...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса "Проблемы можно решать"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Упрямство"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема:" Гнев"

Задачи:развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербали...

Психологическое занятие для начальных классов о правилах поведения в школе

Разработанные мною занятия позволяют формировать у обучающихся положительного отношения к школе и правилам поведения в школе....

Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"

Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...

Конспект группового психологического занятия для учащихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1).

Разработка  групового психологического занятия для обучающихся с  умственной отсталостью (интелектуальными нарушенимя) . (Вариант1) 1-4 класс...